Персона
Алексей Клешко: «Городской Совет - не критик власти. Горсовет - это власть»
Выборы, вернее, подготовка к ним - время особое. Именно в этот период мы имеем возможность объективно оценить ситуацию, которая сложилась в городе, выяснить то, что в первую очередь волнует жителей, по-новому взглянуть на все проблемы и недостатки.
Выборы, вернее, подготовка к ним - время особое. Именно в этот период мы имеем возможность объективно оценить ситуацию, которая сложилась в городе, выяснить то, что в первую очередь волнует жителей, по-новому взглянуть на все проблемы и недостатки. В этом уверен наш сегодняшний собеседник, заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко.
- Когда мы отмечаем общегородские праздники, мы неизбежно славим Красноярск и его историю, - говорит Алексей Михайлович. - И в повседневной жизни ставим перед собой более высокие планки, задачи, обрисовывая как проблемы, так и перспективы. Выборы же, благодаря звучащей критике, публичной дискуссии, становятся временем трезвой оценки ситуации.
- Но всегда ли та критика, которая звучит в период предвыборной кампании, объективна, оправданна?
- В этом и заключается основной вопрос. Меня несколько смущает то, что сейчас, в преддверии выборов, появилось огромное количество кандидатов в депутаты горсовета, которые вдруг резко перед голосованием прозрели и увидели городские проблемы. А где они были год, два, три года назад?
При этом предвыборная риторика кандидатов нередко выглядит как соревнование: кто громче крикнет о проблемах. С моей точки зрения, это не приносит пользу ни городу, ни нашему обществу. И, самое главное, это не продвигает нас в решении этих проблем.
- А что необходимо делать? Как правильно следует использовать предвыборное время?
- Следует наконец-то перестать состязаться, кто громче крикнет: «Пожар, пожар!» или: «Вода, вода!». Это тупик. Нам необходима серьёзная дискуссия на тему общегородских проблем. При этом поводы к обсуждению должны давать не критические сюжеты в СМИ, а чёткое понимание реальности, объективное отношение к проблемам.
Нужно понимать, что город - это очень сложный механизм, в котором каждый шаг влечёт за собой последствия, как хорошие, так и не очень. Приведу такой пример: в своё время в Швеции была принята программа экономии электроэнергии, в рамках которой запретили возводить дома с подъездами большой площади. Тогда в этой европейской стране стали стимулировать строительство малоэтажных домов: в доме на десять квартир появлялось десять дверей, без подъездов. Это дало экономию энергии, так как не расходовалось тепло и электричество на содержание мест общего пользования. Но совершенно неожиданно такое решение дало ещё один эффект: в тех микрорайонах, которые были построены по новому типу, резко упала подростковая преступность. Как показал анализ, причиной стало как раз отсутствие подъездов - исчезли места, где бесконтрольно проводили время несовершеннолетние. Эта история ещё раз доказывает: в городе всё очень тесно взаимосвязано.
- Но разве может позитивное решение привести к неожиданным негативным последствиям?
- Я бы не стал называть последствия негативными. Просто нужно понимать, что не всё то хорошее, к чему мы стремимся, может принести городскому сообществу одни только плюсы. Стремясь к лучшему, иногда приходится чем-то жертвовать.
Опять же, приведу пример: сегодня красноярцы активно жалуются на отсутствие ливневой канализации на дорогах. И задают вопрос: почему город не строит ливнёвку? Но, думаю, все понимают, что средства бюджета ограничены. И готовы ли мы, например, ремонтировать в два раза меньше дорог, но зато делать ливнёвку? Готовы ли нести расходы на строительство новых очистных сооружений (вместо, например, новых социальных объектов), ведь мы не можем воду, собранную с дорог, просто сбросить в Енисей? Готовы ли понести расходы на регулярную чистку ливневой канализации, ведь сами часто видим, как из машин прямо на проезжую часть автомобилисты выбрасывают мусор, полиэтиленовые пакеты, бутылки? У меня нет готового решения по данному вопросу, но я могу точно сказать, что эта тема нуждается в детальном обсуждении.
К сожалению, сегодня очень часто выборные дискуссии мне лично напоминают сказку: «Привези ка мне батюшка цветочек аленький»! Откуда? Где его взять? Что делать с чудищем, которое прилагается к этому цветочку? Такими вопросами многие просто не задаются! Такое ощущение, что некоторые кандидаты уверены: где-то стоят сундуки с деньгами, и нужно просто получить к ним доступ.
- Сундуков нет, это понятно. Но как выбрать то самое оптимальное решение, которое не нарушит ничьих интересов?
- В своё время, ещё работая председателем краевого правительства и первым заместителем губернатора Кузнецова, Эдхам Шукриевич Акбулатов подписал документы о начале строительства в Красноярске нового онкологического центра. Я участвовал в обсуждении и отлично помню, как сложно было принять это решение: в отсутствии федерального финансирования, опираясь только на ресурсы края, приступить к многомиллиардному строительству. Но до сих пор никто ни разу не усомнился в правильности этого шага. И этот как раз пример политически правильного выбора. Однако, подчеркну, тогда потребовалось создать настоящую коалицию, общественное ядро сторонников вокруг наших руководителей, которое поддержало направление серьёзных средств на это строительство.
Сегодня перед городом стоят новые вызовы, и они также требуют объединения усилий всех уровней власти и горожан. Уже объявлен конкурс на создание нового генплана, который определит стратегию развития Красноярска на ближайшие 20-25 лет. И понятно, что принимать его нужно с участием широкой общественности. Также необходимы принципиальные совместные решения города и края по новой модели здравоохранения, по серьёзной перестройке системы образования. Кроме того, нужно менять изношенную инфраструктуру, причём недостаточно просто заменить одну трубу на другую, это лишь отложит решение проблемы, нужны именно системные решения, с опорой на новые технологии.
При этом уже очевидно, что нам предстоит пройти довольно сложный период - время более скромных бюджетов, чем сейчас, время возрастающих экономических и социальных проблем, усложнения всех общественных процессов и усложнения самого общества. Но при этом с каждым годом горожане предъявляют всё более высокие требования к качеству жизни. Сегодня в числе безусловного требования горожане называют то, что пять, а тем более десять, пятнадцать лет назад даже было нельзя вообразить. То, что наши родители считали за счастье, новым поколением воспринимается уже крайне критично. И это тоже объективно, город должен соответствовать современному уровню потребностей людей…
- Но что может стать опорой для власти в такой непростой период?
- Мне кажется, что в первую очередь это опыт прежних руководителей региона и города. В следующем году мы отметим 80-летие Красноярского края. И все эти годы у руля стояли самые разные люди, но в памяти народа остались те руководители, которые сочетали в себе две ключевые характеристики. С одной стороны, это личная скромность, требовательность, скрупулёзность, а с другой - умение определить стратегические приоритеты. К таким людям для меня лично относятся Владимир Иванович Долгих, при котором край и город совершили мощный экономический рывок; Павел Стефанович Федирко, при котором мы смогли экономическую составляющую дополнить социальной структурой; Владимир Прохорович Капелько, уделявший большое внимание образованию, культуре, спортивной инфраструктуре. Для меня важно, что и для Петра Ивановича Пимашкова, и для Эдхама Шукриевича Акбулатова, который руководит городом сегодня, именно эти люди являются примером, ориентиром и для сегодняшней практики, и для будущих решений.
Ещё одна составляющая, можно сказать, опора новой политики управления городом - открытый диалог власти с горожанами. Вовлечение городского сообщества в управление Красноярском должно стать повседневной практикой. Граждане должны быть не просто потребителями услуг, а соавторами проектов городского развития. То есть непосредственными участниками.
Ну а теперь вернёмся к теме, которая звучала в начале нашего разговора. Выборы как раз должны выкристаллизовать тех людей, которые готовы работать в общей городской команде. Как у нас в армии говорили, не лычки получить, не медаль себе на грудь повесить (теперь в виде депутатского мандата), а реально работать на развитие города, на решение городских проблем. И в этом смысле для меня очевидно, что мерилом для любого избирателя является оценка практических способностей и конкретных дел каждого кандидата, а не его способность критиковать.
- Сегодня очень много разговоров о том, какова роль городского Совета. Некоторые заявляют, что он должен быть оппонентом администрации.
- Я согласен с тем, что депутат должен всегда иметь собственную позицию. Но эта позиция не должна строиться по принципу «Баба-яга против». Есть старая формула: критикуя, предлагай. И она очень чётко отражает следующую мысль: городской Совет - это не критик власти, городской Совет - это и есть власть. Поэтому важно, чтобы по результатам этих выборов была сформирована дееспособная и ответственная команда. Чтобы депутаты не перепихивали друг на друга, на администрацию городские проблемы, а включались в их решение.
Только во взаимодействии с главой городской администрации, с нахождением компромиссов и выработкой общей стратегии можно решать городские проблемы. Хочу напомнить, что мировой экономический кризис и Россия, и край пережили без тяжёлых потерь именно благодаря такой консолидации. На самом деле способность к консолидации и компромиссу - это не значит послушность. Это означает способность общественное ставить выше личного в реальной политической ситуации.