Новости

И водитель, и связист

И водитель, и связист

Эта аккуратная, миловидная, жизнерадостная женщина так хорошо выглядит, что никогда и не скажешь, что ей недавно исполнилось 90 лет. Между тем у Софьи Михайловны Афанасьевой судьба очень непростая.

Родилась она в селе Бейбулук Боградского района Красноярского края. Когда Соне исполнилось семь лет, семья была сослана в Туруханский район на остров, который омывался с одной стороны Енисеем, с двух других - реками Касс и Старый Касс. В раннем детстве ей пришлось пережить некнижную историю семьи репрессированных. На этом острове семья проживала с 1930-го по 1938 год.

Со слезами на глазах вспоминает Софья Михайловна эти годы. Не вынесла тяготы жизни мать трёх девочек, ушла из жизни. Отца забрали в трудармию, началась сиротская жизнь детей.

В 1938 году, окончив семь классов, Соня поступила в Енисейское педагогическое училище. Жила с младшей сестрой на студенческую стипендию. И уже в 1941 году она получила диплом об окончании педагогического училища. Её направили учителем-воспитателем в Кемчугский детский дом. Проработала она там до апреля 1942 года. Шла тяжёлая война, не хватало мужских рук. В стране была объявлена общая мобилизация для подготовки шофёров и трактористов. Так молодая девушка попала в Новосибирский автобронетанковый полк, обучалась шофёрскому делу. Училась добросовестно, отлично сдала экзамены и получила права, но только временные, так как не подходила по росту - маленькая была. После окончания курсов Соне, как отличнице, дали право выбора места работы. Она выбрала Красноярск. Ей пошли навстречу, там сиротой осталась сестра Галя семи лет.

Трудилась Соня водителем в Красноярской школе младших авиаспециалистов № 52 на газогенераторной полуторке водителем. «Приходилось выполнять разную работу, - вспоминает Софья Михайловна. - Вывозить грузы: продукты, бельё в прачечную. Я несла солдатскую службу только в тылу».

Но военная авиация нуждалась в радистах, электриках. И её направили на шестимесячные курсы в Абакан в школу младших авиационных специалистов, которая готовила для авиации радистов и электриков. Эти обе школы были эвакуированы во время войны из Ленинграда.

В июне 1943 года ШМАС № 56 была передислоцирована на Украину, а оттуда на второй Украинский фронт. Так Софья Михайловна попала в пятую воздушную армию, 13-ю гвардейскую Полтавско-Александровскую, ордена Богдана Хмельницкого дивизию, которой командовал Герой Советского Союза гвардии полковник Татаренко.

Первое боевое крещение получили при следовании поезда на фронт. Начался обстрел состава. Девчата были сильно испуганы. Но команда сопровождавшего «Лежать!» спасла всех от паники и потерь.

Непростой был труд у специалистов радиосвязи. Софья Михайловна очень ответственно несла службу в авиации. В её обязанность входила подготовка радиосвязи в самолётах, вылетающих на боевые задания.

Со своими однополчанами Софья Михайловна освобождала Румынию, Чехословакию, Венгрию, Австрию. День Победы встретила недалеко от Вены. А потом была Болгария, где она охраняла международный аэродром. И только в октябре 1945 года Софья Михайловна демобилизовалась и вернулась в Абакан.

Случайная встреча молодой Софьи в 1942 году с офицером Михаилом Никифоровичем Афанасьевым стала судьбоносной. В 1945 году они поженились. Началась другая жизнь, жизнь офицерской семьи, которая проходила на Дальнем Востоке. У них родилась дочь Людмила.

Вернулись в Красноярск в 1954 году. Рано ушёл из жизни Михаил Никифорович. Многие годы Софья Михайловна трудилась в авиации. За безупречную службу и воинскую доблесть она награждена орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги», является ветераном ВОВ, ветераном авиации, ветераном труда.

Живёт Софья Михайловна с дочерью Людмилой. У неё двое внуков и правнучка. В семье доброжелательная обстановка и взаимопонимание.

Поздравить Софью Михайловну с юбилеем пришли не только большая родня, но и ветераны первичной организации, совет ветеранов Взлётки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА