Новости
Как перейти на домашнее обучение
В стране вечных каникул
«Я в отчаянии. В последнее время мой сын-первоклассник отказывается идти в школу: отвожу со слёзами. Сын говорит, что учительница его оскорбляет, ругает за то, что он медленно пишет. На мои претензии педагог отвечает, что мальчик выдумывает, просто не хочет учиться. Но это не так, ведь примеры по математике сын решает хорошо. Слышала, что сейчас можно учить ребёнка дома. Может, мне стоит забрать сына из школы? Как это можно сделать? Александра, Октябрьский район».
Домашнее обучение - форма образования, при которой дети получают знания дома, а уроки ведут сами родители или репетиторы, - набирает популярность в нашей стране. В социальных сетях - десятки групп, посвящённых семейному образованию, о нём информируют интернет-сайты, ведутся дискуссии. По некоторым данным, в последние пять лет число домашних учеников в стране выросло в четыре раза - с 25 тысяч до 100.
Сторонники хоумскулинга считают, что, обучаясь в семье, у ребёнка больше шансов вырасти любознательным, самостоятельным и получить твёрдые знания, противники уверены - без школы ребёнку невозможно научиться общаться и дружить.
Теоретически перейти на домашний формат учёбы легко: нужно написать заявление и договориться со школой о схеме аттестаций - количестве зачётов и их форме, подписать документы. Практически же учить дитя самому совсем не просто. И не только потому, что сторонникам домашнего обучения приходится противостоять давлению родных и друзей. Главное - организация процесса требует времени, знаний и сил, которые есть далеко не у всех мам и пап. Эксперты уверены - семейное обучение показано только в особых случаях.
- Всего в Красноярске в формате домашнего образования ежегодно занимается в среднем 20 детей, - отмечает Ольга Легачёва, главный специалист главного управления образования администрации Красноярска. - Учащиеся дома могут пользоваться школьными ресурсами, перед сдачей экзаменов им положен час консультаций по каждому предмету.
Вновь сесть за парту можно в любой момент, а если результаты домашнего обучение окажутся неудовлетворительными, семью обяжут вернуть ребёнка в школу. Ольга Викторовна говорит, что такую систему обучения выбирают красноярские семьи, часто выезжающие за границу, родители одарённых ребят и те, кто желает дать детям знания шире школьной программы.
К последним относится красноярка Анастасия Кузьмина, по профессии детский врач, решившая почти четыре года назад учить свою дочь-шестиклассницу самостоятельно.
- Мне хотелось пробудить в девочке страсть к самообразованию, раскрыть её индивидуальность, помочь ей понять, чем она захочет в жизни заниматься, - делится женщина. - Эти задачи не просто решить при традиционном обучении, когда учитель должен уделить внимание как минимум двадцати разным личностям, с разными способностями и поведением, где много других напрягающих и моментов. Возможности учиться дома у нас были, я не работаю. Муж меня поддержал, решили попытаться.
Результаты эксперимента Анастасию радуют: её дочь отлично учится, нашла себя в искусстве - танцует ирландские танцы, самостоятельно подготовилась и поступила в суриковскую художественную школу. Мама вполне справляется с ролью учителя, правда, сетует на некоторые скучные учебники, где отсутствует логика. Предметы в домашней школе проходят с погружением, к примеру, на курс математики уходит два месяца, сейчас занимаются русским и литературой.
Удобно домашнее образование и будущим чемпионам.
- Дочь-старшеклассница увлекается спортом, из-за сборов и соревнований часто пропускала уроки, - делится красноярка Наталья Мазуренкова. - Даже в таких сложных условиях дочь училась без троек сама, без нашей с мужем помощи, мы оба работаем. Мы подумали и перевели её на домашнее обучение. Теперь она строит образовательный график так, как ей удобно, уделяет внимание нужным предметам, успеваемость не стала хуже.
Кроме талантов, в списке домашних школьников - ученики, чьи родители хотят уберечь детей от вредного влияния на неокрепшие умы и сердца. Для всех пятерых детей педагога дополнительного образования Вадима Окладникова первыми учителями были родители.
- Мы хотели дать детям качественное образование, научить их творчески мыслить и любить учиться, - поясняет мужчина. - Но главное, к чему мы стремились - это укрепить в детях нравственность, заложить в них христианские ценности, кажется, это нам удалось.
Энтузиазм приверженцев домашнего обучения разделяют далеко не все. Главный аргументов противников - отсутствие социализации домашних детей.
- Ребёнок не должен расти вне общества, а обучение дома сродни изоляции, - считает Ирина Павлова, педагог с сорокалетним стажем. - Да, у школы сегодня есть проблемы, но это не отнимает её многих преимуществ. Здесь учат работать в команде, помогать другу и самому получать помощь.
Учитель полагает, что секции и студии социализации не помогут, ведь их посещают несколько раз в неделю, вне кружков дети общаются нечасто.
В унисон звучит мнение депутата горсовета, директора школы № 86 Марины Малышевой. Она уверена, что домашнее обучение имеет право на жизнь, но никогда не заменит традиционное образование.
- Школа - удивительный мир, и нельзя лишать его ребёнка, если нет особых причин, - говорит педагог. - Чем заменить походы, вечера, КВНы, субботники, первые чувства, наконец? Как без совместных дел, которые и учат жить в обществе?
Мнения педагогов отчасти разделяет и психолог.
- Благодаря школе человек усваивает социальные нормы, учится правильной модели взаимодействия со сверстниками и взрослыми, - поясняет Наталья Стряпухина, психолог центра социальной помощи семье и детям «Качинский». - Но есть случаи, когда мы рекомендуем домашнее обучение, хотя бы как временную меру.
Психолог поясняет, что нашей читательнице Александре, приславшей письмо в газету, не стоит сразу забирать ребёнка на домашнюю учёбу, столкнувшись с конфликтом.
- Нужно попробовать установить контакт с администрацией школы. Если учитель не идёт на диалог, обратиться к администрации, может, перейти в класс к другому педагогу или даже в другую школу, - советует психолог. - Если не получается, а ситуация становится слишком травматичной для первоклассника, можно перевести сына на семейное образование, хотя бы на короткий период. Во время учёбы дома нужно создать младшекласснику ситуацию успеха и помочь ему поверить в свои силы и тогда вернуться в класс.