Новости

Не зарекайся от пожара

Не зарекайся от пожара

Как не сгореть на работе

Пожары в производственных и складских помещениях на просторах России случаются практически каждый день. Как говорят специалисты, основная причина этих происшествий - пренебрежительное отношение предпринимателей к правилам противопожарной безопасности. При этом федеральное законодательство не позволяет надзорным органам проводить проверки представителей малого бизнеса чаще одного раза в три года. Каким образом можно призвать к порядку недобросовестных собственников помещений, чья халатность приводит к смертям, мы разговариваем с главным государственным инспектором Красноярска по пожарному надзору Алексеем КОНЕВЫМ.

- Алексей Анатольевич, существует масса различных документов, касающихся соблюдения противопожарной безопасности, но практика показывает, что постоянно необходимо ужесточать меры. С чем Вы это связываете?

- Вы правы, существуют правила пожарной безопасности, совсем недавно издан технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Но дело в том, что за 85 лет существования Государственного пожарного надзора люди привыкли всё делать по указке, по предписанию. Предпринимателям необходимо, чтобы к ним пришли и рассказали, что необходимо сделать для обеспечения пожарной безопасности на предприятии. Редко кто самостоятельно откроет книжечку, не поинтересуется правилами и не предпримет никаких мер. Максимум, на что готовы собственники, - приобрести огнетушители и провести сигнализацию. При этом основная причина пожаров в городе - неосторожное обращение с огнём. Почему? Обучение работников отсутствует. И получается: даже если есть средства пожаротушения, то люди не умеют ими пользоваться; даже если проведена система оповещения, то как действовать в случае возгорания, никто не знает. Когда мы, бывая с проверками в различных организациях, спрашиваем работников, как пользоваться огнетушителем, они отвечают, что необходимо его бить об пол. Но такие устройства давно уже не используются.

Раньше обучение пожарной безопасности начиналось со школьной скамьи и продолжалось на предприятиях, где проводились дни охраны труда, создавались добровольные пожарные дружины. А во время перестройки собственники пожарной безопасностью не занимались, как итог, у нас выросло «потерянное» поколение. Сейчас мы снова начинаем развивать образовательное направление - воспитываем юных пожарных, создаём добровольные пожарные дружины в вузах, начинать приходится буквально с нуля.

- Но существует приказ МЧС, согласно которому и сами руководители предприятий должны проводить обучение персонала действиям при пожаре?

- Кроме этого, мы требуем, чтобы на предприятиях создавались пожарно-технические комиссии, руководители которых должны обучаться в специализированных организациях, а затем передавать знания рядовым работникам своего объекта. Людям необходимо прививать требования пожарной безопасности. Взять те же недавние события в Москве, где во время пожара на складе погибло 17 приезжих из стран СНГ. Хозяин помещения попросту ушёл домой, замкнув людей внутри помещения. Собственник наверняка знал, что проживание людей в таких условиях запрещено. Работники оказались просто заложниками ситуации, им не было обеспечено эвакуационных путей. Это грубейшее несоблюдение правил пожарной безопасности.

- На то и существуют инспекторские проверки, чтобы указать собственнику на недостатки.

- Закон о защите прав предпринимателей и юридических лиц ограничивает проверки. Мы не можем проверять бизнес-предприятия чаще чем раз в три года. А из-за загруженности инспекторов торговые объекты, магазины включаем в план проверок раз в пять лет. Но когда происходят показательные «пожары», появляются поручения правительства или прокуратура организует внеплановые поверки, в которых мы участвуем как эксперты. За год сотрудники отдела надзорной деятельности проводят около тысячи плановых поверок организаций на территории города и около двух тысяч внеплановых. Мне каждую неделю приходится рассматривать административные дела о нарушении требований пожарной безопасности, и создаётся впечатление, что предприниматели действительно ждут, когда придут инспекторы, выпишут им штраф. При этом в ход идёт оправдание: «Мы не знали правил. Вы нам рассказали, теперь мы сделаем». Хотя в Законе о пожарной безопасности написано, что ответственность за безопасность своих зданий несут собственники имущества и лица, использующие помещения. То есть заниматься профилактикой ЧП - задача собственника, а не инспектора. Мы только проверяем, как соблюдаются правила пожарной безопасности, не даём рекомендации, а констатируем факт: отсутствуют огнетушители, здание не обеспечено эвакуационными выходами, нет автоматической пожарной сигнализации. Все нарушения вписываются в протокол, и определяется наказание. На должностных лиц накладывается штраф от шести до 15 тысяч рублей, на предпринимателя - до 30 тысяч, на юридическое лицо - от 150 до 500 тысяч рублей. Если же нарушения не устраняются, мы при повторной проверке могли сами отправлять дело в суд. Но в прошлом году в Административный кодекс были внесены изменения: предпринимателям дали ещё один шанс устранить огрехи. Теперь только после контрольной проверки по ранее выданному предписанию за выявленные нарушения документы отправляются в суд. Тут уже может дойти до дисквалификации руководителя и приостановки деятельности предприятия.

- Бизнесмены используют данный им шанс или всё же пытаются уйти от ответственности?

