Новости

Красноярский композитор Илья Бешевли: «Закрыл книгу - сочинил произведение»

Красноярский композитор Илья Бешевли: «Закрыл книгу - сочинил произведение»

Радость и печаль, восторг и грусть переполняют душу, когда слышишь удивительно глубокие фортепианные композиции красноярца Ильи Бешевли. Старшекурсник технического вуза начал писать музыку в стиле неоклассики полтора года назад. Свои произведения выкладывал в социальную сеть, где они быстро завоевали популярность. Затем Илья начал давать и живые концерты, недавно он порадовал слушателей литературной гостиной на Рождественских чтениях. С начинающим композитором мы побеседовали о вдохновении, ответственности и сибирской ментальности.

- Илья, Вы без пяти минут инженер, и вдруг музыка. Каким образом в Вас творческое начало проявилось?

- Дело в том, что я из музыкальной семьи. Мой отец музыкант, основатель красноярского Союза композиторов, я с детства слушал, как папа играет, рос в атмосфере творчества. Мама экономист, но первое образование у неё также музыкальное. Конечно, я поступил в детскую музыкальную школу, причём сам просил родителей, чтобы они меня туда записали. Сначала учиться нравилось, постепенно желание пропало. Ведь все мои друзья гоняли в футбол на улице, а я должен был без конца заниматься. В итоге ДМШ закончил с тройкой по специальности, интерес к музыке временно пропал.

Когда после окончания школы выбирал вуз, решил по совету мамы обучиться серьёзной, нетворческой специальности.

А полтора года назад вдруг вновь проснулся интерес к музыке. Слушал множество различных исполнителей, освоил гитару, причём выучился легко. Потом сел за фортепиано и начал постепенно вспоминать то, чему учился когда-то. Решил не пользоваться нотами, стал придумывать какие-то собственные мелодии. Выложил несколько композиций «ВКонтакте», чтобы посмотреть, будут ли они интересны людям. Всем понравилось. Тогда решил, что нужно в этом направлении развиваться.

- То есть у Вас образование - только детская музыкальная школа?

- Да. Но я постоянно занимаюсь с отцом, он даёт мне столько, сколько ни один университет не даст. Конечно, самостоятельно совершенствуюсь, провожу долгое время за инструментом.

- Когда Вы начали писать музыку, как родители это восприняли?

- Они меня похвалили, конечно, но сначала не придали начинанию особого значения. По словам отца, только после того как он пришёл в культурно-исторический центр на мой концерт и увидел там примерно 200 человек зрителей, понял, что я композитор. Тогда и скепсис у них пропал. Мама и папа - мои первые критики, мне очень важны их оценки. Папа - профессионал высокого уровня, мама очень хорошо чувствует музыку.

- Как на Ваше творчество реагирует молодёжь?

- Хорошо реагирует. Неоклассика - стиль, близкий аудитории от 20 до 30 лет. Мне многие пишут в социальной сети, добавляют в друзья. Чаще ребята просто благодарят за музыку, порой задают вопросы, философствуют. Стараюсь отвечать всем.

Автор обязан создавать искусство, которое ведёт к созиданию, а не к деградации слушателей.

Бывает, что на мои концерты приходят люди, весьма далёкие от искусства. Но прослушав выступление, подходят, говорят спасибо. Если получается задеть своим творчеством душу человека, переполняет радость.

- Илья, можно ли считать, что качество творчества улучшается с количеством композиций, и каждое следующее Ваше произведение лучше предыдущего?

- Конечно, я стремлюсь писать лучше, но такой прямой зависимости количества и качества не отмечаю. Например, моё самое популярное произведение - «Ночной лес» - появилось одним из первых, но оно очень целостное, гармоничное. Стараюсь, чтобы следующие были не хуже.

- «Ночной лес», «Путешествие по ветру», «Слёзы Тигра» - очень лиричные названия. Как они рождаются, откуда Вы черпаете вдохновение?

- Названия произведений придумываю сам. Иногда оно приходит в виде образа ещё до рождения мелодии.

Основной источник вдохновения - классическая литература. В современной литературе, к сожалению, ничего стоящего для себя не нахожу. Зато очень вдохновляет творчество Виктора Петровича Асафьева, проникаюсь, читаю его и снова перечитываю. Есть пара произведений, которые были написаны так: прочёл книгу и тут же сочинил композицию. Таким образом, к примеру, появились «Слёзы Тигра». Когда читал роман «Прокляты и убиты», впечатлил момент, где описывается, как брат прикрыл собою брата во время расстрела. Я закрыл книгу и написал произведение «Господи, пожалуйста, останови войну».

- Долго ли пишется музыка, устаёте ли Вы от творческой деятельности?

- Каждый раз всё по-разному случается. Порой приходит мелодия, записываю её на диктофон, затем возвращаюсь к ней через несколько недель. Иногда работа над произведением занимает всего пару дней, иногда длится месяц.

Только после того как отец пришёл на мой концерт и увидел там примерно 200 человек зрителей, понял, что я композитор.

По завершении работы над композицией обычно испытываешь приятную усталость, есть ощущение радости. После небольших концертов, особенно если инструмент звучал хорошо и публика принимала, тоже ощущаю радость. А вот после больших концертов приходит полное опустошение.

- Вы ставите перед собой какую-то сверхзадачу, как автор и исполнитель?

- Мне кажется, что у любого творческого человека должно быть чувство ответственности. Он обязан относиться к тому, что делает, очень взыскательно, создавать искусство, которое ведёт к созиданию, а не к деградации слушателей.

- На кого из известных композиторов Вы бы хотели равняться?

- Мне импонирует творчество яркого представителя неоклассики - Людовико Эйнауди. Его работы - это уровень, к которому я стремлюсь. Нравится Чайковский, произведения Свиридова, те, что не относятся к модерну.

- Насколько мне известно, Вы делаете проект «Шелест», устраиваете музыкальные вечера в краевой библиотеке?

- Действительно, такой проект существует. Он начался с того, что мы с товарищем, который играет в рок-группе, решили дать небольшой концерт в краевой библиотеке, среди книг. Это казалось нам интересной затеей. Когда я пришёл в библиотеку договариваться о выступлении, сотрудники предложили организовать не один концерт, а серию. В итоге решили устраивать молодёжные концерты раз в месяц, приглашать интересных исполнителей - так и родился проект «Шелест». Молодёжи концерты нравятся. В феврале в проекте выступит мой друг - композитор из Екатеринбурга. Замечу, что «Шелест» делается только силами энтузиастов, порой ребята выступают бесплатно. Вот если бы нашлась какая-то финансовая поддержка, можно было приглашать в Красноярск больше талантов.

- Какой видите свою творческую линию судьбы - ближайшую и на отдалённую перспективу?

- Летом у меня прошёл большой концерт в малом зале филармонии, к которому я долго готовился. Не знаю, когда в следующий раз получится организовать выступление такого уровня.

Есть мечты и надежды, о которых пока рано говорить. Скоро должен выйти мой первый диск и сборник с нотами, надеюсь, всё получится, хотя не всё в этом процессе зависит от меня.

Если говорить об отдалённой творческой перспективе, боюсь, она не связана с нашим городом. В Красноярске пока нет системы поддержки молодых композиторов, нет возможности делать качественную звукозапись, как в Москве или в европейских студиях. И не думаю, что такие возможности в скором времени появятся. Так что, скорее всего, придётся жить в другом месте, где будет поле для роста и развития.

- У Вас есть особая мечта?

- Конечно. Есть люди, которые желают обычные вещи - иметь комфортную квартиру или дом, хороший автомобиль, нормальную семью, высокооплачиваемую работу. Для меня такой набор, пожалуй, уже недостаточен. Без творчества, без музыки я не смогу теперь быть счастливым. Для полного морального удовлетворения мне нужна сцена. Испытывать усталость от перелётов во время гастролей - вот моя мечта.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА