Новости

Петра творенье

Петра творенье

Когда вернулся “Самсон”?

В Петергофе, загородной резиденции русских императоров, 26 августа 1723 года состоялся торжественный пуск Большого каскада — главного сооружения фонтанной системы дворцового комплекса. Его действие было основано на нескольких природных водоёмах, питавшихся бьющими из-под земли ключами.

Петродворец (он же Петергоф, или Питергоф, как говорили в начале XVIII века) изначально возник потому, что Петр I регулярно путешествовал из строящегося Петербурга в строящийся Кронштадт — сначала по берегу, потом на корабле. Для отдыха царя на территории нынешнего Петродворца были построены “заезжие светлицы”, с которых и началось строительство города.

Впервые это место упоминается в “Походном журнале” Петра Великого 13 сентября 1705 года, но только в 1714 году у него возник замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю. Надо сказать, что Петергоф можно было бы в буквальном смысле называть “Петра твореньем”. До наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Пётр не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов. Царь, например, давал такое указание: “Доделать кашкаду другую, грот и в оном стол с брызганием и арган, буде мочно, также в бассейн фонтанну, по уступам обеих кашкад, статуи и горшки; грот маленький вверху, на одной сторону прохода, а в другой что иное, по рассуждению архитектора...” Подобных распоряжений, касающихся даже самых мелких подробностей, Пётр Великий отдавал множество, причём за всем старался смотреть сам.

Главными исполнителями указаний Петра I были архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Минетти, М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин, И. Устинов, Ф. Исаков, скульптор К. Растрелли и его русские ученики, а также садоводы Л. Гарнихфельт, А. Борисов. Каждый из них сыграл значительную роль, воплощая замысел Петра I, проявив при этом художественный вкус и творческую оригинальность. Огромная заслуга принадлежит строительным командам “Канцелярии от строений”, мастерам и подмастерьям садового, фонтанного, живописного, резного дела и другим специалистам, приехавшим со всех концов России и приглашённым из-за границы.

Пётр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоёмов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоёмов с Ропшинских высот вода шла самотёком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка. Найденные ещё Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне, свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.

Общая длина каналов водовода — 49 км, на его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, вмещающих более 1 млн 300 тыс. кубических метров воды и занимающих площадь почти 100 гектаров.

Статуи для фонтанов отливали в Петербурге и Риме (по русским чертежам), для обделки мрамором из-за границы были специально выписаны знающие своё дело мастера. И, наконец, в августе 1721 года фонтаны и водопроводы были готовы, и Пётр I отправился на Ропшинскую мызу, чтобы собственноручно прокопать слой земли, который разделял вновь построенный канал с рекой Кавашею. Вода хлынула в водопроводы, и на другой день в роскошном петергофском парке зажурчали и забили вверх многочисленные фонтаны.

Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причём к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы и “Марли”. По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, равняться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой — стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить.

На естественном уступе высотой 16 метров был возведён Большой дворец, в середине XVIII века перестроенный в стиле барокко под руководством Растрелли. По замыслу Петра, желавшего украсить парадный вход Большого дворца водопадами, возвели Большой каскад — огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, композиционным центром которого является фонтан “Самсон” со статуей библейского Самсона, раздирающего пасть льву. Этот фонтан стал символом победы русских над шведами: лев был частью герба Швеции, а Петра часто сравнивали с Самсоном. “Самсон”— самый высокий петергофский фонтан, высота струи которого может подниматься до 20 метров.

Наиболее значительный урон Большому каскаду был нанесён в годы Второй мировой войны. С первых её дней начались работы по спасению и эвакуации музейных ценностей. Сотрудники музея и парковые рабочие укрывали в земле скульптуру, упаковывали и отправляли в тыл произведения искусства. За три месяца с начала войны до захвата Петергофа немцами 22 сентября 1941 года, из дворцов и павильонов было эвакуировано 16 тысяч музейных экспонатов живописи, фарфора, стекла, мебели, тканей. Мраморная скульптура парков и часть бронзовой были укрыты в тайниках на территории Верхнего сада и Нижнего парка. С сентября 1941-го по январь 1944 года немцы разграбили и вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов. Они уничтожили Большой дворец, Марли, Ольгин и Розовый павильоны, Английский дворец. Варварски разрушили “Монплезир”, “Эрмитаж”, “Царицын павильон” и “Коттедж”.

Сразу после освобождения города по распоряжению правительства начинается реставрация. Уже 17 июля 1945 года Нижний парк открылся для посетителей. В 1946—1956 годах была воссоздана утраченная скульптура и восстановлены фонтаны. 25 августа 1946 года состоялся пуск первых 38 фонтанов. В следующем сезоне в ковше канала на своем пьедестале появилась мощная фигура “Самсона, разрывающего пасть льва” (она пропала во время войны), выполненная по сохранившимся фотографиям скульптором В. Симоновым. Полностью реставрация каскада была закончена в 1950 году. То, что сейчас мы имеем возможность любоваться уникальной красотой Петергофа, гармонией искусства и природы, получившей отражение в парках и фонтанах этого города-музея, — плоды кропотливого и самоотверженного труда многих людей.

Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 году после проведения семилетних реставрационных работ. Необходимость реставрации была продиктована тяжёлым состоянием гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой многочисленные фонтаны каскада. Торжественный пуск фонтанов обновлённого Большого каскада состоялся 4 июня 1995 года.

Фото: Андрей Панёвин

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА