Новости
Александр Глисков: «Каждый голос может оказаться решающим»
Имея пятилетний опыт депутатской деятельности, Александр Глисков считает, что ему ещё предстоит учиться работать в новом составе Красноярского городского Совета. И не только потому, что Александр Александрович избран заместителем председателя горсовета. Просто нынешний состав представительного органа значительно отличается от предыдущего.
- Красноярский городской Совет нового созыва только начал работать, но первое впечатление от работы с новыми коллегами у Вас наверняка уже появилось…
- Горсовет нового созыва получился политизированным, многопартийным. И это хорошо. Потому что ни одна фракция не имеет большинства, и все вопросы должны приниматься в результате обсуждения, поиска консенсуса, компромисса. Это то, чего не хватало в прошлом горсовете, когда большинство зачастую навязывало свою точку зрения, а аргументы других депутатов не принимались во внимание. Сейчас такое невозможно.
С другой стороны, пока партийная принадлежность некоторым депутатам мешает конструктивно работать. И мы уже столкнулись с демаршами. Одна из фракций покинула зал заседания и сорвала сессию. Представители этой же фракции отказались голосовать за корректировку бюджета. Причём отказались не по существу, а по формальным причинам - обиделись, что администрация не ответила на все заданные ими вопросы. Хотя 90 процентов этих вопросов касались не корректировки, а работы администрации. На мой взгляд, такое поведение несколько некорректно.
В общем, впечатление от первых дней работы горсовета у меня двойственное. Но, думаю, постепенно всё войдёт в конструктивное русло. Особенно если депутаты будут придерживаться позиции, которой придерживаюсь я, голосуя за то решение, которое считаю наиболее соответствующим интересам горожан. И не важно, кто его предложил - «Единая Россия», «Патриоты России», «Справедливая Россия» или фракция «Гражданской платформы».
Всем нам предстоит учиться работать в новом составе горсовета. Я имею пятилетний опыт депутатской деятельности, и он мне, конечно, помогает. Но ситуация принципиально поменялась. Если раньше я просто мог находиться в оппозиции и критиковать всех, то сейчас нет возможности переложить ответственность за принятие решения. Таков расклад сил, что каждый голос может оказаться решающим.
- В новых условиях Вы готовы примкнуть к оппозиции в той или иной ситуации?
- Я избран от оппозиционной партии, которая не согласна с политикой руководства страны и будет предлагать по многим вопросам альтернативные варианты решения тех или иных проблем.
- К слову, о партии. Сразу после выборов Вы в телевизионном интервью сказали, что партия скорее мешала Вам на выборах, давая Вам антирейтинг. Было такое впечатление, что Вы собираетесь попрощаться с этой партией.
- Нет, в горсовете я вхожу во фракцию партии «Гражданская платформа», а упомянутая фраза, которая вызвала много разговоров, была вырвана тележурналистами из контекста. У меня взяли интервью продолжительностью примерно 20 минут и в эфир выдали несколько секунд из этого разговора. Заданный журналистом вопрос звучал так: мешала ли мне во время выборной кампании партийная принадлежность. Я ответил, что, с одной стороны, помогала, потому что есть Прохоров - человек достаточно популярный, у него много сторонников. Был окружной и городской штаб, который провёл титанический труд на выборах. С другой стороны, если взять статистику, то в своём одномандатном округе я набрал в два раза больше голосов, чем «Гражданская платформа». Потому что многие идеи, декларируемые партией, не по душе людям. И в этом смысле партия создавала мне антирейтинг. Я откровенно журналистам ответил на заданный вопрос, а в сюжет включили лишь маленький фрагмент. Но я сам виноват - не могу сказать, что такой фразы не произносил.
- Политическая принадлежность будет важна в этом созыве горсовета?
- Думаю, да, поскольку этот горсовет более политизированный, чем прежний. Мы пока ещё не дошли до тех вопросов, когда нужно будет принципиально определяться со своей позицией. Корректировка бюджета, которую принимали на последней сессии, носила технический характер. Поступили 1 млрд 300 млн рублей из вышестоящих бюджетов на определённые цели - их нельзя направить на другие статьи расходов. Нам требовалось выполнить формальности, согласившись с корректировкой. Но, например, когда мы дойдём до того же тарифа на жилищную услугу, то вопрос на этот раз будет решаться непросто. Если раньше он за счёт позиции партии большинства проходил, то сейчас, думаю, такого не будет. И я в городском совете так же, как и раньше, буду предлагать альтернативные варианты решения поднимаемых проблем. И буду критиковать администрацию города за ошибки, которые она совершает.
Есть круг вопросов, по которым можно поспорить, искать разные варианты решения проблем. Например, вопросы формирования бюджета: должен ли быть дефицит и в каком размере, куда потрать средства - детсады построить или спортсооружения, трамвайные пути или ливневую канализацию. Тут есть о чём поговорить. Но в каких-то вопросах, волнующих горожан, не может быть дискуссий. Например, завод ферросплавов. Нет тут предмета для споров, потому что 99 процентов жителей высказались против строительства предприятия. И я уверен: если мы будет этот вопрос в горсовете обсуждать, то голосование будет единогласным. Словом, где-то есть возможность находиться в оппозиции к доминирующей точке зрения, и эта возможность в нынешнем горсовете, думаю, будет использована. А в некоторых вопросах будет полное единодушие между представителями всех фракций.
- За пять лет работы в горсовете прошлого созыва какие вопросы Вам удалось решить?
- Горсовет за пять лет принял систему нормативных актов, которые позволили изменить ситуацию с наружной рекламой. Благодаря этому в прошлом году бюджет города получил более 200 млн дополнительных доходов. Деньги эти, по сути, лежали на земле, надо было их поднять, и горсовет такую работу сделал. Ещё один показательный пример - нам удалось с мёртвой точки сдвинуть проблему очередей в детские сады. Была принята целевая программа «Дети Красноярска» до 2020 года, её начали финансировать. Теперь в городе каждый год несколько детских садов вводится в эксплуатацию. Кстати, это вопрос, который единогласно голосовался. Не было ни у кого сомнений, надо ли сокращать очередь в детские сады.
В некоторых областях не удалось ситуацию исправить. Например, общественный транспорт. Это очень проблемная отрасль. И существующие в ней проблемы и я поднимал, и другие депутаты. Администрация города разработала концепцию развития общественного транспорта, но мы её признали неудовлетворительной. И серьёзные проблемы как были, так и остаются. То же самое касается отрасли ЖКХ.
- В этом созыве вопросы, которые не удалось решить, будут предметом Вашего внимания?
- Как рядовой депутат я составил список всех вопросов, которые поднимал предыдущие пять лет. У меня получилось порядка 40 позиций, начиная от локальных проблем, например, лужи, которую уже 13 лет не могут убрать, и заканчивая крупными вопросами. В частности, я считаю, что к 2016-му, а не к 2020 году мы должны закончить реализацию программы «Дети Красноярска». Но есть препятствия, серьёзность которых администрация недооценивает, - проблема, связанная с недостатком земельных участков, на которых можно построить детские сады. И чем дальше мы отодвигаем решение этой проблемы, тем меньше участков свободных остаётся.
Я рассортировал все вопросы и в зависимости от тематики направил председателям комиссий горсовета с просьбой включить рассмотрение этих вопросов в план работы.
- В прошлый раз Вы были избраны по партийному списку, сейчас - по одномандатному округу. Ощущаете разницу?
- Конечно. Разница очень большая. Я практически усыновил 42 тысячи избирателей из своего округа. И они регулярно пишут, звонят, приходят на приём. Каждый день приходится заниматься вопросами, задаваемыми избирателями. На днях жители общежития по пр. Металлургов, 28а звонили - жаловались на то, как ремонт в здании проводится. Во время выборов я много писем направил в разные инстанции, чтобы им ремонт начали. Его начали, но халтурно. Пришли, стояки отключили, двери в туалетах поснимали и исчезли на неделю. Вот такими локальными проблемами занимаюсь. А есть глобальные вопросы в округе. Например, в микрорайоне Ястынское поле дома построили, а инфраструктуры социальной нет. В Военном городке другая проблема - каждый второй дом на улицах Малиновского, Армейской аварийные, нужно решать вопросы о признании их аварийными, о расселении людей.
Я все проблемы в округе систематизировал и сейчас планомерно начинаю прорабатывать возможности их решения.
- Готовы ли люди подождать? Вопросы есть непростые - за один день их не решить.
- Конечно, люди устали ждать - некоторые проблемы не решаются десятилетиями. Я человек в этом плане предельно откровенный и в таких ситуациях предупреждаю: вопрос записал и буду им заниматься. Но не требуйте, чтобы проблема, которая поднимается много лет, решилась через месяц. Я, например, ещё до избрания депутатом взялся за проблему расселения жильцов дома № 84 по улице Ленина. Его ещё в советское время признали аварийным, но снести не могли и отремонтировать тоже, потому что это памятник культуры. Потребовалось шесть лет, чтобы решить вопрос. За это время - ради расселения одного дома - я написал два краевых закона. Попутно решались другие проблемы. И зоны охраны памятников культуры установили, и сотни миллионов рублей из бюджета выделили на восстановление этих памятников. Недавно, уже после выборов, мне позвонила женщина с благодарностью: после того как шесть лет назад она пришла ко мне, наконец-то, жильцов дома расселили. Сейчас она живёт в Покровке в новом доме.
- Александр Александрович, Вы успешный адвокат. Зачем Вам должность заместителя председателя городского Совета депутатов?
- Изначально я этот вариант не рассматривал. Но в определённый момент мне позвонил Михаил Дмитриевич Прохоров, поздравил с достойным результатом и сказал, что исходя из конфигурации политических сил в горсовете, он считает - мне нужно баллотироваться на эту должность. Он отметил, что от нашей фракции сейчас многое зависит в горсовете, и мы не должны допустить дестабилизации обстановки в миллионном городе. Потому что ответственность за происходящее ляжет, в том числе, на нас. И поскольку я из фракции наиболее подготовленный к этой должности, то он посчитал необходимым, чтобы я это место занял. В принципе эти аргументы были понятными, весомыми. Я с ними согласился.
- Ставите ли Вы перед собой какие-либо цели именно как заместитель председателя горсовета?
- Должность эта - организационная. В моей компетенции вопросы прохождения правовых актов, которые принимает горсовет, документооборот, материальное обеспечение работы депутатов. Это должностные обязанности. Если говорить о целях и задачах, считаю, что не я лично, а все мы вместе должны провести реформу, чтобы поднять статус горсовета и депутата. Если брать предыдущие созывы, то горсовет во многом превратился в орган, который обслуживал интересы администрации города. У жителей сложилось мнение о депутатах, как чуть ли не о работниках администрации. И ситуацию эту надо менять. Чтобы горсовет был подлинным представительным органом, активно занимался нормотворчеством и выполнял свои контрольные функции. Нужно расширять полномочия горсовета - брать пример с Законодательного собрания края. Назначения на некоторые должности в правительстве региона, администрации губернатора согласуются с депутатами. В прошлом созыве и мы с группой депутатов выходили с инициативами согласовывать назначения руководителей муниципальных предприятий, первых заместителей, руководителей ключевых подразделений мэрии. Но не были поддержаны. Считаю также необходимым, чтобы на сессиях руководители ключевых подразделений администрации отчитывались о проделанной работе. Буду поднимать эти вопросы. Потому что уверен: надо отходить от практики, когда горсовет был во многом декоративным.