Предводитель Красноярского Дворянского собрания Сергей Гонюхов: «Киркоров — князь, а я — дворянин»

“Я пять раз полковник… К тому же у меня дворянский титул”, — за чашечкой кофе начал свой рассказ предводитель Красноярского Дворянского собрания Сергей Гонюхов. По-хорошему надо было бы обратиться к нему со словами “ваше благородие”, да только времена не те… Балов нет, родовые поместья сузились до офисов, а вместо топота копыт за окном — гул автошин. Внешняя атрибутика русского дворянства, кажется, утеряна навсегда. Разве что внутреннее содержание наполнено прежним достоинством.
— Полковник вооружённых сил — раз, полковник милиции — два и казачий полковник — три, — продолжает беседу современный дворянин. — А теперь немножко экзотики… Ещё я полковник полиции Азербайджана и США. Но, несмотря на такие чины, у меня весьма типичная судьба офицера восьмидесятых.

Сергей Олегович окончил высшее общевойсковое командное училище и прошёл школу контрразведки. По словам полковника, его дед, повязав красный бант, в октябре 1917 года штурмом брал Зимний дворец. А уже в СССР он был секретарём ЦК КПСС. “Когда я заканчивал с отличием военное училище, разумеется, дед мог за меня походатайствовать. Тем более что он был двоюродным братом самого маршала Советского союза Ивана Баграмяна”, — понижая тон, поясняет Сергей Олегович. Но дед будущего полковника грозно отрезал парню: “Поедешь, куда Родина пошлёт”. И Сергей Гонюхов отправился в Забайкальский военный округ. “Теперь я доволен тем, что меня отправили туда, куда Макар телят не гонял”, — не без юмора вспоминает о том времени Сергей Олегович.
Впрочем, это была лишь первая точка службы нашего героя. Газетного разворота не хватит, чтобы рассказать, как Сергей Гонюхов отслужил в спецназе, прошёл войну в Анголе, Нигерии и Чечне, участвовал в зарубежных контртеррористических операциях. Пролистывая “Азбуку милиционера”, автором которой является наш собеседник (к слову, у него более 30 книг и учебных пособий), невольно задаёшься вопросом: когда всё успевает?
Два года назад Сергея Олеговича представили к ордену Святителя Николая Чудотворца. В статусе награды определено, что этот орден получают офицеры по совокупности тех наград, которые они имели за свою службу в вооружённых силах. Этот орден и дал право Сергею Гонюхову на личное дворянство.
— Сама глава Российского императорского Дома Романовых государыня Мария Владимировна вручила мне эту награду, — рассказывает Гонюхов и показывает фотографию, на которой он стоит в царских апартаментах рядом с государыней. — Чувствуете, как попахивает стариной?

И действительно, фото сделано на фоне позолоченных рельефных стен, кругом мужчины с усами в серо-голубых костюмах. Правда, сама императрица предстала в свете вовсе не в корсете и пышной юбке, а в скромном платьице. Но всё равно, глядя на фото, трудно переоценить высоту приёма.
По словам нашего дворянина, орден Святителя Николая Чудотворца — это первая за сто лет императорская награда, врученная красноярцу. Де-факто дети Сергея Олеговича тоже приобщены к дворянскому роду, ведь награда династическая. Помимо этого полковник был пожалован орденом Святой Анны за проведение мероприятий, посвящённых 400-летию дома Романовых, а также ещё десятки наград. Например, орден Святого Станислава, который был дан Сергею Гонюхову на годовщину аварии Чернобыльской АЭС. Полковник служил там в качестве командира роты спецобработки.
“Недавно взвешивал все свои награды. Надо сказать, тяжёлые — более полутора килограммов”, — заверяет предводитель красноярского дворянства. А потом сетует, что в наше время дворянский титул можно и купить: грамоту запросто отпечатают в типографии, да и орден за деньги отчеканят.
— Только всё это будет липовое, — смеясь, восклицает обладатель подлинного дворянского титула. — По такому раскладу у нас Пугачёва сделала себя княжной, а Киркоров — графом.

Оказалось, что и в нашем городе немало тех, кто метит в высшее общество. По словам Сергея Олеговича, пятнадцать красноярцев пробовали подтвердить своё дворянское происхождение. И только одно дело Геральдический совет пропустил к дальнейшему исследованию. Привилегий дворянская принадлежность в современном мире не даёт. “Суть дворянства в служении Отечеству. Я ему посвятил более двадцати лет. И сегодня стараюсь быть полезен”, — допивая кофе, подытоживает беседу представитель русского дворянства двадцать первого века.
__Нюанс: __
Существует два пути подтверждения дворянского происхождения. Первый, если кто-то из родственников был представителем дворянского рода. В этом случае необходимо поднять архивные данные, церковные книги, собрать справки и метрики, и через департамент Герольдии Российского Дворянского собрания установить свою принадлежность к дворянству.
Второй путь — стать причисленным к дворянину по представлению к ордену. Любой императорский орден даёт право на личное дворянство. Согласно закону, данные титулы может давать только лицо, являющееся Главой Российского императорского Дома Романовых.