- Есть такие, которые действительно пытаются не пустить инспектора. Чтобы мы могли провести проверку, на предприятии должен быть его руководитель или заменяющий его человек по доверенности. Если отсутствует и тот и другой, ничего сделать нельзя. Мы, конечно, информируем прокуратуру о срыве проверки, но штраф должностному лицу за это нарушение слишком маленький - до четырёх тысяч рублей, а при повторном срыве - до 20 тысяч рублей. По сравнению со штрафом, грозящим предпринимателю за нарушения пожарного режима (150 тысяч рублей), это ерунда. Кроме того, проверку можно провести, если с момента регистрации предприятия прошло три года. План проверок всегда выставляется на сайте Генеральной прокуратуры. Представители бизнеса заглядывают в него, узнают, когда грядёт инспекция, и буквально перед нашим приходом перерегистрируют предприятие. Сменится ИНН, несколько букв в названии, и мы проверку отменяем - ещё три года не можем у них появиться.

И тем не менее уровень пожарной безопасности в городе с каждым годом увеличивается. За пять лет количество пожаров уменьшилось на 25 процентов. В прошлом году на территории Красноярска произошло порядка 900 возгораний, 48 человек погибло. А пять лет назад в год происходило больше полутора тысяч пожаров и гибло около 80 человек. Город растёт, а количество пожаров уменьшается - это хороший показатель. Улучшение ситуации происходит благодаря тому, что предприниматели становятся грамотнее. А, кроме того, в последние годы у бизнеса появляются финансы, которые можно пустить на обеспечение пожарной безопасности.

- Очень часто надзорные органы жалуются на несовершенство законодательства. Существующая в России нормативная база позволяет в полной мере обеспечить пожарную безопасность граждан?

- Один из минусов законодательства - в нём не прописана процедура проверки здания, в котором находится несколько собственников помещений. Мы не можем проверить все организации одновременно, ведь инспектор должен соблюдать закон: с момента предыдущей проверки или с момента регистрации предприятия должно пройти не менее трёх лет. Но в высотных офисных зданиях собственники часто не могут договориться между собой, а страдают люди. Не работает система пожарной сигнализации или дымоудаления, отсутствуют эвакуационные выходы и прочее. Ещё один момент: если здание находится в собственности гражданина, по закону мы не можем его проверить - отсутствует механизм. Например, человек сдал своё помещение в аренду предпринимателю, который по договору ни за что не отвечает, - в этом случае у нас правовой вакуум. На сегодняшний день в Красноярске много частных детских садов, которые размещаются в квартирах. А жилище по всем законам неприкосновенно. И пожарный инспектор не может зайти в них с проверкой пожарной безопасности из-за отсутствия норм. В таких детских садах, как правило, 10-15 детей под присмотром нянечки, а что с ними произойдёт в случае непредвиденной ситуации? В прошлом году в Покровке произошёл пожар в коттедже, который был сдан хозяином под частный детский сад. Хорошо, что тогда морозы стояли и детей в группу пришло немного - пять человек. Нянечка успела их вывести в соседний двор, но коттедж сгорел практически дотла. Другой пример: к нам поступила жалоба от жителей о том, что в соседнем доме открылся частный детский сад. Мы пришли с проверкой. Оказалось, что дети размещались в коттедже с явными нарушениями - на первом этаже находились кухня и столовая, а самих ребятишек держали в подвале, куда можно было спуститься по единственной винтовой лестнице. Случись пожар, малыши бы там и остались. Мы направили иск в суд, действовали через прокуратуру, и в конце концов детсад съехал из этого помещения, нашёл другое место.

Чтобы решить проблему законодательных пробелов, управление надзорной деятельности МЧС России по Красноярскому краю разрабатывает территориальные правила обеспечения пожарной безопасности в частных детских садах. Раз отсутствует федеральный закон, внесено предложение в правительство края принять свой региональный документ. Опыт такой работы в регионе уже есть: в 2007 году были приняты краевые правила пользования пиротехникой.

- То есть не стоит надеяться на авось. Даже самые незначительные нарушения правил пожарной безопасности могут привести к смерти человека?

- В нашей практике масса примеров, когда русское авось приводило к серьёзным последствиям. Например, из-за несоблюдения правил пожарной безопасности на улице Дубровинского горел склад одноразовой посуды. Тогда весь город был в дыму. Ещё один склад сгорел на улице Каучуковой. Собственнику этого помещения было выписано предписание устранить нарушения, чего он не сделал. Через месяц после проверки произошёл пожар. А самый яркий пример - фабрика «Красный Яр», которая несколько лет назад успешно производила мягкую мебель. Хозяин предприятия не хотел соблюдать правила пожарной безопасности, что только инспекция ни делала. Мы и предписания ему выписывали, и в суд иски подавали, и штрафы назначали. Он их платил и приговаривал: «Что вы ко мне ходите, я никогда не сгорю». В итоге мебельный цех сгорел дотла. Предприниматель уничтожил здание собственника, который не может взыскать убытки (договор аренды был оформлен неправильно). Без работы осталось более 30 человек. А сам бизнесмен после того пожара всё потерял и никак не может подняться на ноги.

В России есть поговорка: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». А я, перефразируя её, хочу сказать: никогда не надо пренебрегать требованиями пожарной безопасности. И самому будет спокойно, и бизнес будет процветать, и люди останутся живы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА