Новости
«Закон о тишине» вызвал неоднозначную реакцию в обществе
Много шума из ничего?
Любые звуки могут подпасть под предлагаемый закон, который отдаётся на усмотрение правоприменителей: они будут наказывать за то, что посчитают нарушением.
«Жаль, что некоторые депутаты и СМИ выступают против наших предложений, которые защищают людей от нарушителей тишины», — подытожила депутат Законодательного собрания края Марина Добровольская обсуждение поправок к краевому закону «Об административных правонарушениях» на заседании комитета по вопросам законности и защиты прав граждан. И здесь хочется уточнить: неоднозначно к документу, называемому в народе «законом о тишине», относятся и красноярцы. Это показал опрос, проведённый нашей газетой в начале текущего года.
Сначала суть проблемы, которая вызвала бурное обсуждение в обществе. В декабре прошлого года краевыми парламентариями был принят законопроект «О внесении изменений в статьи 1.1. и 1.3 Закона края «Об административных правонарушениях». Сейчас документ готовят ко второму чтению.
Действующий в данное время закон не разрешает шуметь с 23 часов вечера до семи утра в любой день. Принятый в первом чтении документ сместил временные рамки: тишину нужно соблюдать с 21 до 9 часов. Появился в проекте конкретный запрет на проведение ремонтных работ в жилых помещениях: в будни, опять же, с 21 до 9, а в воскресенье — на весь день.
Ко второму чтению депутаты разработали ещё ряд поправок, которые и рассматривались на днях на комитете по вопросам законности и защиты прав граждан. Так, Татьяна Волоткевич предложила распространить запрет на использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств вечером и ночью на дачных участках. Наверняка многие дачники согласятся с этой поправкой. Михаил Козлов предложил скорректировать «время тишины» на один час — с 22 до 9 часов. И был поддержан. Сразу несколько депутатов считают необходимым дополнить законопроект такой нормой: соблюдать тишину нужно и в дневное время — только штрафы за нарушение будут меньше. Исключение составляют ремонтные работы — в будние дни и в субботу стучать молотком и включать дрель не возбраняется.
Рассказывая нашим читателям о «законе о тишине», мы предложили им высказать свою точку зрения о том, в какое время в квартирах не нужно шуметь. Обозначили несколько вариантов, которые включали как ныне действующие нормы, так и предложения депутатов. Получив многочисленные послания, мы убедились: проблема эта волнует красноярцев. Результаты же показали: мнения у людей очень разные, ни один из вариантов в явные лидеры не вышел.
Голосуя за тот или иной вариант, читатели аргументировали свою позицию. «Я мечтаю, чтобы поправки к краевому закону были приняты, поскольку уже несколько лет слушаю и днём и ночью меломана-студента, который не хочет угомониться, — написал Владимир Скулов, пенсионер. — Скоро с ума сойду от его ужасной музыки, которая пробивается через стену ко мне. Нужно, чтобы была возможность остановить таких людей штрафами, вызовами в полицию, по-хорошему с ними не договориться, как показывает жизнь». Вот точка зрения Ивановской Валентины Николаевны: «Конечно, мы часто сталкиваемся с тем, что хочется тишины в какой-то период. И надоедает, если кто-то занимается ремонтом в выходные дни. Но людей можно понять, ведь многие в будни допоздна на работе и только в выходные могут заниматься ремонтом. Так что я за тишину во все дни с 21 до 9 часов».
«Хочется, чтобы рассмотрение закона было на самом деле объективным, — написала Ксения. — А то примут такой, что можно будет и на топот детей жалобы писать! А если кто-то не любит или не может в кафе день рождения отмечать, а бывает он раз в году, неужели нельзя будет с пониманием к этой ситуации отнестись? Закон должен все эти моменты учесть!»
К слову, параллельно с красноярским в Интернете активно обсуждали санкт-петербургский «закон о тишине», который, правда, называли по-другому — «закон о топоте котов». Дело в том, что депутаты Северной столицы предлагали в числе других поправок конкретизировать шумы, за которые можно штрафовать. «Стук», «передвижение мебели», «громкий храп», «пение», «стоны и скрипы», «вой собак», «топот котов» — таковы были варианты. Многие из них не были одобрены парламентариями, тем не менее петербургский закон довольно конкретный. Человека могут оштрафовать за следующий ночной шум: использование телевизоров, радиоприёмников, магнитофонов, других звуковоспроизводящих устройств, крики, свист, пение и игра на музыкальных инструментах, использование пиротехнических средств, а также ремонтные, разгрузочно-погрузочные, строительные работы. В красноярском законопроекте упоминается два вида шума — использование звуковоспроизводящих устройств и ремонтные работы. Но наказать могут не только за них. Как следует из документа, чревато последствиями «совершение действий, нарушающих тишину и покой окружающих». И эта абстрактная формулировка вызывает вопросы.
— Проблема нарушения тишины существует, и действующий закон её не решает, — отмечает юрист, депутат Красноярского городского совета Александр Глисков. — Нужно искать пути совершенствования документа, но рассматриваемый сегодня краевыми парламентариями вариант, на мой взгляд, не отвечает общеправовым принципам законности. Предлагая считать проступком любые действия, нарушающие тишину и покой граждан, закон о защите тишины превращается в закон о запрете звуков. По сути, шум — это всё, что не тишина. И любые звуки могут подпасть под такой закон, который отдаётся на усмотрение правоприменителей: они будут наказывать за то, что посчитают нарушением. И здесь возникает масса возможностей для злоупотреблений. Другой немаловажный момент — закон провоцирует конфликты между соседями, которые могут сделать документ орудием мести. Во избежание этого нужно разработать расширенные перечни запрещённых шумов и способы их измерения.
У инициаторов законопроекта свои аргументы.
— 30-я статья Жилищного кодекса РФ определяет, что человек, живущий в многоквартирном доме, обязан соблюдать законные интересы соседей, — отмечает Марина Добровольская. — И ко мне обращаются много людей с просьбой принять поправки к закону об административных правонарушениях. Люди устали от шума. И давайте научимся защищать не тех, кто нарушает, а тех, кто нормально живёт.
Только вот при предложенной формулировке закона нормальный человек легко может стать нарушителем, совершенно того не желая. «С ужасом думаю о том, что закон могут принять, — написал на сайте нашей газеты Глеб. — На днях соседка пришла с обвинениями, что я специально шкаф роняю на пол, чтобы ей досадить. А я просто диван раскладывал. Но она не слушает — грозится новым законом и штрафом. А я виноват, что в наших домах слышимость такая, что всё у соседей слышно?»
В административных комиссиях не отрицают, что работы у них может прибавиться, если «закон о тишине» примут. И сутяжники, возможно, активизируются, и с помощью закона соседи будут вымещать зло друг на друге. С такими случаями в комиссиях сталкиваются и сейчас.
— Но, судя по поступающим от людей жалобам и обращениям относительно нарушений тишины и покоя, нужно существующий закон менять, — говорит заместитель председателя административной комиссии Советского района Евгения Погонышева. — Практика покажет, насколько эффективны новые правила. В любом случае, каждый случай мы рассматривали и будем рассматривать на комиссии в индивидуальном порядке.