Персона

Ольга Экиль: «Детская улыбка бесценна»

Для меня безбарьерная среда не только пандусы, транспорт, хорошие дороги и так далее. В первую очередь барьеров не должно быть в головах людей.

Ольга Экиль: «Детская улыбка бесценна»

Социальная работа как профессия появилась в России сравнительно недавно. Тем не менее сегодня трудно представить, что меньше чем тридцать лет назад никто не слышал о таких специальностях, как социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. Сегодня специалистов для учреждений социальной защиты населения в Красноярске выпускают несколько учебных заведений — как среднего, так и высшего звена. Но хорошее образование не гарантия того, что после окончания учёбы молодой специалист легко и органично вольётся в отрасль. Изо дня в день работать с теми, кто нуждается в помощи и поддержке, дано не каждому, нужно обладать добрым, отзывчивым сердцем, которое воспринимает чужую беду как свою.

О профессиональных секретах мы разговариваем с заместителем директора центра социальной помощи семье и детям “Надежда” Ольгой Экиль, которая в этом году стала лауреатом премии главы города молодым талантам за высокие достижения в профессиональной деятельности.

— Почему Вы выбрали столь непростую профессию?

— Прежде чем принять решение по поводу профессии, я работала волонтёром. Студентами мы были на практике в разных социальных учреждениях, поэтому когда я пришла работать в центр, никаких неожиданностей меня не ждало — более того, через какое-то время я убедилась, что сделала правильный выбор. Мне нравится высказывание Надежды Константиновны Крупской, которая говорила, что если дело человеку по душе, то он может делать что-то ценное для своей работы. У меня всё совпало: своё дело я люблю, хожу на работу с удовольствием. После окончания Сибирского государственного технологического университета я пришла в центр сначала специалистом по социальной работе, потом стала заведующей отделением — работала с ребятишками с инвалидностью. Если бы я не выбрала социальную работу, то, наверное, могла бы стать учителем или психологом. Я точно знала, что хочу принадлежать детям. Рада, что выбрала именно социальную работу, потому что могу помогать детям с разными судьбами, в том числе и ребятишкам с инвалидностью. Даже их маленькие успехи или просто улыбка — большой стимул, чтобы двигаться дальше, что-то придумывать, творить. Их улыбка бесценна.

— Семьи, родители ребят тоже попадают под Ваш патронат?

— Конечно. Положительный эффект будет лишь в том случае, если работаешь комплексно. Это касается как детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сложных подростков, так и ребятишек с инвалидностью. Я чаще работаю с последней аудиторией. Конечно, колоссальная работа проводится именно с мамами и папами. Важно, чтобы не только дети, но и взрослые поверили тебе. Нередко семьи, где есть ребёнок с тяжёлыми нарушениями, даже не надеются, что что-то изменится в лучшую сторону. Утверждают, что он не пойдёт на контакт, что все усилия напрасны, но проходит время, и они видят, как их малыш улыбается или делает то, что никогда не умел, не делал дома. Вообще родители особых деток большие молодцы, они настоящие борцы. Мы проводим с ними круглые столы на различную проблематику, ведём индивидуальную работу, они вместе с детьми принимают участие в занятиях. Когда видят успехи своих детей, в их глазах появляется блеск, желание работать дальше. Мы стараемся быть максимально открытыми в работе, быть помощниками семьям в разных жизненных ситуациях и вопросах. К нам может обратиться любой, мы постараемся помочь.

— Вы следите за судьбами тех, кто покидает центр?

— Конечно. И даже, наверное, не только как профессионал, а как человек. Потому что эти дети становятся мне родными. Для многих ребятишек просто важно, чтобы ему позвонили, спросили, как дела. А вообще стараюсь выстраивать работу так, чтобы дети, побывавшие в нашем центре на реабилитации, постоянно были в поле внимания — через какое-то время приходили новый курс, участвовали в различных мероприятиях, праздниках. Стараюсь не упускать из вида даже тех, кому исполняется 18 лет, и они больше не могут являться клиентами нашего центра. Некоторым ребятам, с которыми я занималась, уже больше двадцати лет, они закончили училища, техникумы, приходят, благодарят. Это дорогого стоит.

— Ваша работа проводится только в стенах центра?

— Конечно нет. Мы стараемся ребят с инвалидностью максимально интегрировать в жизнь. Для меня безбарьерная среда не только пандусы, транспорт, хорошие дороги и так далее. В первую очередь барьеров не должно быть в головах людей. Нужно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья воспринимались обществом как обычные, им должна быть доступна жизнь во всём многообразии. Тогда быстрее начнёт меняться и городская инфраструктура.

У нас есть постоянные партнёры, с которыми мы работаем — заключены договоры с учреждениями культуры, образования и так далее. Мы ходим с нашими детьми на концерты, спектакли и так далее. Бываем в парке флоры и фауны “Роев ручей”, в заповеднике “Столбы”. Прекрасно обустроена безбарьерная среда в филармонии, куда наши клиенты могут получить льготные билеты. Сопровождают в поездках, на экскурсиях ребят не только родители, но и волонтёры, студенты.

Один из наших любимых проектов, который мы придумали сами, — “Хорошее настроение”. Он должен был показать новую грань жизни ребятишкам с инвалидностью и их родителям. Мы ходили по городу и фотографировали детей в красивых местах. Фотопрогулки всем понравились, они проводятся уже несколько лет. Проект выиграл региональную премию.

— Довольно часто в качестве примера для подражания, как должна вестись социальная работа, приводится зарубежный опыт. На Ваш взгляд, нам подходят заграничные разработки в данной сфере?

— Не всегда. Что-то применимо и у нас, но есть и то, что не вписывается в российскую реальность. У нас всё-таки иной менталитет, своя история, условия, поэтому приходится опираться на собственные ресурсы. Стопроцентное копирование невозможно. Не факт, что чужая методика, перенесённая на нашу почву, даст такой же положительный результат. Надо сказать, что наш опыт, разработки не хуже, просто нужно это изучать и пытаться применять. Хотя, несомненно, какие-то ценные вещи есть и за границей.

— А что Вам из заграничного опыта нравится?

— Мне очень импонирует отношение обычных людей к детям с особыми потребностями. Например, тот же кассир в магазине там всегда постарается помочь ребёнку, который не может выразить, что он хочет. Не будет раздражаться или кричать, как порой случается у нас. Но мне кажется, что прогресс в этом плане есть и в Красноярске. В первую очередь благодаря тому, что об этом стали говорить публично, широко освещаться и реализовывать инклюзивные проекты.

— Как, ежедневно имея дело с чужой бедой, проблемой, не впасть в уныние, сохранить душевное равновесие, остаться уверенным и профессиональным? То есть как уберечь себя от профессионального выгорания?

— Большое значение в данном вопросе имеет то, как простроена работа в коллективе. Мы ощущаем постоянную поддержку со стороны руководителя, который понимает специфику нашей работы, знает все подводные камни и риски. Поэтому делает всё возможное, чтобы мы участвовали во внешних мероприятиях: посещали семинары, конференции, тренинги — имели возможность немного отвлечься, сменить обстановку. Я и мои коллеги также стараемся поддерживать друг друга, заменять в случае необходимости.

Никаких особых рецептов, как сберечь себя от профвыгорания, у меня нет. Обычные приёмы: отдых, прогулки, спорт. Например, хорошо прогуляться по парку после работы или в выходной. Правда, расслабиться, переключиться удаётся далеко не всегда. Идёшь и прикидываешь в уме: сможем ли мы сходить сюда с детьми, удастся ли договориться на бесплатные или льготные билеты…

НА ЗАМЕТКУ

Центр социальной помощи семье и детям “Надежда”. Адрес: улица Железнодорожников, дом 30, помещение 211, телефоны 221-61-27; 274-50-80; ул. Заводская, дом 6, телефоны 221-11-77, +7(391) 211-95-51. Е-mail: mu005@list.ru

В ТЕМУ

Премия Главы города молодым талантам вручается с 1993 года ежегодно. Лауреатами премии становятся красноярцы в возрасте от 14 до 30 лет, проявившие себя в различных сферах деятельности и внёсшие свой вклад в развитие города. Победителями конкурса в соответствии с положением выбираются 50 человек среди призёров олимпиад, соревнований, дипломантов конкурсов и фестивалей, молодых учёных и лидеров общественных объединений. Победитель кроме звания лауреата Премии Главы города получает денежную премию.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА