Новости

Аспирантам — новый срок

Аспирантам — новый срок

Скажутся ли изменения на качестве диссертаций?

Российским аспирантам обещают увеличить стипендию, сократив набор соискателей. Об этом сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Помимо того, он заявил, что срок обучения в аспирантуре может быть продлен до четырех лет. Решит ли это истинные проблемы молодых людей, занимающихся наукой?

Сегодня средняя стипендия аспиранта полторы тысячи рублей. Понятно, что прожить только на эти деньги невозможно. По заявлению министра, базовую стипендию планируют увеличить до двух с половиной тысяч рублей, а те, кто обучается по приоритетным направлениям, будут получать до шести тысяч.
При этом Фурсенко отметил: так как Министерство финансов в ближайшее время не может увеличить стипендиальный фонд, повышение произойдет за счет сокращения количества мест в аспирантуре. И добавил: необходимо добиться, чтобы каждый соискатель в итоге написал и защитил диссертацию. По статистике, до этого этапа доходят только 26 процентов аспирантов.

В России сейчас на очном отделении аспирантуры обучаются 74 тысячи человек, министерство планирует снизить количество ежегодно поступающих с 26 до 15 тысяч человек.

— Сокращение количества мест в аспирантуре вопрос непростой, — считает Римма Матвеева, заведующая кафедрой селекции и озеленения СибГТУ. — Тогда необходимо отбирать талантливых ребят буквально с первого курса обучения. Хотя и в таком случае можно совершить ошибку. Бывают ситуации, когда студент замечательно учится, поступает в аспирантуру, но здесь ему чего-то не хватает, например творческих способностей. В итоге он так и не защищается. Замечательную практику мы наблюдали в Китае. Там на первый курс набирают всех желающих, затем происходит естественный отбор, таким образом до защиты доходят только действительно талантливые ребята.

Не секрет, что для многих российских студентов аспирантура — способ получить официальную отсрочку от службы в армии. Для таких соискателей научная работа не является целью и ценностью.
— Нередко в аспирантуру поступают для того, чтобы получить опыт работы в вузе, закрепиться в этой сфере, занять должность преподавателя, — говорит Алексей Сидоров, преподаватель СибГТУ. — Многие из них так и не завершают своих диссертаций. Стоит отметить, что сами руководители заинтересованы в большем количестве соискателей, ведь за каждого они получают определенную надбавку к зарплате. Так что в аспирантуру принимают не только тех, кто действительно интересуется научной работой. В итоге и получается, что до защиты доходят единицы.

При этом, по неофициальным данным, сегодня число кандидатских и докторских защит возросло по сравнению с советским периодом в разных вузах в 12—25 раз. Эксперты уверяют: это вовсе не означает, что так много людей в реальности занимается наукой. В основном звания необходимы для статуса, нередко их просто покупают. Цена защиты — от 200 тысяч рублей.

Несколько лет назад в нашей стране началось сокращение диссертационных советов. “Из порядка четырех тысяч советов, которые у нас были в 2006 году, останется около половины, не больше”, — заявил тогда Андрей Фурсенко. Он объяснил, что ужесточение контроля над деятельностью как вузовских диссертационных советов, так и Высшей аттестационной комиссии обусловлено низким качеством защищаемых работ. “Мне как-то принесли пачку диссертаций, где первые пять слов полностью совпадали: “Формирование и развитие благоприятной среды для ...”, а далее — кому что нужно: трубной промышленности, венчурного финансирования и так далее”, — привел пример министр.

— На мой взгляд, необходимо ужесточить прием в аспирантуру, предъявлять более строгие требования к соискателям, — считает Алексей Сидоров. — Одновременно сократить набор, ко всему прочему это снизит расходы государства. При таких условиях тот, кто хочет заниматься наукой, обязательно напишет и защитит диссертацию. А “лишние” люди будут отсеяны.

Аспиранты сетуют: еще одна проблема — отсутствие финансирования серьезных исследований. “Гранты получают единицы, — говорят они. — Зачастую выигрывают не те, кто действительно ведет сложную работу, а те, кто красиво представляет вполне обычные вещи. Сложное объяснить красивыми словами не получается. А комиссии, предоставляющие гранты, глубоко в темах разбираться не хотят. То же самое происходит и с защитой. К сожалению, проходные диссертации принимают быстро, без особых проблем. Если же аспирант предлагает что-то новое, диссертационный совет начинает осторожничать. Работу пускают по кругу — от преподавателя к преподавателю. Взять ответственность и утвердить ее никто не решается”.

Самый лучший вариант для аспиранта — найти заказчика работы. Организацию, которая бы оплачивала исследования, затем результаты использовала в производстве. Но в реальности большинство диссертаций уходят в стол. Научные ра зработки востребованы в немногих сферах. Сегодня основной заказчик — нефтегазовые предприятия. Остальные разработки ждут своего часа.

Вместе с тем серьезные исследования требуют длительного времени. “Вопрос увеличения срока обучения в аспирантуре до четырех лет имеет право на существование, но при одном условии — если соискатель объяснит, почему потребуется это время”, — заявил Фурсенко.

— Считаю, что увеличение срока обучения полезно, особенно для технического направления, в частности лесного хозяйства, — говорит Римма Никитична. — Аспиранту необходимо защитить кандидатский минимум, собрать полевой материал, провести сложные исследования, подготовить диссертацию… Зачастую трех лет не хватает.

Говоря о планируемых преобразованиях, министр отметил: важно добиться, чтобы аспирант все годы обучения занимался только научной работой. Можно ли двигать науку, получая максимальные шесть тысяч рублей в месяц, большой вопрос. Понятно одно: сложившаяся система — сооружение хлипкое. И предложение министра не панацея.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА