Новости

Всё дальше от постели больного?

Всё дальше от постели больного?

В ординатуре остаются свободные места

Медицинских работников не хватает. Как врачей, так и среднего персонала. Притом что профильные вузы, колледжи, училища исправно выдают на-гора дипломированных специалистов. Вопросов здесь много. Куда деваются выпускники с дипломами? Почему не идут работать по профессии? Каких именно специалистов выпускают учебные заведения?

Последний вопрос, в частности, был затронут на заседании медсовета, прошедшего недавно в городской клинической больнице скорой медицинской помощи имени Н. С. Карповича. Возник он не случайно, поскольку темой медсовета были перспективы развития учреждения. Ведь перспективы без человеческого наполнения представить достаточно сложно.

В чём же конкретно состоит суть вопроса? Если вкратце, то в определённый момент наступил период, когда образование и клиника как бы отдалились друг от друга.

Программы обучения (спущенные, соответственно, сверху) таковы, что основной упор делается на теоретические дисциплины, количество же часов, выделенных на практические занятия, уменьшается.

- Учить студентов на словах - это нонсенс, - говорит Сергей Гребенников, заместитель главного врача БСМП по медицинской части. - Только личным примером: делай, как я. Чтобы смотрели, впитывали, пробовали. Общая же картина сегодня такова: мы всё дальше уводим студентов от постели больного. Есть тут связь или нет, но нынешним молодым медикам неинтересно работать в практической медицине. Я начинал в анестезиологии-реаниматологии, попасть туда можно было только по серьёзной рекомендации. Сейчас же - это подтверждённый факт - остаются свободными места в бесплатной клинической ординатуре. Возможно, время такое, романтизм из профессии ушёл. Был период, когда только ленивый не ругал медицину. Опять же зарплаты невысокие, мотивации должной нет. Вот и идут с дипломами куда угодно, в лучшем случае в частные клиники либо вообще направляются в абсолютно другие сферы.

Повторимся: имеет место быть разрыв теории и практики. Ситуация сложилась такая, что, например, интерны и субординаторы появляются в больницах только к зиме, хотя следовало бы, по идее, ещё в августе. То есть несколько месяцев они занимаются другими всевозможными дисциплинами - не в клинике. Хотя именно в медучреждении они должны не только получать практические навыки, но и учиться принимать самостоятельные решения. Не говоря уже о том, что могут принести реальную помощь больнице, докторам, особенно во время отпусков.

К сожалению, сейчас практически разорвалась сама цепочка «будущий врач - больница». Несколько лет назад студентам медицинских вузов юридически запретили подрабатывать в рамках будущей профессии. Логику здесь проследить довольно трудно. Почему завтрашний врач не может пройти все ступеньки пути, начиная от санитара? Это же абсолютно естественно. Тут тебе и практика, и опыт, и деньги, наконец. Сначала утки и швабры, потом таблетки, уколы и капельницы. Нормальный процесс, полезный. И - тем не менее.

- Было такое решение - о запрете, - говорит Владимир Фокин, главный врач городской клинической больницы № 20 им. И.С. Берзона. - Много появилось разных регламентирующих законов, вот и здесь: не имеешь соответствующего сертификата, не имеешь и допуска. Хотя в советское время многие студенты-медики подрабатывали, я в том числе. И, конечно, отличались от тех, кто видел больных только во время прохождения практики. Да все наши врачи, кому сейчас за 50 лет, начинали так. Был своеобразный фильтр: приходили в больницу 10-15 студентов, оставались два-три.

Это один момент, который выделил Владимир Александрович. Второй: каждый руководитель хотел бы растить будущего врача, что называется под себя, ещё с младших курсов. Тут быстро становится понятным, выйдет ли что путное из будущего медика, или нет. Коллектив присматривается. Если глянется человек, зовут к себе на практику - медсестринскую, врачебную. А после диплома - на постоянку. Хорошая, проверенная схема.

Однако вернёмся к запрету. Подрабатывать студенты-медики, само собой, не перестали: жить-то надо. В менеджеры идут, в промоутеры, в грузчики, на вахте по ночам сидят. Хотя, извините, ежу понятно: если ты хочешь стать настоящим специалистом (а не просто получить корочки), нужно как можно раньше окунуться в профессию. В результате же запрета наше здравоохранение только потеряло.

Слава богу, одумались. В этом году Минздрав РФ утвердил правила допуска учащихся к медицинской практике. Правда, для подработки в свободное от учёбы время студентам придётся получать официальное разрешение, выдавать которое будет специальная комиссия. На должности санитарок, сиделок и нянь допускаются только те, кто успешно окончил три курса вуза (я, помнится, санитарила в своё время, вообще не имея отношения к медицине). Старшекурсникам для получения допуска нужно будет написать тесты, сдать практические навыки и пройти собеседование. Заорганизованно, но лучше, чем ничего.

Владимир Фокин приводит тревожный факт: большинству врачей в клиниках уже за 50 лет.

А ведь на подготовку специалиста после окончания медвуза уходит несколько лет - мало кто из выпускников сразу готов к врачебной практике. Так что реанимация старой системы подработок очень кстати, поскольку позволит ускорить процесс профессионального роста. А старой гвардии скоро потребуется смена.

Впрочем, Владимир Александрович не намерен сгущать краски, он считает, что ситуация решаема, многое можно исправить. Один из вариантов - индивидуальный подход. Сотрудники больницы № 20 ищут потенциальных коллег среди студентов. Агитируют (в правильном смысле слова), рассказывают, приглашают: «Хочешь, приходи - смотри». Молодёжь нужно тащить в клиники, в практическую медицину. Чтобы не было перекоса в теорию. Чтобы диплом врача не был просто корочками. Вот только как реанимировать романтизм?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА