Новости
Красноярский композитор Илья Бешевли: «Закрыл книгу - сочинил произведение»
Радость и печаль, восторг и грусть переполняют душу, когда слышишь удивительно глубокие фортепианные композиции красноярца Ильи Бешевли. Старшекурсник технического вуза начал писать музыку в стиле неоклассики полтора года назад. Свои произведения выкладывал в социальную сеть, где они быстро завоевали популярность. Затем Илья начал давать и живые концерты, недавно он порадовал слушателей литературной гостиной на Рождественских чтениях. С начинающим композитором мы побеседовали о вдохновении, ответственности и сибирской ментальности.
- Илья, Вы без пяти минут инженер, и вдруг музыка. Каким образом в Вас творческое начало проявилось?
- Дело в том, что я из музыкальной семьи. Мой отец музыкант, основатель красноярского Союза композиторов, я с детства слушал, как папа играет, рос в атмосфере творчества. Мама экономист, но первое образование у неё также музыкальное. Конечно, я поступил в детскую музыкальную школу, причём сам просил родителей, чтобы они меня туда записали. Сначала учиться нравилось, постепенно желание пропало. Ведь все мои друзья гоняли в футбол на улице, а я должен был без конца заниматься. В итоге ДМШ закончил с тройкой по специальности, интерес к музыке временно пропал.
Когда после окончания школы выбирал вуз, решил по совету мамы обучиться серьёзной, нетворческой специальности.
А полтора года назад вдруг вновь проснулся интерес к музыке. Слушал множество различных исполнителей, освоил гитару, причём выучился легко. Потом сел за фортепиано и начал постепенно вспоминать то, чему учился когда-то. Решил не пользоваться нотами, стал придумывать какие-то собственные мелодии. Выложил несколько композиций «ВКонтакте», чтобы посмотреть, будут ли они интересны людям. Всем понравилось. Тогда решил, что нужно в этом направлении развиваться.
- То есть у Вас образование - только детская музыкальная школа?
- Да. Но я постоянно занимаюсь с отцом, он даёт мне столько, сколько ни один университет не даст. Конечно, самостоятельно совершенствуюсь, провожу долгое время за инструментом.
- Когда Вы начали писать музыку, как родители это восприняли?
- Они меня похвалили, конечно, но сначала не придали начинанию особого значения. По словам отца, только после того как он пришёл в культурно-исторический центр на мой концерт и увидел там примерно 200 человек зрителей, понял, что я композитор. Тогда и скепсис у них пропал. Мама и папа - мои первые критики, мне очень важны их оценки. Папа - профессионал высокого уровня, мама очень хорошо чувствует музыку.
- Как на Ваше творчество реагирует молодёжь?
- Хорошо реагирует. Неоклассика - стиль, близкий аудитории от 20 до 30 лет. Мне многие пишут в социальной сети, добавляют в друзья. Чаще ребята просто благодарят за музыку, порой задают вопросы, философствуют. Стараюсь отвечать всем.
Автор обязан создавать искусство, которое ведёт к созиданию, а не к деградации слушателей.
Бывает, что на мои концерты приходят люди, весьма далёкие от искусства. Но прослушав выступление, подходят, говорят спасибо. Если получается задеть своим творчеством душу человека, переполняет радость.
- Илья, можно ли считать, что качество творчества улучшается с количеством композиций, и каждое следующее Ваше произведение лучше предыдущего?
- Конечно, я стремлюсь писать лучше, но такой прямой зависимости количества и качества не отмечаю. Например, моё самое популярное произведение - «Ночной лес» - появилось одним из первых, но оно очень целостное, гармоничное. Стараюсь, чтобы следующие были не хуже.
- «Ночной лес», «Путешествие по ветру», «Слёзы Тигра» - очень лиричные названия. Как они рождаются, откуда Вы черпаете вдохновение?
- Названия произведений придумываю сам. Иногда оно приходит в виде образа ещё до рождения мелодии.
Основной источник вдохновения - классическая литература. В современной литературе, к сожалению, ничего стоящего для себя не нахожу. Зато очень вдохновляет творчество Виктора Петровича Асафьева, проникаюсь, читаю его и снова перечитываю. Есть пара произведений, которые были написаны так: прочёл книгу и тут же сочинил композицию. Таким образом, к примеру, появились «Слёзы Тигра». Когда читал роман «Прокляты и убиты», впечатлил момент, где описывается, как брат прикрыл собою брата во время расстрела. Я закрыл книгу и написал произведение «Господи, пожалуйста, останови войну».
- Долго ли пишется музыка, устаёте ли Вы от творческой деятельности?
- Каждый раз всё по-разному случается. Порой приходит мелодия, записываю её на диктофон, затем возвращаюсь к ней через несколько недель. Иногда работа над произведением занимает всего пару дней, иногда длится месяц.
По завершении работы над композицией обычно испытываешь приятную усталость, есть ощущение радости. После небольших концертов, особенно если инструмент звучал хорошо и публика принимала, тоже ощущаю радость. А вот после больших концертов приходит полное опустошение.
- Вы ставите перед собой какую-то сверхзадачу, как автор и исполнитель?
- Мне кажется, что у любого творческого человека должно быть чувство ответственности. Он обязан относиться к тому, что делает, очень взыскательно, создавать искусство, которое ведёт к созиданию, а не к деградации слушателей.
- На кого из известных композиторов Вы бы хотели равняться?
- Мне импонирует творчество яркого представителя неоклассики - Людовико Эйнауди. Его работы - это уровень, к которому я стремлюсь. Нравится Чайковский, произведения Свиридова, те, что не относятся к модерну.
- Насколько мне известно, Вы делаете проект «Шелест», устраиваете музыкальные вечера в краевой библиотеке?
- Действительно, такой проект существует. Он начался с того, что мы с товарищем, который играет в рок-группе, решили дать небольшой концерт в краевой библиотеке, среди книг. Это казалось нам интересной затеей. Когда я пришёл в библиотеку договариваться о выступлении, сотрудники предложили организовать не один концерт, а серию. В итоге решили устраивать молодёжные концерты раз в месяц, приглашать интересных исполнителей - так и родился проект «Шелест». Молодёжи концерты нравятся. В феврале в проекте выступит мой друг - композитор из Екатеринбурга. Замечу, что «Шелест» делается только силами энтузиастов, порой ребята выступают бесплатно. Вот если бы нашлась какая-то финансовая поддержка, можно было приглашать в Красноярск больше талантов.
- Какой видите свою творческую линию судьбы - ближайшую и на отдалённую перспективу?
- Летом у меня прошёл большой концерт в малом зале филармонии, к которому я долго готовился. Не знаю, когда в следующий раз получится организовать выступление такого уровня.
Есть мечты и надежды, о которых пока рано говорить. Скоро должен выйти мой первый диск и сборник с нотами, надеюсь, всё получится, хотя не всё в этом процессе зависит от меня.
Если говорить об отдалённой творческой перспективе, боюсь, она не связана с нашим городом. В Красноярске пока нет системы поддержки молодых композиторов, нет возможности делать качественную звукозапись, как в Москве или в европейских студиях. И не думаю, что такие возможности в скором времени появятся. Так что, скорее всего, придётся жить в другом месте, где будет поле для роста и развития.
- У Вас есть особая мечта?
- Конечно. Есть люди, которые желают обычные вещи - иметь комфортную квартиру или дом, хороший автомобиль, нормальную семью, высокооплачиваемую работу. Для меня такой набор, пожалуй, уже недостаточен. Без творчества, без музыки я не смогу теперь быть счастливым. Для полного морального удовлетворения мне нужна сцена. Испытывать усталость от перелётов во время гастролей - вот моя мечта.