Новости

Машинная приманка

Машинная приманка

Министр промышленности и энергетики края Денис Пашков на заседании кабинета озвучил итоги государственной поддержки машиностроительной отрасли в прошлом году. По его словам, на эти цели в 2009-м было направлено 65 миллионов 800 тысяч рублей, а в нынешнем году планируется заплатить из бюджета 54 миллиона 400 тысяч. Как сообщает пресс-служба краевого правительства, за счет краевой казны предприятиям субсидируется часть затрат на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, проведение научноисследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, “а также компенсируется часть процентной ставки по кредитам, привлеченным для производства инновационной продукции или продукции, в последующем экспортируемой”.

В числе получателей государственных субсидий названы Дивногорский завод низковольтных автоматов, Сибтяжмаш, научно-производственная Радио-связь, ЭВРЗ, Восточно-Сибирский завод металлоконструкций и Красмаш. Для сведения: один крановый комплекс Сибтяжмаша стоит до 500 миллионов рублей, один автоматический выклю-чатель ДЗНВА — около шести миллионов, а один вагон профильного красноярского завода — от семи милли-онов и выше. Учитывая то обстоятельство, что названные предприятия в год выпускают не по одному подобному агрегату, а сумма госпомощи рассчитана вообще на всех сразу, разработанные чиновниками правительства меры поддержки краевого машиностроения следует признать феноменально бережливыми — в среднем на каждый товар приходится в лучшем случае половинка бюджетной копейки из общего трудового рубля. А ведь власть обещает ни много ни мало — помощь в организации “новых видов оборудования, сохранении рабочих мест и налогооблагаемой базы”. Сообщается, например, что в Дивногорске увеличили объем отгруженной продукции и пробуют наладить экономическое партнерство с американской “Дженерал Электрик”. Зачем компании с 132-летней историей и ежегодной выручкой размером в 182 миллиарда долларов понадобились выключа-тели красноярского производства, пока неясно. Возможно, это лишь информационное продвижение имиджа местного завода. Но положительные моменты можно рассмотреть и на прочих субсидируемых предприятиях: скажем, начат выпуск нового крана для погрузки контейнеров, новых блочно-модульных котельных на твердом топливе (надеемся, они не будут взлетать с подводных лодок России).

Вероятно, и проект развития горя-чей оцинковки металла можно оценить как инновационный и готовый к экспорту. Дело в том, что цинк вслед за оловом пробивается в металлические лидеры потенциального роста цен на мировых биржах — былая слава никеля с алюминием явно отходит на задний план. Впрочем, цинковая продукция всегда пользовалась в России огромным спросом.

Свою лепту в поддержку машиностроения вносит и Красноярское региональное отделение профильного Союза работников этой отрасли России. К примеру, там занялись перспективами развития транспортного машиностроения на основе глубокой переработки алюминия. Если вкратце — на Енисее хотят создать центр по производству современных вагонов из алюминиевых сплавов. Мотивация такой идеи ясна. Производство стало в стране менее рентабельно, чем выпуск алюминия, к тому же крылатый металл меньше подвержен коррозии и вообще алюминиевый вагон вдвое легче стального, а значит — нагрузка на рельсы и плановый износ последних кардинально поменяются.

Здесь остается только пожелать удачи красноярским инноваторам. Дело в том, что проект поменять стальные вагоны на алюминиевые не нов и в связи с упомянутыми выше причинами его пробовали раскрутить, например, в Воронеже и Нижнем Тагиле, но, по некоторым данным, в ОАО “Российские железные дороги” проектом не заинтересовались. Официально главный магистральный перевозчик страны ничего на эту тему не говорит, но эксперты в один голос утверждают, что все плюсы алюминиевого поезда перечеркиваются одним существенным минусом — опасной легкоплавкостью металла. Не секрет, что вагоны иногда горят. В том слу-чае, если эта беда настигла стальной вагон, ремонтная бригада сравнительно быстро уберет его с путей, чтобы не задерживать график движения составов. Но вот если запылает инновационный поезд, путейцы получат острую головную боль в виде бесформенных, расплывшихся чушек на рельсах, стащить которые под откос будет очень и очень проблематично. Это не говоря о возможной опасности для пассажиров — им придется туго из-за быстро перекашивающихся дверей и окон горящего алюминиевого чуда на колесах. Хотя, повторюсь, официального заключения о пригодности новых вагонов для всех железных дорог России пока нет.

Тем не менее есть надежда на то, что красноярские затеи все же прорвутся на машиностроительный рынок — в том числе и экспортный. Общая ситуация в стране такова, что даже ведущая нефтегазовая отрасль, которая всегда тянула за собой машиностроение самыми крупными заказами, ныне снизила потребности и, судя по всему, старается держать рентабельность добычи топлива за счет повсеместной экономии. Например, на знаменитом Уралмаше, которого в советские времена называли отцом заводов, реализация нефтегазового бурового оборудования снижается, а общая выручка предприятия сократилась почти на треть по сравнению с пиком кризисного периода. Этот факт полностью подтверждает мысль об инертной реакции машиностроения на биржевые колебания — между скачками цен на сырье плюс финансовыми провалами банков и снижением заказов могут пройти годы. Именно здесь для Красноярского края, не особенно-то занятого в производстве нефтяных агрегатов, скрыт возможный подарок судьбы. Машиностроение региона ориентировано на работу с металлами, производство сельхозтехники, современных средств связи, то есть на то, в чем всегда нуждается экономика России.

Если прибавить к этому федеральные намерения развивать государственную поддержку отрасли, то причин для пессимизма нет точно. Так, на машиностроительном форуме в подмосковном городе Жуковский премьер-министр Владимир Путин заверил общественность, что без бюджетной помощи отрасль не останется. По его словам, проблему нехватки в отрасли инноваций решат, в том числе, путем закупки передовых зарубежных технологий. К системе заказов подключится и Министерство обороны.

Председатель Кабинета министров констатировал, что в 2010 году машиностроительный комплекс России растет. Выпуск машин и оборудования с начала года увеличился на 19 процентов, транспортных средств — на 22,5 процента, энергетических агрегатов — более чем на 30 процентов. Но он, Путин, согласился с неоднократно высказывавшейся в последнее время в России и в мире мыслью, что антикризисную поддержку экономики надо постепенно сворачивать. Понятно, после государственных вливаний предприятие должно уже само показать, на что оно способно. Кстати, не менее, чем бюджетная, эффективна и следующая мера помощи — сокращение бюрократических барьеров. По словам главы правительства, обязательной сертификации в перспективе будет подлежать не более 15 процентов российских товаров в сфере машиностроения. А через эту сложную и подчас затратную процедуру еще в прошлом году проходило четыре из пяти товаров отрасли, напомнил Владимир Владимирович.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА