Новости

Александр Когут: «Судьбе было угодно, чтобы из профессионального горнолыжника я стал профессиональным охотником-волчатником»

Александр Когут: «Судьбе было угодно, чтобы из профессионального горнолыжника я стал профессиональным охотником-волчатником»

Александр Васильевич КОГУТ был одним из первых профессиональных горнолыжников в нашем регионе. Неоднократно побеждал на краевых и региональных соревнованиях. Был близок к попаданию в сборную команду СССР. После окончания спортивной карьеры выбрал для себя необычное дело, в котором проявил себя настоящим мастером. Когут стал лучшим охотником на волков, в многокилометровых лыжных забегах по заснеженной тундре очень пригодились спортивные навыки. О своей спортивной жизни, о дуэлях с волками и о том, чем живёт сейчас, Александр Васильевич рассказал нашей газете.

Тренер от Бога

- Я пришёл в секцию горнолыжного спорта совсем ребёнком, было мне тогда около десяти лет. Бегал, как и все мальчишки, на лыжах, катались на них с горок. Затем мы с моим другом решили попробовать себя в горнолыжном спорте.

Мне очень повезло с первым тренером. Владимир Львович Венгржановский душой болел за своё дело. В каждого из нас вложил частичку своего сердца. Во многом он был самоучка. Методику подготовки черпал из литературы, смотрел видеосъёмки с выступлением лучших горнолыжников мира. Тренером был, что называется, от Бога.

Современный инвентарь горнолыжников не сравнить с тем, в чём мы выступали. Наш спорт очень травмоопасен, и сейчас основной упор при изготовлении лыж, креплений делается на безопасность спортсмена. Мы же катались в том, что было.

Не скажу, что сразу у меня стало всё получаться. Прошёл через множество падений, но в итоге при спусках стал чувствовать себя уверенно. Это сейчас на вершину ты поднимаешься с комфортом, отдыхаешь, любуешься пейзажем, а в наше время после каждого спуска мы на своих двоих возвращались на гору. Но особых трудностей это не создавало. Я вообще любил ходить пешком. Автобусы до Каштака не доезжали, поэтому каждый день на занятие добирались своим ходом. Иногда я и вовсе прямо из дома собирался и шёл, тоже своего рода тренировка была.

Закончил слишком рано

- Не могу сказать, что целиком доволен своей горнолыжной карьерой. Многое из желаемого сделать просто не успел. Слишком рано закончил. Доконали меня травмы, много их было. Поэтому уже в 25 лет с горными лыжами пришлось попрощаться.

Тогда к нам, провинциалам, относились несколько свысока. Москвичей вытеснить из национальной команды было невероятно сложно. Они, конечно, нас опережали, у них и условия для подготовки, и инвентарь были лучше. В горнолыжном спорте вообще очень важна именно техническая составляющая. Каким бы одарённым спортсменом ты ни был, на плохих лыжах ничего не покажешь.

Тренировать не хотел. Неблагодарное это дело. Нервы сгорают очень быстро. Вообще считаю, что тренером нужно родиться, божья искра должна быть в человеке. Без неё первоклассным наставником никак не стать.

Отстали на 30 лет

- От ведущих держав в горнолыжном спорте мы отстаём лет на тридцать. Когда догоним? Сложно сказать. В Германии, Австрии, Швейцарии горные лыжи невероятно популярны, один из национальных видов спорта. Ими занимается огромное количество людей. Конкуренция за попадание в главную команду страны там сумасшедшая. У нас дело обстоит намного хуже именно с профессиональным горнолыжным спортом. Хотя сейчас катание с горы на лыжах, сноуборде стало очень популярным. Но это всё на любительском уровне, за границей же всё поставлено на профессиональные рельсы. Ни один талантливый ребёнок там не укроется от зоркого глаза тренеров.

В своё время у советских и российских спортсменов случались победы. Александр Жиров в начале восьмидесятых годов выиграл несколько этапов Кубка мира, занял третье место в общем зачёте. Удавалось выигрывать отдельные этапы Варваре Зеленской и Виктору Цыганову. Владимир Макеев неоднократно поднимался на пьедестал. Светлана Гладышева попадала на олимпийский пьедестал Лиллехаммера, становилась призёром чемпионата мира. Но это всё были единичные вспышки.

Олимпиада в Сочи завершилась триумфально для России. Но горнолыжников праздник обошёл стороной, есть у нас перспективные ребята, но пока побеждают другие. Лично я рад за американца Боде Миллера, он заслуженный ветеран горнолыжного спорта, сумел выиграть медаль на своей пятой по счёту Олимпиаде. Очень нравится, как выступает Тед Лигети из США, в 2006 году он стал лучшим в комбинации, а через восемь лет повторил тот успех в гигантском слаломе. К сожалению, у нас таких чемпионов нет сейчас. То, что было хорошего, растеряли, а новую смену не вырастили. Так происходит во многих видах.

Взять тот же хоккей. Проиграли финнам, которых раньше сборная СССР и за соперников-то не считала. Я, конечно, не специалист в этом виде, но помню, что раньше визитной карточкой советской дружины было фантастическое взаимопонимание на площадке и комбинационный, умный хоккей. Сейчас такого нет, бросают шайбу в зону и бегут за ней всем скопом. Поражение от Финляндии для меня сюрпризом не стало. Сборная Суоми исповедует командную игру в отличие от россиян. Причём научили финнов этому хоккею наши же тренеры. Сколько лет там проработал Владимир Юрзинов, какую неоценимую пользу он принёс финскому хоккею, воспитал множество великих мастеров. А ведь это время он бы мог потратить на отечественный хоккей. Но тогда в стране была разруха, спорт остался на обочине.

Во многих регионах горнолыжный спорт умер, хотя раньше был очень популярен. В нашем крае никакого развития нет. К сожалению, нас, ветеранов, частенько забывают, хотя мы могли бы очень многое рассказать и подсказать. Ну да ладно, не будем о грустном.

Волк семью не бросает

- После окончания карьеры поработал в Доме спорта имени Дворкина. А после Михаил Борисович лично поспособствовал моему трудоустройству в Красноярское крайохотуправление. В то время в Эвенкии и Таймыре свирепствовали волки. Серые хищники вырезали огромное количество оленей, принося невероятные убытки региону.

Нас попросили о помощи, но тогда опытных охотников на волков не было. Дело это очень тяжёлое, нужно досконально знать повадки зверя. Тем более волк невероятно опасный хищник. Неопытному охотнику с ним лучше не сталкиваться.

Я с малых лет увлекался охотой, стрелял отлично, но когда предложили отправиться в Эвенкию - призадумался. Хищника этого я практически не знал, но ехать было некому, поэтому согласился.

Очень много изучал волков, читал об их повадках, образе жизни, иерархии в стае. Они невероятно умные звери. Я называл их «лесными жителями». У каждого волка свой характер, морды тоже у всех разные. Многому у этих хищников не мешало поучиться бы и людям. К примеру, волк-отец никогда не бросит свою самку. Когда она ухаживает за щенятами, он в одиночку охотится, чтобы его семья всегда была сыта. Охраняет их от всех напастей. Если же случается так, что волчица погибает, самец сам выращивает и выкармливает потомство, а потом живёт одиночкой.

Охотой на волков пытались заниматься многие, но не у всех получалось. Работа всё-таки невероятно тяжёлая. Мне очень помогало моё спортивное прошлое. На лыжах чувствовал себя очень уверенно, был очень вынослив, в итоге за восемь лет сдал государству 1 342 волчьих шкуры. Это своеобразный рекорд. Во время охоты вёл дневник, куда записывал всё, что связано с волками. Мои записи потом были использованы и в научной деятельности.

В 1988 году добыл тысячного волка. Узнал об этом первый секретарь Эвенкийского окружкома КПСС Владимир Васильевич Увачан. В мою честь был устроен небольшой праздник, на котором он вручил мне подарок, охотничий карабин, украшенный резьбой эвенкийских мастеров.

Сейчас мне их жаль

- Первое время во мне бурлил охотничий азарт, но затем охота на волков стала просто работой. Сейчас мне даже жаль, что пришлось лишить жизни столько этих зверей. Но я успокаиваю себя тем, что это было необходимо. Волки - прирождённые убийцы. Три таких хищника могут уничтожить 150 оленей просто ради жажды крови, а не пропитания. Волк убивает, пока не устанет. Их называют санитарами леса, но это немного ошибочно. Конечно, больные и слабые животные умирают от их зубов первыми, но затем приходит очередь всех остальных. Если волков слишком много, они устраивают самый настоящий геноцид.

Экстремальных случаев хватало. И на самой охоте, и во время поисков волков. Никогда не забуду, как один раз у меня произошла осечка. На улице было минус 50, а меня просто пот прошиб, но закончилось всё хорошо, успел перезарядить карабин. Один раз видел, как волки за несколько секунд разорвали в клочья большую лосиху. Несложно представить, чтобы они сделали, окажись на её месте я.

Лучшее время жизни

- В Мане с каждым годом рыбы становится всё меньше. Я задумывал создать собственный инкубационный цех, где можно было бы выращивать мальков хариуса, ленка, а затем выпускать в реку. И уже приступил к осуществлению своей мечты, но по состоянию здоровья сейчас пока не могу этим заниматься, поэтому временно заморозил работу.

Спорт подарил мне настоящих друзей, с которыми мы вместе не один десяток лет. Я выступал за спортивное общество «Труд», которое было сильнейшим в Красноярском крае. На трассе мы все были конкурентами. А в жизни дружили, поддерживали друг друга всегда и во всём.

Сейчас болячки одолели, напоминания о травмах, полученных на горнолыжных спусках, и во время охоты, но я держусь. Несколько лет назад ещё принимал участие в ветеранских турнирах по горнолыжному спорту, даже выигрывал.

Скоро предстоит сложная операция. Ходить тяжело, а сидеть на месте я не привык. Надеюсь, после реабилитации ещё побегаю, может, и на лыжи встану.

Если бы можно вернуть время назад, вновь стать молодым и здоровым, то я опять бы пошёл в горнолыжный спорт. Те годы стали одними из самых ярких в жизни. Несмотря на травмы, многие трудности - это было прекрасное время. Жалею, что закончил карьеру так рано, но такова была моя спортивная судьба.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА