Новости

Эдхам Акбулатов: Поиск источников может идти только внутри бюджета

Эдхам Акбулатов:  Поиск источников может идти только внутри бюджета

Депутаты Законодательного собрания края в четверг будут рассматривать в первом чтении бюджет региона на следующий год. Уже при обсуждении в комитетах парламентарии высказывают такое количество претензий к документу, какого не было очень давно. Одновременно бюджетники требуют повышения зарплаты не с 1 июня, а уже с нового года. Возможно ли это и почему бюджет 2011 года оказался не таким полновесным по доходам, как того можно было ожидать, — в интервью с председателем правительства Красноярского края Эдхамом Акбулатовым.

— Эдхам Шукриевич, в чем причина такого резкого неприятия бюджета, почему столько критики?

— Мы понимали, что придется выходить в Законодательное собрание со сложным бюджетом. Когда был получен прогноз социально-экономического развития региона с разного рода сценарными планами, стало очевидно, что растущие расходы доходами в должной мере не компенсируются.

Бюджет 2011 года оказался сложнее бюджета 2010 года и отчасти даже сложнее бюджета 2009-го, кризисного года. Напомню, тогда Красноярский край входил в кризисный год с большими остатками на бюджетных счетах, которые были следствием хорошей конъюнктуры цен на цветные металлы. Эти средства позволили нам частично профинансировать текущие расходы кризисного года, но в 2009-м нам пришлось корректировать бюджет в меньшую сторону на 30 миллиардов рублей. Это было объяснимо, и депутаты с этим согласились.

В 2010 году ситуация улучшилась, в течение года мы получаем дополнительные доходы. Возможно, именно это создало у многих иллюзию благополучия, которое якобы на нас обрушилось. В обществе в целом и среди депутатов в частности появилось ощущение, что все проблемы уже решены, что настало время, когда можно спокойно делить деньги, определять новые программы, решать вопросы по расширению социальных обязательств и так далее. И первое предложение, которое звучит в адрес правительства края со многих сторон: давайте направим эти деньги на социально значимые мероприятия. Да, это очень важно, и вряд ли найдется человек, который скажет, что социальные расходы не нужны и не важны. Но любое решение должно быть четко просчитано. По меньшей мере, неразумно тратить все деньги здесь и сейчас, не задумываясь о завтрашнем дне.

— Но ведь страна действительно вышла из кризиса. Об этом говорят везде. Почему тогда 2011 год должен быть хуже нынешнего?

— Он не должен быть хуже нынешнего. Но для бюджета Красноярского края существенно изменились условия по сравнению с этим годом. Мы теряем часть конъюнктурных доходов и будем нести дополнительные расходы.

Чтобы объяснить причину, вернусь к ситуации этого года. Дополнительные доходы, которые в этом году получает край, связаны в основном с освоением Ванкорского нефтяного месторождения. Добыча нефти на этом месторождении превысила 10 миллионов тонн. Ожидается, что до конца года цифра достигнет 13—14 миллионов тонн.

Но надо понимать, что добыча нефти на Ванкоре связана с большими издержками. Здесь совсем другие климатические и транспортные условия, чем в арабских странах или даже в центральной России.

В значительной степени на реализации проекта сказываются и таможенные пошлины. И сегодня, когда для Ванкора действуют льготные ставки, довольно большой объем платежей поступает в краевой бюджет — почти 16 миллиардов рублей. Но это конъюнктурные доходы. С мая 2011 года Ванкорский проект переходит на обычную методику уплаты таможенных пошлин, и это значительно меняет ситуацию с поступлениями в консолидированный бюджет края. Большая часть доходов в качестве таможенных пошлин будет поступать в федеральный бюджет.

Порядок цифр таков: сейчас пошлина для Ванкорского месторождения составляет 100 долларов за тонну, стандартная пошлина — более 260 долларов на тонну. Таким образом, край потеряет часть налога на прибыль.

— Получается, ожидания от Ванкора не оправдались?

— Так нельзя рассуждать ни в коем случае. Разработка нефтяных месторождений — это будущее в масштабе страны, а не только края. И наша задача прежде всего — наращивать объемы. При выходе на плановую мощность, 25 миллионов тонн нефти в год, Красноярский край за счет объемов должен получать существенные поступления по налогу на прибыль. Не с конъюнктурных процессов, а именно с объемов.

