Новости
Уйти в монастырь: Не спеши искать покоя в тихой обители
Если мир не мил
Сакраментальная фраза «ухожу в монастырь» вызывает у людей разную реакцию. Если подобное произносит набожная бабушка в возрасте, когда о душе пора подумать, народ относится к заявлению с пониманием. Но если о монастыре говорит известный и успешный человек в расцвете сил, такой, как, например, актёр Дмитрий Певцов, большинство людей считает это блажью знаменитости и данью моде.
Слово «монах» происходит от греческого «моно» - «один». Суть монашества - уединённая жизнь, посвящённая молитве, труду и служению ближнему. Первые монастыри появились на Руси примерно в одиннадцатом веке, когда вокруг христиан-отшельников начали образовываться общины, живущие суровой аскетической жизнью. За многие века мир изменился, но суть монашества и сегодня осталась прежней - это глубокое посвящение Богу. В большинстве своём и сейчас монахи рано встают и поздно ложатся, истово молятся и самоотверженно работают, служат в тюрьмах и отдалённых сельских приходах. По каким причинам такая жизнь, без привычных удовольствий и комфорта, привлекает многих?
Попав однажды в монастырь, верующий человек ощущает благодатный покой - удивительную радость, которую редко испытываешь в суете и агрессии современной действительности. Наслаждаясь духовной радостью, мало кто задумывается о том, какой ценой она достигается.
- Ко мне не так давно обращалась за советом девушка, которую оставил любимый человек, - говорит православный христианин Дмитрий Семеник, основатель и главный редактор группы сайтов «Пережить.ру». - Барышня была разочарована, из-за чего хотела уйти в монастырь, мешало только то, что родители были против.
Дмитрий пояснил, что в монастырь не уходят от решения внутренних проблем, а приходят - из-за любви к Богу. Девушка прислушалась к разумному совету и от идеи стать монахиней отказалась.
- Нельзя идти в монастырь из-за трагедии, из-за развода или смерти близкого человека, - считает игумен Никанор (Анфилатов), наместник Спасо-Преображенского енисейского мужского монастыря. - Стремясь убежать в обитель от боли или ответственности, только сделаешь хуже и себе и другим, нужно пережить посланное испытание в тех обстоятельствах, в которых ты находишься.
Даже почувствовав горячее желание сказать мирскому «прощай», не стоит торопиться.
- Лучший вариант понять, призван ли ты к монашеской жизни, - действовать последовательно, - уверен наместник. - Сначала верующему можно приехать в монастырь паломником, то есть просто побыть в атмосфере монастыря, посмотреть на нашу жизнь. В следующий приезд уже попробовать себя в роли трудника, поработать в монастыре. Если желание не пропало, можно стать послушником. И уже потом есть смысл начать задумываться о постриге.
Причём с этим решением ни в коем случае не стоит спешить, важно понять, призван ли ты к монашеству на самом деле. Ведь этот шаг крайне ответственный и серьёзный, нескольких попыток на него не даётся.
- Многие люди думают, что в монастыре легче, чем в мире, ищут тихого уголка, где спокойно, - считает иеромонах Успенского монастыря Савва (Змиевский). - Приходит молодёжь сюда, не понимая, что монастырь - это не райская обитель, а военный плацдарм. Война идёт с самим собой, со своими страстями, эгоизмом.
Отец Савва рассказывает, что стать монахом никогда не решал - как-то всё за него решилось.
- Семьи у меня не было, жил как все, - вспоминает он. - Сначала просто был верующим, работал инженером, на службы ходил в монастырь. Потом помогать восстанавливать храм, затем уволился с работы, стал трудником в монастыре. Когда восстанавливали Успенский монастырь, служил там диаконом, потом переехал жить и принял постриг. С тех пор прошло 12 лет, желания уйти из монастыря не возникало, хотя трудности не уменьшаются.
Оценить, что в большей степени толкает тебя в монастырь - любовь к Богу, самомнение или лень решать мирские проблемы, - сложно.
Но поспешный шаг может привести к большим духовным проблемам, надломить человека.
- Трудничая в монастыре неделю-месяц, приобщаешься к благодати и понимаешь, что ничто другое не важно, - делится Дмитрий Семеник. - Но одно дело приезжать в монастырь на пару недель в год, по своему желанию, совсем другое - быть в нём постоянно, постоянно подчиняясь монастырскому начальству. Монашество - путь прекрасный, но далеко не каждый способен выдержать его тяготы, которые обязательно будут.
И только если ты к этому пути призван - трудности переносимы, и после них приходят радость и мир. Иначе их терпеть невозможно.
Красноярец Геннадий решил стать монахом, но советами своего батюшки (у которого обычно исповедовался) пренебрёг, счёл их недуховными. Уехал в монастырь в другой части страны, где его никто не знал, стал послушником. Через два года постригся. А через месяц монашества понял, что это совсем не его удел. Вернулся домой разочарованный, замкнулся в себе, в храм больше не ходит.
Ещё большей трагедией может стать монашество, если человек, стремясь к высоким целям, забывает о близких.
Жительница края Тамара решила стать монахиней после развода. Она уволилась с работы и отправилась за духовными ценностями в монастырь, послушницей. При этом сына-подростка оставила на попечение мамы-пенсионерки. Боль и отчаяние этих двух людей при этом она в расчёт не брала.
- Подобное поведение недопустимо, - полагает отец Никанор. - Оно говорит о незрелости и безответственности. Прежде чем идти в обитель, нужно завершить все дела: вырастить детей, которые от тебя зависят, позаботиться о немощных родственниках. Если есть супруг, он должен согласиться дать развод, отпустить с миром.
Священник говорит, что, придя в монастырь, можно скрыть семейный статус от монастырского начальства, но, допуская такой грех лжи, человек сам себя наказывает, он обязательно понесёт за это серьёзную расплату.
В монастырях живут по особым законам и находят удовольствие в непривычном. «Тяжело смиряться, терпеть, уступать другим, делать что-то, когда ты устал, - говорит отец Савва. - Самое сложное в монастырской жизни - это не грязная физическая работа, а признание того, что ты не прав. Зато когда перетерпел, смирился - приходит несказанная благодать».
- Не передашь словами присутствия Бога в твоей душей, ощущение того, что Он ведёт тебя по этой жизни, - говорит отец Никанор. - Это особое чувство благости и мира в душе. Радует, когда видишь, что твоя молитва помогает отчаявшемуся, что смог, с Божьей помощью, не позавидовать, не возгордиться, не разозлиться.
Но духовных радостей можно достигать не только монашествуя. Они доступны и обычным верующим. Главное - понять своё призвание и честно нести свой крест, выбирая ношу по силам.