Новости
Как приучить ребёнка к чтению?
- Мамочка, а почитай мне сказку на ночь, - просит трёхлетняя девочка перед сном. Мама, разумеется, соглашается, поправляет одеяло дочери, свет в комнате делает на тон темнее и открывает книгу...
Именно с таких вот приятных минут начинается наше первое знакомство с книгой. Хотя нет, некоторые мамы читают книжки детям гораздо раньше, буквально с первых дней жизни младенца, или будучи ещё беременными.
Как говорят специалисты, если читать малышу вы начнёте вовремя, если выберете для этого правильные произведения, то в вашей семье вырастет добрый книголюб и умный человечек. И сегодня в нашем «Добром совете» мы попытаемся ответить на вопрос о том, с чего лучше начать знакомство с книгой, как привить любовь к чтению и какую литературу ребёнок может прочитать в том или ином возрасте.
Как сделать поход ребёнка в библиотеку незабываемым
В первый раз в детскую библиотеку ребёнка можно принести в шесть-семь… месяцев. Там обязательно найдутся книги, адаптированные даже для таких маленьких деток.
- В это время ребятишки уже непроизвольно обращают внимание на картинки, - отмечает специалист детской библиотеки им. Н. Островского Алла Кошарская. - Если есть затруднения в выборе литературы для чтения, можно проконсультироваться с библиотекарем или самостоятельно полистать журналы. Советую обратить внимание на такие периодические издания, как «Понимашка» и «Филиппок».
Поход более взрослого ребёнка в библиотеку можно превратить в настоящее приключение. Пусть необычным и увлекательным станет всё: дорога до библиотеки, само пребывание в ней и даже возвращение домой. По пути можно поиграть в лёгкую словесную или зрительную игру. Например, по очереди подбирать к слову прилагательные или озвучивать вслух все увиденные вывески в городе. Если ребёнок совсем маленький, то отгадывать цвета или просто что-то напевать, но так, чтобы малыш не напрягался, а наоборот, был бодр и весел. Силы ему пригодятся в самой библиотеке, где обычно царит спокойная и тихая атмосфера.
Поиск книг на стеллажах, разговор с библиотекарем, сама обстановка - всё это складывается в своеобразный ритуал. Пребывание здесь непременно поспособствует развитию у ребёнка потребности в чтении. Но для этого надо его немного поудивлять. Кроме непривычной библиотечной обстановки, необходимо дать понять, что среди этого огромного количества книг найдётся любая, какую он только пожелает, и стоит только указать её название и автора, как книжка тут же окажется в руках. Он должен это воспринять как фокус. Пусть сам походит среди стеллажей, попробует достать книгу с верхней полки, рассмотреть её и присесть полистать или выбрать для домашнего прочтения.
На обратном пути полученные положительные эмоции у ребёнка хорошо было бы закрепить. К примеру, заглянуть в магазин игрушек или в кафе. Тогда поход в библиотеку будет ассоциироваться с приятными воспоминаниями, и книжное путешествие захочется повторить.
Маленькие слушатели
Дети до трёх лет - это маленькие слушатели. Как раз в этом возрасте необходимо приучать их к чтению. Для того чтобы пробудить у ребёнка интерес к книге, родителям надо читать самим, желательно каждый день и в определённое время. Параллельно чтению стоит уделять внимание иллюстрациям. Чем меньше ребёнок, тем больше акцент на картинки: они играют важную роль в эстетическом развитии малыша. Иллюстрации должны быть большими и красочными. Чем меньше ребёнок, тем крупнее картинки. Комиксы и коллажи из мелких деталей под силу только взрослому восприятию.
Иллюстрации обязательно должны соответствовать тексту. К примеру, если сказка «Красная Шапочка», то в книге шапочка должна быть красной, чтобы не путать визуальные представления ребёнка. Рассматривать картинки с ребёнком можно уже с семи месяцев. В этом деле не страшно начать раньше, главное, не запоздниться с привитием любви к чтению.
Сама книга для маленького ребёнка имеет большое значение. Во-первых, способствует развитию памяти - то, что прочитано, всё равно частично запоминается. Во-вторых, развивается речь - как при чтении вслух, так и при повторах за мамой отдельных слов. В-третьих, ребёнок трогает книжки, переворачивает листики, тем самым развивается моторика ручек. В-четвертых, чтение книжек помогает умственному развитию - постепенно пополняется словарный запас.
Объём памяти у ребёнка ещё совсем маленький, поэтому желательно и книги выбирать небольшие. Чтение с детьми лучше начинать со стихотворений классиков. Они просты, легко воспринимаются, хорошо запоминаются, а также познавательны и содержат в себе ценности, которые необходимо заложить в детскую душу с самого малого возраста.
Хитрый ход
В режиме дня маленького ребёнка лучше выделить определённое время для чтения. В этом случае ежедневное знакомство с книгой станет для малыша обязательной составляющей его жизни. Можно применить хитрость: на самом интересном месте перестать читать книжку, сказав, что только завтра можно узнать, чем закончится сказка. Ребенок наверняка с нетерпением будет ждать продолжения истории, а его реакция покажет, насколько вы заинтересовали его чтением.
Чтение по переменке
Дети к четырём - пяти годам, как правило, уже читают по слогам. Более того, если вы регулярно читали своему малышу книжки в младенчестве, то к этому времени у ребёнка должно выработаться постоянное желание читать.
Специалисты советуют в этом возрасте чередовать чтение: сначала почитала мама, потом несколько предложений ребёнок попытался сам. Здесь также необходимо использовать элементы игры, чтобы не переводить это занятие в скучный процесс. Например, глядя на иллюстрации, придумывайте рассказики или просто описывайте картинки.
Если у малыша нет настроения, то лучше с ним не читать, а перенести общение с книгой на вечер или на другой день. В пять лет ещё очень сложно составлять буквы в слова, поэтому не надо утомлять ребёнка долгим чтением. Лучше просто досочинить, что могло бы случиться с героями дальше, попробовать их нарисовать. Это может стать весёлым занятием и для мамы, и для сына или дочки.
Кстати!
Лучшим подарком для пятилетнего ребёнка станет книга, главный герой которой носит то же имя, что и маленький читатель.
Книжное представление
Семейное чтение для ребёнка, которому исполнилось пять - семь лет, можно превратить в настоящий спектакль. Пусть читают все: мама, папа, бабушка, дети. Распределяют роли, используют при этом всевозможные театральные атрибуты, читают по ролям и с выражением. Главное, устроить весёлое и увлекательное действо, это подкрепит интерес ребёнка к чтению, оставит бурю положительных эмоций, а значит, накрепко привьёт любовь к книгам. Такой вид времяпрепровождения может превратиться в настоящую семейную традицию и останется в памяти ребёнка на всю жизнь.
Самостоятельный книголюб
Дети в шести - восьми лет входят в такой период, когда интерес к книгам может внезапно пропасть. Это вполне объяснимо: чтобы любить читать, нужно делать это быстро и непринуждённо. А в младшем школьном возрасте техника ещё слабая, ребёнку нужно прилагать массу усилий.
Именно поэтому в шесть - восемь лет нельзя оставлять школьника наедине с книгой, нужно продолжать читать по переменке. К слову, во всех развитых странах (в том числе и в Финляндии, которая занимает первое место в мире по чтению) считается, что совместное чтение должно продолжаться до десяти лет.
Во многих семьях практикуется длительное чтение. Это верно, в первую очередь, с психологической точки зрения. Ведь теперь уже можно не просто читать, а ещё и обсудить с детьми прочитанное.
Как только у ребёнка выработалась беглая техника чтения, можно доверить ему самостоятельное общение с книгой. Но родители должны не забывать интересоваться прочитанной им книгой: понравилось ли, что запомнилось, что читают его друзья. Несмотря на то, что в шесть - восемь лет текст понимается достаточно осмысленно, некоторые места всё же могут быть понятны не до конца. В таком случае родителям лучше пересказать этот кусочек текста своими словами.
Книги, которые родители могут читать детям до трёх лет:
Агния Барто «Игрушки», «Младший брат»
Сергей Михалков «Весёлый жук», «Велосипедист»
Ирина Токмакова «Карусель», «Сказка про Сазанчика»
Елена Благинина «Журавушка», «Алёнушка»
Корней Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»
Евгений Чарушин «Про зайчат», «Мишки»
Владимир Сутеев «Три котёнка», «Мы ищем кляксу»
Виталий Бианки «Музыкант», «Голубой зверёк»
Книги, которые родители могут читать совместно с детьми от трёх до пяти лет:
Редьярд Киплинг «Слонёнок», «Приключение старого кенгуру»
Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб», «Птицы под снегом»
Борис Заходер «Мартышкин дом», «Мохнатая азбука»
Валентин Берестов «Мигазин игрушек»
Юнна Мориц «Тумбер-Бумбер»
Книги, которые дети в возрасте шести - восьми лет могут читать самостоятельно:
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Ксения Драгунская «Заблуждение велосипеда»
Светлана Лаврова «Кошка до вторника»
Николай Носов «Незнайка на луне»
Ирина Пивоварова «Жила была собака»
Софья Прокофьева «Приключение жёлтого чемоданчика»
Андрей Усачёв «Умная собачка Соня»
Саша Чёрный «Мои собачьи мысли»
Марина Москвина «Моя собака любит джаз, или Жизнь и приключения милиционера Караваева»
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Владислав Крапивин «Оруженосец Кашка»
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова»
Аркадий Гайдар «Чук и Гек»
Специалисты советуют при выборе книги для маленького человечка ориентироваться не только на возраст, но и на уровень развития ребёнка, и на его личные предпочтения.
Что НЕЛЬЗЯ делать родителям, когда они приобщают детей к чтению:
Загружать
Подгонять
Заставлять
Наказывать