Новости
Авторитетов не признавал. Ниспровергал
Помню, что когда я в составе сборной красноярского крайсовета «Динамо» первый раз приехал на стрельбище в подмосковные Мытищи, очень удивило то, что почти все - и корифеи стрелкового спорта, и руководители служб лучшего в стране стрелкового центра, и даже работницы столовой со стажем - называли Зазулина Игорьком. Он в ту пору был уже почти седой, хоть и было тренеру всего-то 35 лет.
Только позднее, когда и наставника нашего узнал получше, да и среди людей стрелковых со стажем покрутился, понял, что обращались к Зазулину таким образом отнюдь не с позиции превосходства или небрежения. Связано это было скорее с тем, что паренёк из далёкого Красноярска буквально ворвался в элиту советского стрелкового спорта, как многим казалось, из ниоткуда и в довольно раннем возрасте. Великий спорщик с юности, любитель в каждом деле докопаться до истины и ниспровергатель авторитетов, человек, как нам всегда и справедливо казалось, знавший и умевший всё на свете сделать своими руками, Игорь Зазулин стал чемпионом страны в 21 год. Причём в тяжелейшем виде программы соревнований - стрельбе из трёх положений (лёжа, с колена и стоя) по 40 выстрелов из каждого на дистанции 300 м из произвольной винтовки калибра 7,62 мм. Стрелковый марафон длился шесть часов, и спортсмены теряли в ходе стрельбы порой до трёх килограммов веса. В далёком 1955 году красноярцу удалось обойти олимпийских чемпионов Анатолия Богданова, Василия Борисова и других признанных фаворитов. Вот вам и Игорёк!
- Хорошо помню церемонию награждения на стадионе во Львове - вспоминает Зазулин, - даже фотография сохранилась. Стою на пьедестале в чемпионском свитере с гербом СССР и медалью, а лицо опущено вниз. (Улыбается.) Впечатление такое, что вроде как заскочил парень не на своё место. Оценил победу, пожалуй, только год спустя. На открытии стадиона Лужники в дни первой летней Спартакиады народов СССР мне выпала честь в составе колонны чемпионов страны 1955 года, открывавшей праздник, совершить круг почёта с лучшими спортсменами Советского Союза. А потом мы вместе смотрели торжественную церемонию прямо под правительственной трибуной, где находились руководители страны. Среди них Хрущёв, Булганин, Ворошилов и Будённый.
«Соревнование - это стремление стать лучшим. Но не в плане красивой спортивной формы, модной экипировки, а благодаря высокому спортивному результату. В процессе тренировки ты должен вобрать в себя всё лучшее от тренера, от собственного понимания вида спорта, который ты выбрал, и показать свой максимум в борьбе с соперниками».
Позднее были и другие чемпионские медали, рекорды страны, золотая командная медаль чемпиона Европы, завоёванная в швейцарском Винтертуре в стрельбе из той же произвольной винтовки. Волновался ли сибиряк на стрельбище близ альпийского курортного города? Зазулин вспоминает, что перед первым выстрелом - едва он коснулся спускового крючка, его как горячей волной обдало с головы до пят. Переждал минуту-другую, ругнул себя от души. Успокоился. И только потом принялся за дело. Выбил в первой серии 99 очков из 100 возможных и втянулся в соревновательный ритм. Совсем немного не хватило, чтобы попасть на пьедестал в личном первенстве.
- Но я всё равно вспоминаю Винтертур с хорошими чувствами. Одно удовольствие даже просто пострелять в такой компании: Толя Богданов, Вася Борисов год спустя стали в Риме двукратными олимпийскими чемпионами, а ещё один участник команды - Миша Иткис завоевал серебро Игр. Взять же европейское золото и стать соавтором рекорда континента - тем более почётно. Сравнить ту радость могу, пожалуй, с тем, что в 1958 году мы с Рудольфом Лустбергом завоевали для Красноярска четыре золотые медали чемпионата СССР.
Были в послужном списке Зазулина и другие международные старты, в которых он поднимался на пьедестал, но на чемпионатах мира или континента Игорю Григорьевичу больше выступить не удалось. Чемпион мира 1958-го и Европы 1959 года Анатолий Тилик из Душанбе, с которым удалось однажды переговорить о Зазулине, сказал, что тот был одним из самых ярких, талантливых и разносторонних стрелков в 1950-е годы.
- Для того чтобы пробиться в сборную страны издалёка, - с улыбкой добавил Тилик, - мало было показывать высокий результат, надо было быть на голову выше всех. А в те годы в СССР блестяще выступало много стрелков мирового уровня. При прочих равных условиях в сборную команду брали спортсменов, за которых могли постоять, скажем, руководители республик, спортивных обществ или Вооружённых сил. А кто мог постоять за Игоря из вашей Сибири? Вот и думай, парень…
Сам же Игорь Григорьевич всё чаще и всё серьёзнее задумывался о тренерской карьере. Вспоминал своего школьного учителя физкультуры Исайю Моисеевича Шмуклера, тренеров-инструкторов ДОСААФ, большинство из которых были фронтовиками: Виталия Дмитриевича Шишулина, Петра Иннокентьевича Кокорина, Вениамина Григорьевича Желтовского, Иоакима Ивановича Кадонцева, в «лапы» которых, по выражению самого Зазулина, он попал ещё школьником. И уже через пару-тройку лет тренировок выиграл первенство РСФСР, стал мастером спорта.
- Это были замечательные люди, не только специалисты своего дела, - вспоминает Зазулин. - А Алексей Тетерин, отрабатывая с нами снайперские упражнения, к концу тренировки буквально с ног валился. Мы стреляли на дистанции 300 м, а он по блиндажу на линии мишеней носился из конца в конец с мишенью-бегунком на шесте. Много потом встречал замечательных наставников в сборных страны, ДОСААФ, Вооружённых сил, «Динамо», но не во всём был согласен с ними. Хотел применить свои знания, опыт, воспитать ученика, который пойдёт дальше меня. Тем более пусть и маленький, но опыт тренерский у меня был ещё со времён службы в армии, когда я подготовил 18 снайперов. С одним из них - Николаем Мальчиком дружим до сих пор.
Перейдя в 1959 году в красноярское «Динамо», Зазулин стал играющим тренером. Почти сходу подготовил мастеров спорта Владимира Асташевского, Виктора Чеботка, Елену Шарапову, Юрия Епишина. Команда неплохо выступала на чемпионате Российского совета «Динамо», и в 1968 году даже заняла второе место, уступив только москвичам. Но Зазулину этого показалось мало. С благословения руководителя крайсовета Ивана Маевского Игорь Григорьевич залез в шкуру биатлониста, чтобы помочь развитию нового вида спорта, испытав на себе все его тягости и особенности. Бегал 25-километровые кроссы вместе с мастерами спорта Борисом Ивановым, Владимиром Платоновым, Юрием Федоренко и другими первопроходцами. Даже выступил однажды на чемпионате края по биатлону, где занял четвёртое место. Но вот выдать «на гора» всё, что он бы мог в стрелковом спорте, мешало отсутствие в «Динамо» собственного тира. Мы школьниками занимались во многих местах, например, в подвале общежития технологического института, где был оборудован плохонький тир. А винтовки и пистолеты после тренировки относили - страшно сейчас даже говорить об этом - в домик близ Качи, где оно «складировалось» у тёщи Игоря Григорьевича под кроватью. Такие были времена. Только сам Зазулин знает, скольких трудов стоило появление тира «Динамо» в Студенческом городке. Индивидуальное проектирование было долгие годы под запретом, и Зазулину пришлось пробиваться на аудиенцию с начальником одного из управлений Госстроя СССР, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, заручившись отзывами о рабочем эскизе тира от лучших тренеров страны.
- Спасибо руководителям крайсовета Ивану Петровичу Маевскому и Георгию Николаевичу Лисину, без них бы ничего не удалось сделать. Особая благодарность начальнику краевого УВД того времени Дмитрию Ивановичу Грабежову - он решил все дела по финансированию строительства, - говорит Зазулин.
И, как всегда, скромничает. Даже в тех немыслимых условиях ему удалось воспитать ученика, который не только стал чемпионом мира, но и локомотивом строительства тира. Речь о Георгии Запольских, а также об интуиции и мастерстве Зазулина-педагога. Другой бы на его месте пропустил мимо ушей рядовую информацию, что на первенстве одной из воинских частей внутренних войск в крае рядовой Запольских победил всех офицеров и неплохо затем выступил на первенстве дивизии. Игорь Григорьевич решил повнимательнее к бойцу присмотреться: добился прикомандирования Георгия в один из батальонов в Красноярске. Позднее Зазулин скажет: то, что их пути пересеклись, это была судьба. Многие отличные, трудолюбивые тренеры просмотрели сотни, а то и тысячи ребятишек, но «своего» ученика так и не встретили. А скромный паренёк из деревни Песчанка Кировской области, плотник по гражданской профессии Георгий Запольских оказался идеальным «материалом» для воплощения опыта, идей и знаний Игоря Григорьевича.
- Когда Запольских стрелял, он так концентрировался на задании, на самом процессе стрельбы, что никакая сила не могла его заставить отвлечься, - назвал сильнейшее, на его взгляд, качество ученика Зазулин. - И ещё он был очень трудолюбив и верил в то, что я ему предлагал, был, особенно в первые годы нашего сотрудничества, управляемым в спортивном плане человеком. На финале Спартакиады СССР в 1971 году они с олимпийским чемпионом Григорием Косых стреляли неподалёку друг от друга. Заканчивали упражнение почти в одно время и шли очко в очко. Всё решал последний выстрел. Гера, как мы все называли Запольских, последним выстрелом попал «десятку» - не рассыпался, а Гриша - только «девятку». В результате чемпионом и рекордсменом Спартакиады - первым из красноярцев - стал Запольских, а Косых отстал от него на одно очко. Во время стрельбы Гера ни разу не оглянулся, не посмотрел по сторонам. И с огневого рубежа ушёл не сразу. У меня создалось ощущение, что если бы надо было сделать ещё десять выстрелов, он бы выполнил их также хорошо.
А за день до этого Зазулин и Запольских побывали на Новодевичьем кладбище, где похоронены великие люди России. Поразмышляли об их вкладе в науку, культуру, искусство Отечества. И остановились у могилы нашего земляка, первовосходителя на пик Коммунизма Евгения Абалакова. И надо же, к ним подошла вдова великого альпиниста - Анна Николаевна, поинтересовалась, не из Красноярска ли они. Очень тёплая, душевная беседа получилась. Она стала ещё одним звеном, укрепившим у спортсмена веру в себя. И в то, что невозможное возможно, если достижению цели отдашь всего себя.
- Тренер должен создавать для ученика все условия, в том числе и бытовые, чтобы он совершенствовал мастерство, - считает Зазулин. - Большой спорт - это тяжелейшая работа, и ничто не должно мастера от неё отвлекать. Наставник должен уметь принимать на себя и отводить от спортсмена все удары, которые могут тому помешать добиться успеха. Должен быть и нянькой, и строгим, но справедливым дядькой. Таким быть трудно, но для себя я иного пути не видел.
Досье:
Игорь Григорьевич Зазулин. Заслуженный тренер РСФСР, мастер спорта СССР, Почётный мастер спорта СССР, первым из красноярских спортсменов вошёл в национальную сборную страны по олимпийскому виду спорта. Чемпион и рекордсмен Европы в командном зачёте в стрельбе из произвольной винтовки на 300 м (1959), серебряный призёр первой и второй летних Спартакиад народов СССР (1956, 1959), чемпион первой Спартакиады народов РСФСР (1959), трёхкратный чемпион и трижды рекордсмен СССР, неоднократный чемпион ДОСААФ СССР, Вооружённых сил СССР, победитель и призёр международных соревнований. В качестве тренера воспитал чемпиона мира в личном и дважды чемпиона и рекордсмена мира в командном зачёте заслуженного мастера спорта Георгия Запольских, который на протяжении десяти лет входил в состав сборной команды СССР (1971-1980). Под его руководством Андрей Дунаев (первый тренер Владимир Шахматов) стал мастером спорта СССР международного класса и чемпионом и рекордсменом мира в составе сборной команды СССР. За свой вклад в подготовку стрелков имеет памятные награды ЦС «Динамо», КГБ СССР и МВД СССР.