Актуально
Как устроена красноярская синагога
Никаких тайн у красноярских иудеев нет, уверяет председатель еврейской общины Красноярска Юрий Лившиц. Красноярский еврейский общинный центр, который носит имя “Дом Менахема Табачника”,
Никаких тайн у красноярских иудеев нет, уверяет председатель еврейской общины Красноярска Юрий Лившиц. Красноярский еврейский общинный центр, который носит имя “Дом Менахема Табачника”, открыт для всех, желающих узнать о жизни и традициях еврейского народа. В комплекс зданий центра, где расположены учебные классы, детский сад, библиотека и так далее, входит и синагога. Как в любой религии, в иудаизме есть свои термины и понятия, обряды, в которых несведущему человеку сложно разобраться.
Семья Менахема Табачника, проживающая за границей, пожертвовала средства на строительство центра и синагоги. В благодарность красноярские евреи назвали свой центр “Дом Менахема Табачника”.
— Синагога — не храм, — рассказывает Юрий Лившиц. — Храм у евреев один и может стоять только на Храмовой горе в Иерусалиме. Но он был разрушен две тысячи лет назад. Евреи в ожидании мессии, который должен построить Храм. В переводе с греческого языка “синагога” — это собрание. На иврите слово звучит как “бейт-кнесет”, что буквально переводится как “дом собрания”. Синагога — место, где иудеи могут молиться, изучать Тору, читать, слушать лекции, общаться. Синагога также служит местом для различных торжеств и гуляний членов общины.
Устроена синагога по определённым правилам. В просторном зале стоят столы и стулья. Здесь сидят мужчины во время молитвы. Для женщин отведён балкон. Во время молитвы они не могут находиться рядом с сильным полом. “Нужно думать о Боге, а если рядом женщина, разве мужчина может думать только о Боге?” — улыбается Юрий Самуилович. Прямо по центру — шкаф-сейф, покрытый занавесом, называемым парохет. Это арон кодеш — синагогальный ковчег. В шкафу находятся свитки Торы. Огромные свитки сделаны из кожи, сшиты жилами, на них вручную специальным писцом — софером — нанесён текст священного писания. Это самое важное и дорогое достояние синагоги. В красноярской синагоге свитков несколько, среди них есть и манускрипт с двухсотлетней историей, от времени он пришёл в негодность, требует реставрации, его не используют во время службы. Над ковчегом располагается нер тамид — неугасимый светильник. Он горит всегда, символизируя Менору — масляный светильник иерусалимского Храма.
Юрий Лившиц показывает одну из Тор, которые хранятся в синагоге.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима. С него читается Тора, для свитков там установлен специальный стол. Перед молитвой обязателен обряд омовения рук, ритуального очищения. Мужчины надевают молитвенное облачение, элементами которого являются талит и тфилин. Талит — прямоугольное покрывало. Тфилин — две маленькие коробочки из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, в них лежат отрывки из Торы, написанные на пергаменте. Их прикрепляют к телу при помощи чёрных кожаных ремешков. Одну коробочку крепят на бицепсе обнажённой левой руки — рядом с сердцем, “чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего”, вторую — на линии волос, между глаз, “чтобы подчинить мысли служению Всевышнему”.
Евреи — люди книги. Библиотека есть и в синагоге.
— Тору может читать любой грамотный человек, знающий святой язык и умеющий читать Тору по свитку, — поясняет Юрий Лившиц. — В иудаизме нет так называемых священнослужителей. Раввин — не священнослужитель, это учёное звание. Раввинами становятся очень образованные люди, которые хорошо знают Тору и Талмуд, умеют их толковать. К раввину приходят за советом, обсудить какие-то проблемы, в том числе и житейские. Надо сказать, у евреев нет разделения на религиозную и светскую жизнь, в наших традициях всё переплетено и связано.
История
Первая синагога появилась в Красноярске в первой половине XIX века. Находилась она на улице Песочной в Еврейской слободе. Это был один одноэтажный деревянный дом. В 1881 году во время пожара синагога сгорела. В 1916 году Красноярским еврейским обществом было принято решение о строительстве нового здания. Так синагога переехала в двухэтажное деревянное здание тоже на улице Песочной (сейчас улица Урицкого). Там находилось более тридцати свитков Торы. В Красноярске было ещё два еврейских культовых здания поменьше. После 1917 года молитвенные дома были закрыты, обрядовое оборудование уничтожено, свитки Торы частично переданы в музей.
Процесс возрождения еврейских общин начался в 1990-х. Тогда было зарегистрировано Красноярское еврейское религиозное объединение (КЕРО), которое добилось выделения небольшого здания под синагогу (Сурикова, 65). В Красноярск приехал раввин Беньямин Вагнер. В 1998 году здание синагоги было реконструировано. Началось строительство большого Еврейского общинного центра. Проект Еврейского общинного центра (трёхэтажной пристройки к синагоге) разработал красноярский архитектор Эдуард Панов. Один из самых крупных на территории Сибири еврейских центров открылся в 2006 году.
Нер тамид — неугасимый светильник, помещённый в чашу, подвешенную к потолку.
Словарь
Тора — священная книга евреев, совокупность религиозных законов, известна как Пятикнижие Моисеево. В Торе записаны главные постулаты, регламентирующие повседневную жизнь иудеев.
Талмуд — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.
Кошерный — дозволенный или пригодный. В основе законов кашрута — свода ритуальных правил — лежат заповеди Торы. Часто термин употребляют по отношению к еде. Например, в пищу разрешено брать мясо животных, являющихся одновременно жвачным и парнокопытным. Заповеди кашрута применимы и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых.
Шаббат — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Например, нельзя готовить пищу, шить, фотографировать, но можно читать, молиться.
Нюанс
Семья Менахема Табачника, проживающая за границей, пожертвовала средства на строительство центра и синагоги. В благодарность красноярские евреи назвали свой центр “Дом Менахема Табачника”.