Новости

Евгений Ваганов: "Территория университета открыта для всех"

Евгений Ваганов: "Территория университета открыта для всех"

По версии фантаста Клиффорда Саймака, Земля в далеком будущем превратится в огромный межгалактический научно-образовательный центр. То есть вся планета станет университетом! Большим заповедником, застроенным кампусами, учебными и исследовательскими корпусами. Согласитесь, очаровательная перспектива…

Сможет ли Красноярск стать для страны таким же центром притяжения? Сумеем ли мы построить свой форпост передовой научной и образовательной мысли? Об этом мы беседуем с ректором Сибирского федерального университета Евгением ВАГАНОВЫМ.

— Евгений Александрович, наверное, в первую очередь стоит поговорить о том, что представляет из себя современное высшее образование и чем оно отличается от образования двадцатилетней давности?

— Скажу сразу, что высшее образование, которое люди получали в нашей стране двадцать лет назад, обеспечивало им достойную карьеру. Но сейчас перед университетом стоит стратегическая задача: дать студентам не только современные знания, но и привить им навык учиться новому всю жизнь. Тогда будет уверенность в том, что смогут найти свое место в современном обществе, сумеют легко перестроиться на участие в любом производстве, применить свои знания в бизнесе. Вот эта составляющая очень важна для современного образования. Быстро меняющийся мир и требует именно такого подхода.

— Современные университеты готовы эти требования исполнять?

— Как вам сказать… проблем с образованием у нас в России всегда было много. Но сейчас руководство страны обратило на вузы особое внимание, и недавний визит премьер-министра Владимира Путина, который во время приезда в Красноярск нашел возможность посетить наш университет, — еще одно тому подтверждение.

В этом же ряду стоит решение определить в государстве так называемые ведущие вузы, которые прошли через конкурентную борьбу, конкурсные процедуры, доказывая свое право на статус федеральных и национально-исследовательских университетов. Сегодня вузы, признанные ведущими, несут на себе ответственность за модернизацию высшего образования в России, они обязаны задавать тон, вводить новые образовательные стандарты. И не имеют права говорить о своей неготовности исполнять современные требования, отвечать на вызовы времени.

— А как же другие вузы, которые не получили столь высокий статус? Не принижает ли такая позиция их значение?

— Ни в коем случае. Сегодня много говорят о сокращении количества высших учебных заведений, но, на мой взгляд, это должно произойти не директивным, а естественным путем. Так, после проведенной ревизии, планируют закрыть многие филиалы, которые не соответствуют даже усредненным требованиям, предъявляемым к вузам. Но учебные заведения, имеющие достаточную научную и образовательную базу, сохранят свои высокие позиции.

— И все же в качестве ведущих были определены считанные учебные заведения. Из чего, на ваш взгляд, складывается понятие “ведущий вуз”?

— Конечно же, это — целый комплекс условий. Но для нынешнего этапа развития очень важной составляющей является исследовательская и научно-производственная деятельность. Те мировые вузы, которые мы рассматриваем в качестве примера для СФУ, наиболее сильны именно в этих направлениях. Правда, я не могу сказать, что они полностью покрывают все области науки. Например, в области применения космических исследований ресурсов Земли выделяется Университет Мериленда, который является базовым для НАСА. Известный Стэнфорд очень силен в IT-технологиях. Отличное инженерное образование дают в Мюнхенском техническом университете. Многие известные университеты имеют сильные департаменты, которые обеспечивают прорыв в конкретных областях.

— А какой вектор развития выбирает СФУ?

— У нас он задан историей: 70 процентов — это естественнонаучные и технические дисциплины, ориентированные на крупные предприятия края. Это и подготовка профессионалов, и научные исследования, выполняемые, в том числе, и по заказу производства.

— Выходит, что гуманитарный блок в СФУ вторичен?

— Ничего подобного. Если мы говорим о человеческом развитии, о творчестве, то гуманитарный блок выходит как раз на первое место. Я считаю, что для каждого технически ориентированного человека гуманитарная составляющая является определяющей. Именно это развивает творчество, открытость, патриотизм, наконец.

— Развитие личности в рамках университетского образования, наверное, все-таки невозможно без грамотных наставников, знающих свое дело преподавателей. Как в СФУ обстоят дела с такими кадрами?

— Я считаю, что в нашем университете довольно сильный научно-преподавательский состав. Да, немало профессоров уже в солидном возрасте, но я знаю, насколько они молодо мыслят, как заряжены на работу, на науку. Впрочем, по отдельным дисциплинам к нам есть претензии, и все они принимаются, обсуждаются. Думаю, причина возникновения таких вопросов в следующем: как правило, лицо кафедры определяют два-три человека — ярких, творческих, особенных. Со временем университет решит данную проблему. Мы, с одной стороны, воспитываем собственных “звезд”, проводим мастер-классы, оправляем на стажировки в другие вузы, чтобы они там напитались идеями, творческими веяниями. А с другой — привлекаем новых людей со стороны. Тот же Институт нефти и газа принимает на работу выпускников из Томска, Иркутска, Петербурга.

— Университет, это не только место, где учат людей, проводят научные изыскания. Его можно рассматривать как некое градообразующее предприятие...

— Согласен. Это действительно так — у нас учится и работает более 50 тысяч человек.

— И как университет влияет на город?

— В каждом городе, где есть серьезное высшее учебное заведение, (возьмите тот же Гарвард), университетский городок является особой территорией. Это ни в коем случае не участок, обнесенный забором, все открыто: можно свободно гулять, смотреть, любоваться. При этом в университетском городке чувствуется особенный дух, который наполнен движением, задором. И я считаю, что для города очень важно наличие такого своеобразного центра молодежного творчества: научного, художественного, спортивного. Мы заряжены на то, чтобы помимо учебы и профессионального роста, наши студенты смогли проявить себя в самых разных отраслях, показать все свои способности.

— Значит, и территория СФУ будет открыта для всех?

— Она в принципе не может быть закрыта. Это должно быть привлекательным, образцовым и доступным местом для всего города. Кампус есть кампус.

— А хватит ли возможностей и сил у университета для того, чтобы развиться до столь высокого уровня? Чтобы гостей к вам водили на экскурсии.

— Да к нам уже возят гостей, у нас даже свадьбы бывают. И на центральной площади, и перед старым зданием. Это показатель!

Вообще, у нас довольно много планов по развитию территории. Так, хотелось бы иметь открытый геологический музей, вписанный в ландшафт. И его можно было бы соединить с элементами дендрария. Есть набор интересных растений (порядка 450 видов), которые прекрасно приживутся здесь. Территории вокруг корпусов станут настоящим биологическим музеем под открытым небом, в котором смогут побывать все горожане. Это вполне реально, и мы постепенно приближаемся к реализации таких планов. Так, 10 сентября пройдет специальная совместная акция городской администрации и СФУ, в ходе которой на территории рощи будут высажены молодые кедры.

— Но насколько известно, многих горожан привлекает не только территория кампуса, но и возможности самого университета. Например, фонды вашей научной библиотеки.

— Мы сегодня как раз работаем над тем, чтобы сделать библиотеку максимально доступной для всех горожан. И в первую очередь развиваем электронную сеть доступа ко всем ресурсам. Так, стартовал проект по подключению красноярских школ — уже в этом году преподаватели и ученики некоторых учебных заведений краевого центра смогут по сети воспользоваться нашими фондами.

Кроме того, у нас около двух миллионов книжных томов, и с уникальными изданиями, которые пока еще не отцифрованы, можно знакомиться здесь, у нас. Это доступно любому человеку. К слову, библиотеки многих университетов открыты для всех жителей, а не только для студентов и ученых. Но потенциальным читателям нужно четко понимать, что это не публичная библиотека, где он получит художественную литературу, а свод научных трудов.

— Но кроме ресурсов библиотечных у университета есть и ресурсы научные. Привлекаются ли они для решения городских задач?

— А вы знаете, что именно на территории университета расположен городской бизнес-инкубатор? Кроме того, представители СФУ участвуют в большинстве городских проектов, наши студенты-автодорожники принимают участие в оценке пассажиропотока, будущие архитекторы разрабатывают проекты по озеленению и оформлению школ. А не так давно у СФУ появилось уникальное оборудование, позволяющее быстро провести оценку теплопотерь здания, и мы начали такое обследование для Октябрьского района. Наконец, уже не один год осуществляется проект студенческой юридической клиники, рассчитанный для малоимущих горожан. Так что мы очень активно работаем для города и его жителей.

— В последнее время университет организует интересные лекции, которые проводят ученые из других городов и даже стран. На них тоже могут побывать все горожане?

— Мы не проводим такие мероприятия в закрытом режиме: лекции обязательно анонсируем на официальном сайте, и не было ни одного запрета на посещение. Конечно, есть различные специальные темы, и вряд ли обычному горожанину интересны результаты последних исследований в области математики. Но мнение известного климатолога или специалиста в области гуманитарных наук, как правило, любопытно узнать всем.

Вот только пока, к сожалению, у нас нет достаточно больших помещений, чтобы вместить много гостей. Но когда мы построим общественно-деловой центр, у нас появится возможность проводить не только массовые лекции, но и значимые для города мероприятия. Такие, как экономический форум или городская Ассамблея. Ведь тогда у нас появится целая сеть вместительных аудиторий и зал на 800 человек.

Уверен, что со временем, причем совсем скоро, университет станет настоящим центром общественной жизни Красноярска. И любой человек сможет на целый день приехать сюда, чтобы провести время интересно и с пользой. Посидеть в библиотеке, посетить лекцию или посмотреть научно-популярный фильм, прогуляться по дендрарию, зайти в геологический музей. И, главное, напитаться духом научного творчества, молодости, свободы. В этом, наверное, и есть одно из главных назначений университета: обогащать жизнь города.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА