Наука и образование
Самые-самые здания и сооружения в Красноярске
Красноярск по праву гордится своим местоположением - на берегах могучего Енисея. Горожане помнят своих именитых земляков: писателя Виктора Астафьева, баритона Дмитрия Хворостовского, олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина и многих других. Накануне Дня строителя «Городские новости» выяснили самые необычные и выдающиеся рукотворные здания и сооружения краевого центра. О том, какие дома самые высокие, самые древние и самые долгожданные, читайте ниже.
Красноярск по праву гордится своим местоположением - на берегах могучего Енисея. Горожане помнят своих именитых земляков: писателя Виктора Астафьева, баритона Дмитрия Хворостовского, олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина и многих других. Накануне Дня строителя «Городские новости» выяснили самые необычные и выдающиеся рукотворные здания и сооружения краевого центра. О том, какие дома самые высокие, самые древние и самые долгожданные, читайте ниже.
Самые высокие сооружения Красноярска
1. Деловой центр «Первая башня» - 30 этажей - 120 метров.
Крупнейший в краевом центре бизнес-центр класса «А» с подземной трёхуровневой автостоянкой. Одно из самых высоких зданий за пределами Москвы. Строительство первой башни началось в 2006 году.
2. Башня КАТЭКНИИуголь - 29 этажей - 105 метров.
Знаменитая «свечка» - самый заметный символ красноярских долгостроев. Строительство здания началось в начале 1980-х годов. Авторами проекта являются народный архитектор России Виталий Орехов и заслуженный архитектор России Нина Петрова. В высотке должен был разместиться инженерно-лабораторный корпус научно-исследовательского института, в пристройке - инженерно-вычислительный центр.
3. Труба Красноярской ТЭЦ-3 - 275 метров.
Самая высокая в Сибири труба после Берёзовской ГРЭС - часть первого энергоблока Красноярской ТЭЦ-3. Объект планируется ввести в эксплуатацию до 1 января 2012 года.
Самый титулованный объект Красноярска
Речной вокзал.
В 1952 году вступил в эксплуатацию речной вокзал Красноярского порта. Архитектором проекта здания Красноярского речного вокзала стал сибиряк Александр Голубев. В 1958 году модель вокзала на всемирной выставке в Брюсселе получила серебряную медаль и Почётную грамоту.
Самая большая утрата Красноярска
Железнодорожный мост.
Самый знаменитый железнодорожный мост Российской империи. В 1900 году точная модель моста экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где мост получил Гран-при и золотую медаль (такую же награду получила в том же году и Эйфелева башня). Строительство моста началось в 1895 году и закончилось 28 марта 1899-го. В 90-е годы XX века началось строительство нового железнодорожного моста, рядом с существующими. Предполагалось, что после ввода его в эксплуатацию первый, дореволюционный, будет демонтирован. Несмотря на протесты защитников памятников истории и культуры, в 2002 году началась разборка царского моста. 7 августа 2007 года демонтированный объект сдан на металлолом.
Самое ожидаемое сооружение Красноярска
Четвёртый мост через Енисей должен соединить Октябрьский и Свердловский районы краевого центра. Длина шестиполосного моста более 1,2 тысячи метров. Стоимость строительства - 17,6 миллиарда рублей. Более половины средств необходимо на возведение левобережных и правобережных подходов к переправе через Енисей.
Строительство автомобильной переправы, соединяющей улицы Копылова и Свердловская, планировалось ещё в 1973 году. Однако предметные разговоры начались в 2000-е годы. Проект моста губернатор Александр Хлопонин презентовал на Сочинском инвестиционном форуме в 2007-м. Было объявлено, что строительство моста стоимостью 10 млрд руб. начнётся не позднее 2009 года, а подготовительные работы и того раньше - в 2008-м. Сегодня проект четвёртого моста и подходов к нему находится на государственной экспертизе. Планируется, что проект моста пройдёт экспертизу до середины августа. На его строительство в 2011 году уже выделено 450 млн рублей - на начало подготовительных работ, расселение 112 жилых домов (400 семей).
Самый большой по количеству жителей дом Красноярска
Так получилось, что пальму первенства в категории самых населённых жилых домов Красноярска несёт микрорайон Солнечный. Именно здесь расположена пятёрка лидеров. Победа района, строящегося в 1980-е годы как город машистностроителей, неудивительна. Для застройки посёлка были спроектированы подковообразные панельные девятиэтажки. Один дом насчитывает до 15 подъездов, в которых более 500 квартир. По замыслу проектировщиков, полукруглые здания должны защищать расположенные внутри себя дворы, школы и детские сады от ветра, гуляющего на Солнечном холме.
Дом (адрес) | Число жителей |
ул. 60 лет СССР, 7 | 1700 |
ул. 60 лет СССР, 20 | 1650 |
ул. 40 лет Победы, 12 | 1650 |
ул. 60 лет СССР, 14 | 1580 |
ул. Петрушина, 1 | 1410 |
Самое древнее здание Красноярска
Покровский кафедральный собор.
Покровский кафедральный собор - самое древнее каменное здание Красноярска. Заложен он был в 1785 году и строился долго - почти десять лет. Он пример самобытного явления в русской архитектуре XVIII в. - сибирского барокко, в композиционных и декоративных формах которого причудливо переплелись приёмы северорусского зодчества с украинским. Это традиционный тип одноэтажной церкви, где алтарь, собственно храм, трапезная и колокольня располагаются по одной оси. Особенно изящен силуэт ярусного пятиглавия: его главы венчают позолоченные восьмигранные луковицы с фигурными протезными крестами.
Самая длинная улица Красноярска
Самая длинная магистраль краевого центра - улица Семафорная. Она протянулась от Пашенного до шинного завода. И хотя формально Семафорная - самая длинная улица Красноярска, но в пиаре она уступает своему конкуренту - проспекту имени газеты «Красноярский рабочий». Официально протяжённость главной артерии правобережья - более 14 километров. И хотя именуемый в народе «Красраб» уступил первое место своему менее известному соседу, но проспект остаётся фаворитом в другом рейтинге - самое длинное название улицы.