Новости
Герой Труда - это звучит… Гордо?
Возродить профессию созидателя
«Жить, отдаваясь целиком и полностью делу, которое знаешь и любишь» - к этому, по мнению восьмиклассника 21-й школы Данила Марлинского, победителя конкурса сочинений на тему «Славен трудом человек», должен стремиться каждый. Без сомнения, можно сказать, что именно так жили ветераны и Герои Социалистического Труда, о многих из которых написали школьники в своих работах. Иван Сафонов, Николай Никольский, Вячеслав Аксенов, Зоя Сафонова - список прославивших родину людей можно продолжать очень долго. Все они - созидатели, люди физического труда.
- К сожалению, сейчас дети не проявляют интереса к рабочим специальностям, - обеспокоен Юрий Иванашкин, кавалер ордена Ленина и трёх орденов Трудовой славы, председатель регионального отделения общества «Трудовая доблесть России». - А ведь ряды «трудовой гвардии» орденоносцев редеют. И основная задача нашей организации - работа со школьниками.
Красноярская «Трудовая доблесть» проводит с детьми профориентационную работу. Организует встречи Героев Соцтруда в школах города, устраивает экскурсии на предприятия Красноярска, где ребята могут познакомиться с современным производством. Например, в музее истории Красноярской железной дороги побывал лицей № 28, старшеклассников школы № 32 водили на комбайновый завод, а 85-й школе экскурсию устроили на литейно-прессовом заводе компании «СИАЛ».
«Приёмщик химчистки получил сто тысяч за добросовестную работу» - такой плакат мы видели в питерском метро.
- Старшее поколение уже своё отработали, - продолжает Юрий Филиппович. - Кто придёт нам на смену? Ведь кто-то должен растить хлеб, потому что деньги есть не будешь! Вы только представьте, какая ответственность лежит на плечах колхозника! Чтобы хлеб попал на стол, он должен пройти несколько стадий: вспашка поля, посев, а потом и сбор пшеницы. Затем её нужно перемолоть, наконец, транспортировка, выпечка и продажа. Большая выстроилась цепочка, и всё идёт от колхозника-созидателя! А их на рынке труда дефицит…
Действительно, агентство труда и занятости населения Красноярского края приводит такую статистику. В январе 2013 года от работодателей поступили сведения о потребности в 14,2 тысячи специалистов, доля рабочих профессий в числе заявленных вакансий составила 73,5 процента. В поисках работы обратились 9,4 тысячи граждан, из них 64,8 процента ранее занимали должность рабочего.
Вот что пишет в своём сочинении Валерия Ситяева - участница конкурса»Славен трудом человек»: «Что полезного может извлечь современный одиннадцатиклассник из встречи с человеком, удостоенным награды за трудовую деятельность? Мой вопрос разрешился сразу, как только Вячеслав Иванович Аксёнов - так звали нашего гостя - перешагнул порог класса». Школьница пишет о вкладе этого человека в строительство БАМа, о том, что его жизненный опыт не должен быть забыт. «Захотелось приложить максимум усилий для того, чтобы быть хоть чуточку похожей на Героя Социалистического Труда Вячеслава Ивановича Аксёнова», - подвела итог ученица.
Восхищается советским работником - своим дедушкой - и шестиклассник Родион Мунин, занявший второе место в конкурсе: «Благодаря своему деду Ситчихину Степану Ивановичу - строителю и ударнику труда, - я точно знаю, к чему нужно стремиться».
Несомненно, ребята гордятся успехами и достижениями своих бабушек и дедушек, но почему, заканчивая школу, внуки не торопятся идти по их стопам?
- Дети хотят быть успешными личностями, - поясняет Юлия Грызова, социальный педагог школы № 10. - Закончить одиннадцать классов, поступить в вуз и потом устроиться на такую работу, где они получали бы достойную заработную плату.
А в СССР люди не гнались за образованием. Восьмиклассница школы № 21 Киреева Ксения пишет: «Семья у моей бабушки Третьяковой Емилии Федосеевны была большая - десять братьев и сестёр... Жили они бедно, часто приходилось голодать. Первые два класса бабушка ходила в школу только осенью, потому что не было тёплых вещей. Получив восемь классов образования, что по тем временам считалось очень хорошо, бабушка устроилась разнорабочей на склад». Кроме того, большинство людей труда были родом из деревень, многие из которых уже разорились и исчезли с карты России. «Моя бабушка родилась в селе Медведское», «дед родился в 1933 году в большой деревне Алтайского края», «Сафоновы жили в селе Качулька» - подтверждают сочинения ребят.
- Думаю, чтобы пробудить интерес у школьников к рабочим специальностям, им нужен наглядный и современный пример, - продолжает Юлия Юрьевна. - Почему мы не слышим об Иване Ивановиче с алюминиевого завода, которому за успешный труд дали квартиру или вручили премию за перевыполненный план? Я уверена: если в школу на классный час придёт тридцатилетний сварщик, получающий пятьдесят тысяч рублей, и станет рассказывать о своей работе, то это заинтересует ребят. А если сварщик получает за свой труд копейки, которые есть и у продавца, то все пойдут торговать, потому что эта работа проще.
Конечно же, в Советском Союзе труд лёгким не был, но человек, добивавшийся выдающихся успехов в своём деле, был окружён почестями и отдавался своей работе с ещё большим рвением. Действовала целая система поощрений и наград, которая была ликвидирована с распадом СССР.
- Что говорить, у современных рабочих тяжёлый труд, низкая зарплата, а следовательно, и плохие условия жизни, - сетует Юрий Филиппович. - В России уже нет того престижа трудовых профессий, который существовал в советское время.
Получается, что многое зависит от государства.
- Школа - часть системы государственного образования, выполняющая госзаказ, если можно так сказать, и если нам действительно нужны рабочие, то должна быть мотивация со стороны государства и СМИ, - утверждает Юлия Грызова. - Нужно продемонстрировать школьникам, что и рабочим быть успешно. «Приёмщик химчистки получил сто тысяч за добросовестную работу» - плакаты с такой надписью видели мы с детьми в питерском метро. Ребята с круглыми глазами смотрели на эти вывески. У кого-то из них точно промелькнула мысль: а почему бы не пойти работать приёмщиком в химчистку?!