Новости

Евгений Устюгов в Красноярске: «Бьорндаллена было даже немножко жалко»

Евгений Устюгов в Красноярске: «Бьорндаллена было даже немножко жалко»

Когда встречаешься с людьми, которых ты видел на телекартинке во время значимых для тебя или даже страны в целом событий, всегда хочется подробностей. Ведь наверняка они, участники и герои репортажей, видели, чувствовали гораздо больше, чем мы по ту сторону экрана. Хочется узнать, что они не только говорили во всеуслышанье, но и думали. Нельзя же, хотя нас пытаются к этому приручить, целиком и полностью полагаться на телеведущих - иной раз и не очень-то сведущих в теме, о которой они ведут речь.

В данном случае мы говорим о биатлоне. Точнее, о мировом чемпионате в Ханты-Мансийске, который лишь под занавес наградил россиян и красноярцев, в частности, за долготерпение. Поначалу мы порадовались тому, что Евгений Устюгов, который, напомним, начинал свой путь на олимп в СДЮСШОР Красспорта, разделил серебряный успех после эстафеты вместе с товарищами по команде Антоном Шипулиным, Максимом Максимовым и Иваном Черезовым. А на следующий день мы восхищались бойцовским характером Устюгова, когда он в масс-старте добыл ещё одну серебряную медаль. Спустя несколько дней, на чемпионате Европы Евгений вновь стал серебряным призёром - на этот раз в индивидуальной гонке на 20 км.

Если вспомнить все злоключения завершающегося сезона, то подобные результаты красноярца выглядели подобно сказке. Особенно, если вспомнить не особо урожайный, мягко говоря, сезон российских биатлонистов.

Кстати, и Евгений Устюгов свой рассказ о чемпионате мира начал с того, что попытался объяснить ситуацию.

- За всех говорить не берусь, - сказал Евгений, - скажу только за себя. Прошлый год у нас был очень тяжёлый и, готовясь к новому сезону, мы вместе с Валерием Алексеевичем Медведцевым, являющимся тренером мужской сборной России, разработали план, который дал свой результат только к концу данного сезона. План был рассчитан на то, чтобы вообще остаться в спорте: близки были просто к провалу. Ещё раз говорю спасибо Валерию Алексеевичу: он вытащил меня из трудного физического состояния, и весь сезон мы потом настраивались и готовились к чемпионату мира. Думаю, что мы шли по правильному плану. Впереди чемпионат России, где надо выступить достойно за свой край. Тем более что силы ещё есть.

Что касается серебряной медали на чемпионате мира в масс-старте, то по той борьбе, в которой она была выиграна, для меня она значит не меньше золотой. Реально.

Валерий Медведцев уточнил, что никакой корректировки планов, составленных ещё прошлой весной, они с Устюговым не делали. Расчёет был не на выступления Евгения в Кубке мира, а на чемпионат мира в Ханты-Мансийске. Тем более что после Олимпиады в Ванкувере Устюгов утомлен был не только физически, но и морально. К слову сказать, только потеря веса биатлониста составила пять килограммов. Это не лишний вес сбросился, а ушла сила, здоровье. Всё это надо было аккуратно восстановить и добавить. Так что все те, кто ожидал от красноярца тех же подиумов, что в олимпийском году, делал это напрасно. Такого быть просто не могло, поскольку сначала организму спортсмена требовалось восстановление. В принципе, по мнению Медведцева, то, к чему их дуэт стремился, было достигнуто.

- Две индивидуальных медали на чемпионате мира и Европы, - сказал Валерий Алексеевич, - плюс серебро в Ханты-Мансийске в мужской эстафете, где конкуренция была высочайшая, где шесть команд до последнего круга боролись за медали - это очень высокие достижения.

Медведцев также обратил внимание, что нет в современном спорте спортсменов, кто в постолимпийский сезон завоёвывал бы награды чемпионата мира в индивидуальных видах программы. Столь же высоко можно оценить и скромность Устюгова. Когда он комментировал свой обгон легендарного Бьорндаллена, то заметил с заметным сожалением в голосе, что тот, увы, в нынешнем сезоне чувствует себя не очень хорошо, поэтому ничего сверхъестественного, по мнению Устюгова, на лыжне не произошло:

- Когда мы его во время подъёма обгоняли, Бьорндаллена было даже немножко жалко. Теперь у меня мечта Свенсона, моего обидчика, обогнать. Он отсиделся за моей спиной. Да и наглости мне немного не хватило, чтобы уйти от Свенсона. Я это особенно хорошо при просмотре видеозаписи увидел.

Медведцев также обратил внимание, что самому Устюгову нельзя было тормозить скорость и попытаться передать лидерство Свенсону, поскольку в этом случае борьба за медали могла бы стать ещё менее предсказуемой. То есть Евгений поступил правильно, что взял лидерство на себя и тащил Свенсона, и они вдвоём уходили в отрыв от преследователей. Но варианты разные надо готовить. И Устюгов, просматривая видео, анализирует не только свои действия, но и вместе с Медведцевым выискивает детали, особенности поведения и тактики своих соперников, которые могут пригодиться в будущем. И в стрелковом плане, и в техническом. Но есть две гонки в программах биатлона на высшем уровне, которые стоят особняком. Это масс-старт и гонка преследования - пасьют. Устюгов прямо говорит, что успех в них в значительной степени зависит от всё той же наглости, но в ещё большей степени:

- В таких контактных видах без неё - никуда. В прошлом году, когда я бежал свой первый масс-старт, просто не смог сориентироваться, как мне надо бежать с этим контингентом. Только к третьему старту немного приноровился к такому «активному» стилю борьбы.

Причём судьи, как правило, в спорных ситуациях на стороне сильных, что отметил Валерий Медведцев, напомнив известный случай, когда Бьорндаллен неправильно прошёл трассу, сократив дистанцию, но судьи ему сохранили золотую медаль. Следовательно, выход один: самим становиться на голову сильнее соперников.

Стоит ли с этой целью приглашать на сборы или старты домашних тренеров спортсменов? Медведцев полагает, что им и так есть чем заняться на местах. Тем более что состав национальной команды и без того большой - 40-45 человек, если учитывать и технических работников. А если к ним добавится ещё дюжина тренеров, то будет просто трудно нормально разместиться.

- Тренеры работают со своими биатлонистами не для того, чтобы потом с ними ездить по заграницам, - сказал Валерий Алексеевич, - а для того, чтобы те развивались в сборной команде. Тренеров сборных команд ведь тоже серьёзно выбирают по их человеческим качествам, квалификации, опыту. Что касается разговоров о психологии тренеров сборной: мол, если загоним одних спортсменов - найдутся другие... Наверное, такой момент тоже присутствует. Но не забывайте, что спорт - занятие жёсткое: остаются в нём и выживают только сильнейшие. Спортсмен слабый, недостаточно подготовленный, просто не выдержит. Почему, к примеру, Кузьмина, попав в Словакию, добилась высоких результатов? У нас в стране она просто не просматривалась в качестве перспективной. Получая высокие нагрузки, она была заведомо слабой. А потренировавшись в более комфортных режимах, там, где нет такого психологического давления, как в России, она достигла успехов. Остановившись на вопросе психологических нагрузок, Медведцев отметил, что это серьёзный фактор. И вновь, как это уже сделали ряд руководителей биатлона страны, отметил немного неправильную, на его взгляд, тактику и позицию российских СМИ после выступлений в Ванкувере. Олимпийские игры в Ванкувере показали, что у нас есть ещё один медальный вид спорта. За него все взялись, мол, давайте медали! И в результате произошла меленькая война между СМИ и спортсменами.

- Ни в какой стране мира так не делается, - заметил тренер, - такого отрицательного воздействия на команду, как у нас, нет нигде. Везде идёт политика поддержки своих спортсменов. У нас же пресса действует только на разрушение. Чтобы судить об успехах или неудачах отечественного биатлона, надо знать хорошо хотя бы его историю.

И Медведцев, вспомнив достижения последних десяти лет, с цифрами и фамилиями российских медалистов, доказал, что в Ханты-Мансийске мужчины выступили не так уж и плохо, хоть бывало и чуть получше. Впрочем, аргументация выдающегося в прошлом спортсмена, а ныне тренера и его суждения о вине тренеров, как и о случае с Кузьминой, как минимум, дискуссионны и даже противоречивы. Впрочем, сказано это по горячим следам, и мы все сами знаем, что некоторые наши золотые перья и микрофоны действительно ради красного словца не пожалеют и отца.

Что касается других оптимистичных новостей, то скажем о том, что Евгению Устюгову вручён пусть пока не большой хрустальный глобус за победу в Кубке мира, а домоструганый и вручную полированный деревянный кубок из ценных пород сибирской древесины. Его Евгению вручил руководитель краевой Академии биатлона Константин Иванов, как лучшему своему спортсмену сезона 2010-2011. Есть и ещё приятные новости из мира красноярского биатлона. Устюгов на радостях сообщил, что его дочь в новой квартире растёт просто замечательно, и если в том же темпе будет делать это и дальше, то очень скоро уже начнёт рисовать на стенах. Но самое приятное - это то, что Ольга Медведцева стала кавалером ордена «Гордость нации» - общественной награды Всероссийской акции «Здоровые дети - сильная Россия». Орден украшен рубинами и бриллиантами. Звезда ордена «Гордость нации» была продемонстрирована Валерием Медведцевым и затем снова бережно помещена в элегантный футляр.

Что писали Городские новости об Евгении Устюгове:

24.03.2011 Олимпийский чемпион Евгений Устюгов поборется за Кубок мира по биатлону

16.03.2011 Красноярский биатлонист Евгений Устюгов стал визитной карточкой фэнтези-кубка мира

03.03.2011 Болеем за наших биатлонистов!

19.05.2009 Евгений Устюгов: «Увидел тещу - и сразу сделал предложение»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА