Новости

Куда ведёт модернизация

Куда ведёт модернизация

Не коммунальное хозяйство

О том, что систему обслуживания жилищно-коммунального хозяйства необходимо менять, говорится давно и много. Пару лет назад Красноярский край стал пилотной площадкой для отработки программы модернизации отрасли. Получается ли в нашем регионе сдвинуть с места застоявшийся состав ЖКХ? Об этом шёл откровенный разговор на круглом столе «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства Красноярья: проблемы и перспективы».

Специалисты, обслуживающие наши дома, считают неправильным называть их хозяйство жилищно-коммунальным. По логике жилищников, их служба никоим образом не выполняет коммунальных функций. «Нет у нас коммуны, нет коммунального хозяйства! - выступал на круглом столе представитель одной из управляющих компаний Красноярска. - А есть понятия жилищная служба и ресурсоснабжающие организации». Почему специалист сделал такое разделение, стало понятно в ходе дальнейшего разговора. Оказалось, что именно противостояние жилищников и ресурсников тормозит модернизацию системы ЖКХ.

Вода по кругу

Летняя проблема холодных полотенцесушителей и остывающей в трубах горячей воды муссируется в Красноярске не первый год. Но в последнее время вопрос этот обострился. Ведь при установке счётчиков горожанам придётся выкладывать лишние рубли за несуществующий ресурс.

- В большей части домов Красноярска тупиковая система подачи горячей воды по одной трубе, - говорит заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска Сергей Островский. - Из-за этого в концевые микрорайоны и здания вода утром приходит остывшей, и люди вынуждены долго сливать её. А при реализации федерального закона об энергосбережении и население, и управляющая компания должны серьёзно относиться к учёту энергоресурсов всех видов. Мы занимаемся этой темой полтора года, неоднократно собирались в администрации города, привлекали к сотрудничеству все теплоснабжающие организации Красноярска.

Необходимо переходить на новый режим циркуляции, и это требует определённых затрат - из-за увеличения теплопотерь и на работу насосов. Но, по прикидкам специалистов администрации города, доля затрат при этом составит лишь 0,2 процента удорожания тарифа для тепловиков. Сложнее обстоит дело в жилых домах, в которых водоразбор в зимнее время идёт из элеватора, а летом переходит на систему обратного трубопровода. Циркуляционная схема так работать не сможет. Придётся перекладывать всю систему водоподачи, а это дополнительные затраты, которые понесут жилищники.

- Переход на циркуляционную схему повысит качество предоставляемых услуг, потому что люди будут получать горячую воду практически мгновенно, - рассказывает Сергей Островский. - И полотенцесушители будут работать не только зимой, но и летом. В конце весны - начале лета есть периоды, когда на несколько дней температура наружного воздуха сильно понижается, и в ванных комнатах создается дискомфорт.

Как говорит заместитель руководителя департамента городского хозяйства, теплоэнергетики вроде и готовы перейти на циркуляционную схему, но выдвигают свои требования. Кроме переврезки систем горячего водоснабжения ресурсники настаивают на установке приборов учёта: боятся, что в конце весны и начале осени могут произойти несанкционированные подключения системы отопления (которые без счётчиков невозможно зафиксировать). А это для энергетиков прямые убытки.

Это как посчитать

Счётчики - другой больной вопрос, который практически замыкает проблему перехода на циркуляционную схему. По мнению специалистов, установка приборов учёта - мероприятие затратное. И если практически все дома, обслуживаемые ТСЖ, уже оприборены, то в ГУК «Жилфонд» - самой большой обслуживающей жильё организации - всё не так гладко.

- Количество жилых домов, оснащённых приборами учёта тепловой энергии в Красноярске, к сожалению, низко, - констатирует Сергей Островский. - А без этого мы не сможем выполнить федеральный закон, в котором содержится и такая мера, как наказание.

Согласно ФЗ-261 до 1 июля 2012 года управляющие компании должны оснастить жилые дома набором приборов учёта - электро-, тепло- и водоснабжения. Кстати, нормативный акт замечает: мол, если управляющие компании не справятся с возложенной на них функцией, за дело возьмутся ресурсоснабжающие организации. Вот только - насколько благоприятно это скажется на жилищниках?

Как говорит исполняющий обязанности генерального директора городской управляющей компании «Жилфонд» Виктор Бобович, управляющие компании Красноярска с июля 2010 года начали претворять в жизнь проект по установке общедомовых счётчиков. Жилищники сначала устанавливают приборы учёта за свой счёт, а потом сумму разбивают на собственников помещений и включают её в квартплату. Так что можно надеяться - скоро приборы учёта появятся во всех многоэтажках Красноярска.

- Но как быть с несоответствиями в законодательстве? Предложение, внесённое Минэкономразвития, по сути, противоречит Постановлению Правительства от 23 мая 2006 года, - считает Виктор Бобович. - Согласно этому документу, сумма за потраченную всеми жителями дома воду равномерно раскидывается на всех собственников жилья, исходя из показателей общедомового прибора учёта. Но если предложение Минрегиона вступит в силу, станет не совсем понятно, по какому принципу жители, у которых установлены и общедомовые, и внутриквартирные счетчики воды, будут оплачивать услуги водоснабжения.

Сегодня эти несоответствия в законодательстве тяжё лым камнем легли на плечи обслуживающих организаций. По словам генерального директора Канского ООО «Жилищно-эксплуатационный комплекс» Сергея Брюзгина, главная проблема в Канске - взаимоотношения между ТГК и обслуживающими организациями. Общими приборами учёта жилой фонд этого города оснащен на 17 процентов, но собственники активно устанавливают счётчики в своих квартирах.

- Получается, что мы спрашиваем с людей потребление горячей воды по приборам учёта, а нам ресурсоснабжающая организация выставляет счёт по нормативам, - рассказывает Сергей Брюзгин. - То есть наша небольшая управляющая компания за тепло и горячую воду за декабрь - февраль получила от жителей около 10 млн рублей, а счёт-фактура нам пришла на 11,5 млн. Полтора необоснованных миллиона сверху! И долг этот растёт.

Жилищники уверены: чтобы никто не оставался в убытке от перехода на систему энергосбережения, необходимо законы подгонять друг под друга. Например, внести корректировки в постановление правительства и нормативно установить, что жители, у которых установлен внутриквартирный счетчик, будут платить только по нему, независимо от показателей коллективного прибора учёта.

Когда будет лифт?

Законы для того и существуют, чтобы их выполнять, говорят жилищники. Каждый находит свой способ балансирования между противоречивыми нормативными актами. Ведь, по идее, задумка модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство неплохая, направлена в пользу человека. Бывают, конечно, неприятные нюансы. Но как же без них?

- Замена лифта - дорогостоящая процедура, однако её можно провести в рамках программы Фонда содействия реформированию ЖКХ, - говорит генеральный директор ООО «ВостокЛифт» Владимир Бывшев. - Раньше доля собственников в финансировании этих работ составляла не более пяти процентов, а сейчас установили другую норму: 25 процентов от стоимости замены подъёмника. Но в домах, где лифты отработали по четверть века, остались одни пенсионеры или люди, арендующие квартиры. Так кто же будет платить 25 процентов? Ведь это получается приличная сумма - лифтовое оборудование очень дорогое.

По данным председателя краевой территориальной организации профсоюзов работников жизнеобеспечения Татьяны Игнатовой, в Красноярске 5 760 лифтов, 1 263 из них требуют замены. В этом году планируется поменять 157 подъёмных механизмов. Возможно, программа по замене лифтов продолжится и в следующие годы. Но следуя логике Владимира Бывшева, уместен вопрос: найдутся ли деньги у населения, чтобы софинансировать этот процесс?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА