Новости

Золотые часы - за золотые ноги (улица Михаила Годенко)

Золотые часы - за золотые ноги (улица Михаила Годенко)

Годенко Михаил СемёновичСюжеты для постановок мастер брал из жизни

Он закружил край в танце. Приехав в Красноярске в середине прошлого века, Михаил Годенко сумел создать в провинциальном сибирском городе настолько неординарный и сильный коллектив, что слава об Ансамбле танца Сибири шла не только по всей стране, но и по миру.

Михаил Годенко родился в Екатеринославе, на Украине. До войны служил солистом балета в Куйбышевском театре музыкальной комедии. Во время Великой Отечественной войны был на фронте, дошёл до Берлина рядовым ансамбля Второго Украинского фронта. В 1946-1948 годах работал в Норильском музыкальном театре. В пятидесятых был главным балетмейстером ансамбля песни и пляски Восточно-Сибирского военного округа в Иркутске. Затем Годенко переманили в Архангельск, где он ставил танцы в известном Северном русском хоре. За работу его удостоили звания заслуженного деятеля искусств. Но главным делом жизни для Михаила Семёновича стал Красноярский государственный ансамбль танца Сибири, который он возглавлял с 1963-го по 1991 год. Именно в нашем городе Годенко полностью раскрыл свой талант хореографа, при нём ансамбль танца Сибири приобрёл всесоюзную и мировую славу и был настоящей визитной карточкой Красноярского края.

Несмотря на то, что мастера уже давно нет с нами, годенковская атмосфера в ансамбле по-прежнему жива - как и работы хореографа, которые вошли в золотой фонд ансамбля. Прошёл не один десяток лет, а его танцы не утратили современного звучания и принимаются зрителем на ура.

Годенко Михаил Семёнович (1919-1991)

Советский хореограф, балетмейстер. С 1963-го по 1991 год возглавлял Государственный ансамбль танца Сибири. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР. Почётный гражданин Красноярска.

«Михаил Семёнович был великим экспериментатором, новатором в танцевальном искусстве, - рассказывает Лидия Федяева, заслуженный работник культуры РФ, директор Красноярского государственного ансамбля танца Сибири имени М. Годенко. - В своих постановках он соединял академизм и эстрадное современное направление. На основе фольклорных истоков ставил современные танцы, которые были хитами того времени: «Енисейские речники», «Столбисты», «На птичьем дворе», «Регулировщицы», «Сибирская потеха». До сих пор критики танца не могут отнести его постановки ни к одному из существующих жанров и направлений. Так и называют - годенковский стиль».

Улица Михаила Годенко находится в Октябрьском районе. В 2008 году имя выдающегося балетмейстера получила улица, соединяющая проспект Свободный и улицу Копылова.

Ансамбль танца Сибири был чрезвычайно популярен не только в СССР. При Годенко красноярские танцоры объездили весь мир, несмотря на железный занавес, побывали в семидесяти странах.

«После турне по Америке Михаил Семёнович делился впечатлениями о поездке с коллегами, - рассказывает заслуженный работник культуры России Илья Клеймиц, который с 1972-го по 1986 год был художественным руководителем Красноярской краевой филармонии. - И вдруг говорит мне: «Знаешь, что меня больше всего радовало там?.. Я иду по Нью-Йорку, а на небоскрёбах висят огромные красные неоновые транспаранты, где написано по-английски: «Красноярск». Он был настоящим патриотом своего города и страны. Надо сказать, что те американские гастроли имели сумасшедший успех и огромные сборы. В Красноярске власти отблагодарили ансамбль за работу: каждому танцору первый секретарь крайкома вручил золотые часы».

Улица Михаила Годенко находится в Октябрьском районеВ 1980 году Годенко стал участником грандиозного события мирового масштаба - его пригласили главным балетмейстером праздничного открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве. Улетающий в облака олимпийский мишка, по уверению Ильи Клеймица, - задумка Михаила Семёновича. Вообще источником вдохновения для балетмейстера могло служить всё что угодно, даже самый бытовой сюжет, мимо которого простой человек пройдёт мимо и не заметит. Так, например, родилась идея знаменитого годенкоковского танца «Регулировщицы». «Был в Красноярске такой знаменитый сержант Воронько - регулировщик. Он настолько красиво и мастерски управлял своим жезлом, что на него специально ходили смотреть горожане, как на артиста. Звонит мне как-то Михаил Семёнович и говорит: «Илюша, пойдём прогуляемся, я тебе кое-что покажу». И вот пошли мы на улицу Робеспьера - а там как раз работал Воронько… Полюбовались мы на работу сержанта, а спустя какое-то время Годенко сделал постановку «Регулировщицы». Это танец имел огромный успел, причём не только среди простых зрителей, но среди высокопоставленных: за постановку тогдашний главный милиционер страны генерал-полковник Щёлоков вручил Годенко знак «Отличник милиции».

У Годенко было потрясающее чувство юмора. Несмотря на насмешки коллег и друзей, он всегда ходил в одной и той же старой кроличьей чёрной шапке, которая выглядела как ободранная кошка.

«По советским меркам Михаил Семёнович был человеком состоятельным, но он был весьма скромен в своих запросах, - говорит Илья Клеймиц. - Одевался, по большому счёту, элегантно, но на его голове неизменно красовалась эта «ободранная кошка», которую он купил ещё в пятидесятые. От новой шапки он всегда принципиально отказывался: «Моя шапка - самое то. Прихожу в крайисполком и спокойно кидаю её возле порога. Выхожу после совещания - шапка на месте. А норковую бы давно спёрли».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА