Новости
Первоклашки в сердце, уроки в голове
Проспект Мира в педагогической проекции
Она не мечтает о Москве, потому что любит Красноярск. Больше всего ей нравится центр, где она часто гуляет одна. При этом она никогда не остаётся в одиночестве. Даже если учеников Насти Рещиковой нет рядом с ней, они всегда в её мыслях и сердце. И это совсем не высокие слова.
Юная и красивая Анастасия Юрьевна (которую так зовут пока только её первоклассники) даже на вид - идеальная учительница начальных классов: милая девушка с добрыми глазами и открытой улыбкой. В красноярской школе № 151 она работает всего год, но то, что педагогика - её призвание, очевидно и ей, и окружающим. Возле каждого приметного уголка главной улицы города, где мы останавливались во время нашей неспешной прогулки, педагог всегда находила повод рассказать о своих ребятах.
Встречу назначали в излюбленном месте наших романтических барышень - у памятника великому поэту и его прекрасной жене, на перекрёстке Мира и Перенсона.
- Пушкина любите, Настя?
- Конечно! Особенно лирику. И моим первоклассникам я уже читала его сказки. Сама ротонда мне тоже нравится, только вот Наталья Гончарова немного печальная сидит.
Погостили у знаменитой четы и пошли по проспекту Мира. Больше Насте нравится гулять по этой улице, когда на ней мало народа. Говорит, безлюдье и приятная музыка из динамиков навевает ценные мысли.
- А о чём думается? О принце?
- Нет, о детях! (Смеётся). Честно. Думаю об уроках, о том, как лучше подать сложную тему, чтобы дети поняли, какой приём применить, как время урока распределить.
Учительница сама любит променад и с ребятами часто выезжает гулять, но не просто так, а с культурными целями.
- Зимой мы побывали в резиденции Деда Мороза, - рассказывает она. - Были в Доме кино, где артисты театра Пушкина ставили спектакль «Винни-Пух и все-все-все». Ездили в ТЮЗ на «Снежную королеву», там такие спецэффекты потрясающие, детям очень понравилось.
На совсем небольшом отрезке проспекта Мира много красивых и уютных уголков.
Задерживаемся у старинного здания факультета начальных классов педуниверситета, где учатся будущие коллеги Насти. Сама она после окончания педколледжа заочно получает высшее образование в СФУ.
- Педагогика - дело непростое, - качает головой девушка. - Дети ко мне всегда притягивались как магнитом, в любом коллективе. И о выборе профессии я долго не думала. Помогает в работе то, что у меня очень мудрая мама, и то, что преподаватели в колледже серьёзно нас обучали, было много практики. Повезло, что родители моих первоклашек - люди ответственные, часто бывают в школе, помогают и участвуют в делах ребят.
Придя в свой 1 «В», Настя быстро выучила все детские имена, за месяц поняла, какой у кого характер, какой нужен подход к каждому.
- Некоторых ребят вообще нельзя ругать, - замечает Настя. - У меня есть дети из неполных семей, видно, что им мало тепла достаётся. Я всеми силами стремлюсь им показать, что они ценны и важны. Даю какие-то особые поручения, стараюсь приласкать, обнять лишний раз. Вы бы видели, как они оживают, мягчают после этого. Есть парнишка, который в ответ на критику бросает задание и замыкается. Его я поощряю, подчёркиваю, когда ему что-то удаётся, он воодушевляется и успешно решает задачу дальше.
Такой подход приносит неплохие учебные результаты: годовую контрольную 1-й «В» выполнил хорошо, чем учительница Настя была весьма довольна.
На маленькой площади у начфака - два фонтана-близнеца. Вода бьёт на стройные лилии, сверху накрапывает дождик.
- Эти фонтанчики мне особенно милы, - говорит Анастасия. - Лилии - мои любимые цветы с 12 лет. Тогда в первый раз папа преподнёс мне из них роскошный букет на день рождения. А теперь молодой человек мне дарит лилии.
Казалось бы, где лилии, а где дети? Но и тут о первоклассниках два слова нашлось.
- Своим детям стараюсь привить любовь к природе, - говорит учительница. - Пытаюсь показать её красоту, хочу приучить их не быть потребителями окружающего мира, бережно относиться к растениям, элементарно не бросать мусор. Радуюсь, когда ученики впитывают такое отношение.
На том же пятачке, что и фонтаны, - книжный шкаф-библиотека, где каждый может взять почитать книгу и поделиться своей. Он, оказывается, тоже имеет отношение к Настиным детям, нечто подобное она устроила и в своём классе.
- У меня есть увлечённые чтением первоклашки, - говорит она. - Поэтому в кабинете мы сделали такой же шкафчик. Дети приносят сказки, рассказы о географических открытиях, а одноклассники берут их почитать.
Два шага от фонтанов - и нас встречает печальной улыбкой художник Поздеев в бронзе. Настя смущённо признаётся, что с творчеством мастера знакома плохо, хотя в планах - познакомиться. И на солнце есть пятна - даже идеальные учительницы вполне могут пока чего-то и не знать.
Идём дальше по проспекту. У одной маленькой кофейни девушка замедляет шаг.
- А вот сюда мы всей семьёй, с родителями и двумя младшими братьями, часто заходим в выходные, - делится Настя. - Мы с мамой любим кофе...
- Папе - коктейль, а братьям, наверное, какую-нибудь сладкую колу?
- Нет! Братьям берём соки, а папе - тоже кофе (смеётся). Мы ведём здоровый образ жизни, нам это кафе потому и нравится, что в нём не продают алкоголь. И своим детям я тоже рассказываю о вреде фаст-фуда и некоторых привычек.
Прощаясь с замечательной учительницей Настей, вспоминаем, что завтра, в День защиты детей, по проспекту Мира пойдёт яркий детский карнавал. Сегодня для детей существует много видов занятий, развлечений, игрушек. Но значит ли это, что они по-настоящему счастливы?
- Сегодня дети очень нуждаются в нашей защите, - говорит педагог. - Карнавалы и праздники - это хорошо, но нужно главное - любовь. Из-за занятости родителей многих ребят растят телевизоры, компьютеры и многочисленные девайсы, вместо семейных разговоров и игр у них планшетники и телефоны. Мальчики и девочки имеют больше игрушек и одежды, но обделены теплом родных. Я хотела бы более глубоко изучать психологию, чтобы помогать родителям и детям понимать друг друга, строить близкие отношения. И хотя воспитание - это в основном задача семьи, от учителя тоже многое что зависит. Я мечтаю, чтобы ученики становились с моей помощью умнее и лучше во всех отношениях. И чтобы когда они станут взрослыми, иногда заглядывали в класс, к своей первой учительнице.