Есть и другая сторона вопроса. Благодаря освоению нефтяных месторождений у нас появился уникальный шанс создать в крае сектор или, как сейчас модно говорить, кластер нефтяного машиностроения. Речь надо вести не о переработке нефти — она в Сибири в большом количестве не нужна, а именно о новых предприятиях, которые будут связаны с производством, наладкой, сервисным обслуживанием, ремонтом оборудования, используемого нефтяниками. Опыт такой в Красноярском крае есть. На площадях Красмаша существует предприятие ОКБ “Зенит”, которое производит продукцию для обустройства, ремонта, консервации скважин, по параметрам превосходящую многие зарубежные аналоги.

Почему это важно? У нас есть нефтяники, которым в любом случае необходима такая продукция. Значит, есть гарантированный спрос. И важно сделать так, чтобы нефтяники покупали продукцию на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края. Кооперация предприятий на рыночных принципах — одно из условий дальнейшего развития региона.

— Каковы перспективы еще одного мегапроекта Красноярского края — освоения Нижнего Приангарья?

— Только что состоялось заседание правительственной комиссии, где были рассмотрены предложения края по выделению средств на завершение проекта по комплексному освоению Нижнего Приангарья. Было принято решение о выделении дополнительно семи миллиардов рублей на этот проект. Это целевые деньги, и они должны быть потрачены строго по назначению. В данном случае они пойдут на строительство линии электропередач, которая позволит осуществить выдачу мощностей Богучанской ГЭС по второму направлению. Первое направление ЛЭП уже построено, и сейчас мы работаем над тем, чтобы поставить ее под напряжение и тем самым обеспечить ее сохранность до момента запуска ГЭС.

Я считаю, нам и в дальнейшем надо сохранять проектный подход, в рамках которого создавать такие производства, которые смогут устойчиво конкурировать в рыночной экономике, создавать нужную для общества продукцию и быть высокопроизводительными, обеспечивать высокую степень добавленной стоимости. Чтобы человек, который будет работать на этом производстве, мог иметь высокий достаток, планировать свою жизнь, иметь хорошие условия для проживания, обучения детей, медицинской помощи и так далее.

— А как же цены на цветные металлы, разве они не смогут обеспечить роста объемов поступлений в бюджет следующего года?

— Некоторое улучшение конъюнктуры цен по цветным металлам действительно ожидается. Но цены на цветные металлы зависят от массы факторов, которые связаны с мировой политикой и мировой экономикой. В настоящее время на политику государств, рассматривающих цветные металлы в качестве товарных резервов, большое влияние оказывает идущая валютная война. Саммит большой двадцатки этот вопрос рассматривал, но конкретных решений не принято. Каждое государство осталось при своем мнении, и что будет дальше, как будут развиваться события с курсами валют, сказать очень сложно.

— Как выглядит краевой бюджет-2011 в цифрах?

— Доходы — 104,8 миллиарда рублей, из них 9,3 миллиарда — безвозмездные поступления из федерального бюджета. Они в основном складываются из средств, которые перечисляются на выполнение государственных полномочий федерального уровня, и очень небольшой суммы, 500 миллионов, которая выделена краю на сбалансированность бюджета. Можно сказать, что Красноярский край, в отличие от двух последних лет, в 2011 году не будет получать сколько-нибудь значительной помощи с федерального уровня на сбалансированность.

Расходы составляют 122,9 миллиарда рублей. Разница доходов и расходов дает нам рекордный за все времена дефицит в 18 миллиардов рублей. Он связан не только с изъятием конъюнктурных доходов, но и с дополнительными расходами. Это, прежде всего, увеличение отчислений с фонда оплаты труда с 26 до 34 процентов. Вырастут, как известно, отчисления в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Для бюджетной сферы Красноярского края такое повышение будет стоить 3,7 миллиарда рублей.

— Где будете искать средства для покрытия дефицита?

— Занять все недостающие 18 миллиардов рублей у нас не получится. Это запрещает Бюджетный кодекс. Он законодательно ограждает органы власти разного уровня от бездумного заимствования. Для регионов максимальный процент годовых заимствований не может составлять более 15 процентов от собственных средств бюджета.

И образовавшийся дефицит мы планируем покрыть следующим образом: 3,7 миллиарда рублей — за счет остатков, которые образуются на конец этого года от дополнительных поступлений с Ванкора, а остальное — 14,2 миллиарда — придется занимать. И это максимум, что регион может занять.

— Самый больной, наверное, для людей вопрос — это зарплата. Есть какие-то варианты, что повышение произойдет или процент будет другим, повыше?

— Этот вопрос мы сейчас обсуждаем со всеми заинтересованными сторонами. Проводим переговоры с профсоюзами, с трехсторонней комиссией.

Для понимания масштабов цифр скажу, что консолидированный бюджет края больше чем на треть в расходной части — это зарплата бюджетников. Бюджетников у нас — 300 тысяч человек, почти третья часть от числа всех работающих в крае. И для существенного повышения зарплаты нужны очень большие вложения.

В то же время жители края требуют, чтобы строились новые объекты — медицинские, культурные, спортивные, развивалась транспортная инфраструктура. Есть много других социальных обязательств, помимо заработной платы, и их тоже нужно выдерживать.

Переговоры идут, точка не поставлена. Вырабатывается консолидированное решение. Позиция правительства тверда только в одном: мы не можем менять общие параметры бюджета. Рассчитывать на дополнительные доходы сейчас не приходится, а наращивать долг не позволяет законодательство, тем более что заемные средства по закону нельзя тратить на текущие обязательства, к каковым относится и заработная плата. Они могут идти только на капвложения.

То есть поиск источников может идти только внутри бюджета, за счет перераспределения с других статей.

— Эдхам Шукриевич, вы упомянули о социальных объектах, строительства которых требуют жители. Один из таких объектов — онкоцентр. Он действительно крайне необходим. Его начнут строить?

— Вокруг этого объекта сломали немало копий. Но сейчас точки расставлены.

Онкоцентр стоит более 12 миллиардов. Понятно, что такие инвестиции нельзя осуществить разово. Поэтому было принято решение разбить строительство на этапы, выделив наиболее злободневные точки. В результате в первую очередь строительства вошли лечебно-диагностический корпус с хирургическим отделением, палатные помещения, приемное отделение, частично радиологическое отделение. Стоимость этих объектов — 6,5 миллиарда рублей. Сейчас идут конкурсные процедуры по определению подрядчика, и в течение трех лет эти объекты должны быть введены в эксплуатацию. Мы рассчитываем на поддержку федерального центра в решении этой острейшей проблемы. Соответствующие переговоры уже проведены, одобрение проект получил.

— Что касается социальных обязательств, они не будут уменьшены?

— В том проекте бюджета, который внесен в Законодательное собрание, ни одно социальное обязательство, действующее в нынешнем году, не сокращается относительно того объема, в котором оно финансировалось в 2010 году. И никто так вопрос на всем протяжении подготовки бюджета не ставил, даже когда стала понятна ситуация с таможенными пошлинами и увеличением отчислений с фонда оплаты труда.

При этом вы знаете, что льготы на ЖКХ, например, в Красноярском крае традиционно имеют более гибкую шкалу, чем в других регионах страны.

В нашем крае реализуется и ряд дополнительных инициатив. В пример могу привести программу обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны. В отличие от многих других регионов, мы взяли на себя ответственность дофинансировать эту программу в части членов семьи ветерана, в части доплаты стоимости жилья, где это было необходимо. Благодаря этому сегодня мы находимся на втором-третьем месте в России по реализации программы обеспечения ветеранов достойными условиями проживания. Около четырех тысяч участников войны в крае получат жилье.

Я считаю принципиально важным, с одной стороны, выполнять взятые на себя обязательства. С другой — в период конъюнктурных всплесков не допустить роста текущих обязательств, которые непонятно как будут исполняться в дальнейшем. К сожалению, в истории Красноярского края такие примеры бывали, и ничего хорошего из этого не получается. В начале двухтысячных годов Красноярский край вынужден был реструктуризировать кредиторскую задолженность, которая сформировалась по законам, не имевшим реальных источников финансирования, и в течение трех лет потом эту задолженность обслуживать, на что также выделялись дополнительные деньги.

— Эдхам Шукриевич, а все-таки не проще было провести все согласования с депутатами заранее и внести бюджет, который споров уже не вызывает?

— Мы считали необходимым соблюсти сроки внесения главного финансового документа года, и уже в рамках обсуждений в комитетах откорректировать бюджет с учетом мнения общественности, с учетом более детального анализа отдельных обстоятельств. И я не вижу в этом ничего страшного. Работа так и должна вестись, чтобы документ, подготовленный одной властью, исполнительной, дорабатывался с учетом мнения другой власти, законодательной. Мы готовы к диалогу, к разумным изменениям в документе. Я уже говорил, что наша принципиальная позиция одна: параметры бюджета должны сохраниться. Во всех остальных вопросах поле для обсуждения сохраняется.

Я уверен, что дискуссия будет конструктивной, и в новый год край войдет с принятым бюджетом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА