Новости

Хулиганство или шедевр?

Хулиганство или шедевр?

К чему приводят попытки самовыразиться

«Скажите, можно ли как-то повлиять на хулиганов, разрисовывающих здания краской из баллончиков? Обидно, когда на свежей и аккуратной стене дома появляются каракули. Кто-то несёт за это ответственность?»

С таким вопросом к нам обратилась жительница Ленинского района Светлана Борисовна. Женщина живёт на проспекте им газеты «Красноярский рабочий» и возмущена тем, что хулиганы портят фасады домов.

На заборах, в лифтах и на гаражах подростки рисовали во все времена, только раньше не было аэрозольных баллончиков с краской для граффити, позволяющих хулиганить мгновенно и с размахом.

Большинство зданий, расположенных на проспекте, где живёт наша читательница, относятся к застройке советского времени - здесь много домов в стиле так называемого сталинского ампира. Для застройки этого типа характерны такие элементы, как лепнина, колонны, барельефы, они придают объёмность, здания воспринимаются совершенно по-иному, чем, например, дома периода массовой застройки. На улицах Мичурина, Юности, проспекте Красноярский рабочий сохранились целые кварталы с архитектурой и атмосферой послевоенного времени. Но как раз такие дома со свежевыкрашенными фасадами привлекают юных «художников». Хотя подобные автографы уже можно смело назвать вандализмом.

- Проблема действительно очень серьёзная, и решить её сложно, - рассказывает Оксана Кольк, руководитель пресс-службы городской управляющей компании «Жилфонд». - Перекрашивать фасады каждый раз после того, как появятся надписи, невозможно. А для того чтобы привлечь к ответственности человека, разрисовавшего стену, его нужно поймать за руку. В качестве эксперимента мы пробовали покрывать фасады специальной антивандальной краской. Но и с её использованием есть определённые трудности. Остаётся надеяться на бдительность жильцов, которые могут вовремя сообщить правоохранительным органам о хулиганстве.

Испорченные фасады постепенно восстанавливаются за счёт управляющих компаний, то есть на средства самих жильцов. Временно закрасить надписи можно, но важно и предотвратить хулиганские выходки. Обязать сделать ремонт самих граффитчиков или их родителей действительно сложно, но для пойманного уличного художника наказание может оказаться весьма суровым. Недавний случай - яркий тому пример: скоро в Дивногорске состоится суд над группой молодых людей, разрисовавших аэрозольными баллончиками вагоны электричек, принадлежащих Красноярской железной дороге. По данным пресс-службы красноярской транспортной прокуратуры, ущерб составил более ста тысяч рублей, и теперь молодые люди обвиняются по части 2 статьи 214 УК РФ «Вандализм» - им грозит до трёх лет лишения свободы.

Проблема «Граффити: искусство или вандализм?» актуальна не только для Красноярска, но и для многих городов всего мира. В 60-70-х годах прошлого века власти Нью-Йорка столкнулись с настоящей эпидемией уличных рисунков. Молодёжь оставляла надписи и рисунки на фасадах зданий, поездах метрополитена, стенах подземки. Тогда же о граффити заговорили как о новом направлении молодёжной культуры, при этом в восьмидесятых годах расходы на очистку американских городов от настенной живописи взлетели до нескольких миллиардов долларов.

В российских городах где-то пытаются запрещать граффити, где-то разрешают - муниципалитеты дают своё согласие, отводят художникам специальные площади. Однако нужно разделять искусство и хулиганство - вандализм. В Интернете можно найти немало примеров настоящих шедевров граффити.

У нас же рисунки на зданиях - это проявление бескультурия. Есть у подростка баллончик с краской - проходит он мимо чистой стены и зачем-то рисует каракули. И хотя на сленге это называется «тэги» - подписи райтера, никакой смысловой нагрузки для остальных тысяч прохожих они не несут и, разумеется, портят внешний вид здания. Унылый забор заброшенного завода, тоннели, гаражи, расцвеченные ярким рисунком, - это одно, и совсем другое - чёрные росписи на свежевыкрашенной стене дома в центре города.

- Не стоит считать райтеров какими-то уличными террористами, - говорит Юрий Аверин, организатор фестиваля граффити «Крась!». - Это такая попытка молодёжи самовыразиться, возможность получить порцию адреналина, а в каких-то случаях протест. Молодые люди пытаются заявить о себе разными способами, граффити - один из них. Через этот период проходят многие подростки. Согласен, что роспись городских зданий - это всё-таки хулиганство, я сам вёл курс для тех, кто увлекается граффити, и объяснял подросткам, что для настоящего райтера приемлемо, а что нет. Думаю, проблему можно было бы частично решить, предоставляя начинающим и опытным художникам специальные места, где можно было бы демонстрировать своё творчество.

Три года лишения свободы за разрисованную электричку - конечно, суровое наказание. Но вот показательный внушительный штраф, вменённый юным хулиганам или их родителям, ремонт за свой счёт и собственными же силами стал бы хорошим уроком.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА