Персона
Дмитрий Миндиашвили: “Слова “Не могу” я не знал”
Дмитрий Миндиашвили — легенда Красноярска, России и всего мирового спорта. Лучший тренер XX века, уже на этом звании можно задержать дыхание. А оно только одно из многочисленных наград и регалий невероятного в своей успешности человека.
Дмитрий Миндиашвили — легенда Красноярска, России и всего мирового спорта. Лучший тренер XX века, уже на этом звании можно задержать дыхание. А оно только одно из многочисленных наград и регалий невероятного в своей успешности человека. Про Дмитрия Георгиевича написано и рассказано столько, что не повториться просто невозможно. Никакой газеты не хватит, чтобы вместить истории и воспоминания этого особенного человека, когда он говорит, прервать его не реально, попадаешь под невероятное сочетание обаяния и харизмы, заслушиваешься и не хочешь вырываться из этого особенного мира.
На таких машинах Дмитрий Миндиашвили перевозил строителей Коммунального моста через Енисей. Красноярск, 1959 год.
Ребята, нужен подвиг
— Когда приехал в Красноярск, спорт отошёл на второй план. Всё время занимала работа шофёром. В строительстве Коммунального моста участвовал от и до. Перемычку с нуля отсыпал. Заливал раствором опоры, которые мы называли “быками”. Всю зиму работали, а весна ранняя тогда случилась. Лёд уже тонкий, и мы катастрофически не успевали. Если бы так и не успели, миллионы рублей в прах бы превратились. Нас пригласили в Горком комсомола, сказали: “Ребята, нужен подвиг”. И мы круглые сутки возили. С открытыми дверцами над пропастью, ухнул бы многотонный грузовик вниз и всё. Успели вовремя. Участвовал в строительстве красноярской ГЭС, строил дорогу в Ачинске. Наша механизированная колонна получала наряды на работы, куда отправляли, там и трудился. Мост через Качу тоже отсыпал от начала до конца. Как же мне тогда нравилась эта работа. Девяносто ходок за смену делал. Но постепенно стал понимать, что если продолжать шоферить, о борьбе можно забыть. Если смена с утра, ещё ладно, после шести тренировался, а если ночная? Толку от таких тренировок было немного. Я, скрипя сердцем, бросил любимое дело, устроился грузчиком, выстроил систему подготовки. После смены прыгал на Бугаче в автобус и ехал на тренировку.
Каким был Красноярск и каким стал — это небо и земля. Старинный город, закопчённый такой. На Предмостной картошку сажали. На Карла Маркса не асфальт был, а булыжник. Деревянные тротуары, старинные дома — купеческий город. А сейчас у нас современный и прекрасный мегаполис, который я люблю всей душой. Красноярск — моя судьба, я здесь стал счастливым во всех сферах жизни. Быть почётным гражданином такого города-миллионера, почётным гражданином Красноярского края и его городов — это что-то невероятное. Я Бога прошу дать мне ещё достаточно лет, чтобы всё то, что я от жизни получил, мог отдать другим. Четырнадцать книг написал, а сейчас ещё над энциклопедией работаю. Цельность человека оценивается в его наследии, в том, что он оставит после себя. Чтобы, когда придёт время, ты мог уйти со спокойной душой. Великий Шота Руставели писал: “Только добро бессмертно, зло и зависть подолгу не живут”. Это и стало моим жизненным девизом.
Начало строительства первой очереди красноярской ШВСМ по видам борьбы, 1980 год.
Академия
— Практически всю жизнь, когда я уходил из дома, все ещё спали, а приходил — все уже спали. Тренировкам я отдавал львиную долю всего своего времени. И когда занимался сам, и когда стал тренером. Триумф Ивана Ярыгина на мюнхенской Олимпиаде дал огромный толчок развитию борьбы во всём регионе. 1 июня 1973 года навсегда осталось в моей памяти. Именно тогда и была основана Красноярская школа высшего спортивного мастерства по видам борьбы. Огромную поддержку оказал первый секретарь Красноярского крайкома партии Павел Стефанович Федирко. Наша школа стала первым подобным учреждением в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. С Павлом Стефановичем мы сработались отлично. Я такой человек, фанатик настоящий, для своего дела жизнь положу, видимо, он это увидел. Доверяли друг другу безгранично. Я вообще считаю, что если душу такому человеку откроешь и он сделает то же самое, то вам становится всё по плечу. Сколько сложных ребят прошло через мои руки, сколько характеров пришлось переламывать, и практически все из них стали достойными людьми. У кого-то в борьбе не получалось, зато в других сферах себя реализовали. В нашей академии всегда была особая аура, куда только лучших спортсменов не приглашали. Ване Ярыгину, Бувайсару Сайтиеву золотые горы сулили, они не поддались, остались здесь. Когда начинал тренировать, я, конечно, даже мечтать не мог, что у нас будет такое суперсовременное здание, которое есть сейчас. Ведь тогда по углам занимались. И продолжаться так дальше не могло. ШВСМ у нас была, а здание отсутствовало. Тренировались на Центральном стадионе, а потом с нуля возвели это нынешнее строение. Нет в мире больше таких школ с сочетанием всех возможных характеристик. У нас свой институт физической культуры на базе педагогического университета. Научный отдел при школе — это же прорыв. Никакими правилами это не было предусмотрено. Представить 45 лет назад, что так получится, было просто невозможно. Я, конечно, не один всё это построил, мне всегда помогали руководители города и края. План нынешней академии чертил сам, каждый зал, каждый учебный класс, другие помещения. Перед развалом СССР пришлось особенно тяжело. В Красноярск приезжал Михаил Горбачёв, говорил, что тут у вас, дескать, строятся театры, концертные залы и спортивные дворцы, кому они нужны! Тогда нашу школу законсервировали. Я пришёл в горком и сказал: “Если не продолжите строительство, всю нашу армию борцов приведу и будем бастовать”. Мне отвечают: “Мы не можем, указание сверху”. Всё-таки продавили, один из строительных кооперативов дал согласие на продолжение возведения. Помогали студенты-инженеры политехнического института. В общем, всем миром приводили здание в порядок. На первые соревнования пригласил митрополита освятить зал. Потом вызывали, пугали исключением из партии. Я ответил просто: “Не вы меня принимали, не вам меня исключать”.
Сдача второй очереди ШВСМ, 1983 год.
Дышу борьбой
— Бывало, задумывался, что было бы, если бы тогда в далёкие пятидесятые мою будущую жену Тамару перевели не в Красноярский край, а в другой город. За ней бы пошёл на край света, но вполне могло так получиться, что свою жизнь с борьбой не связал. Хотя уверен, что проявил бы себя в другой сфере. Стал бы отличным механиком. Я был шофёром первого класса, машина у меня как часы ходила. Страшно я любил это дело. С детства хотел шофёром быть. А так кем я только ни работал. Можно только Господа благодарить, что всё сложилось так, как есть, и я оказался в Красноярске вместе с моей золотой Тамарой. Человек, который знает своё предназначение, всегда будет счастливым. Мой дед говорил: “Сынок, самое главное для человека, чтобы он мог прямо смотреть людям в глаза”. А это возможно, когда совесть в порядке. Надо любить людей, и они ответят тебе взаимностью. Жизнь держится на доброте, любви и порядочности. Глубокое заблуждение, что если ты за счёт обмана извлёк какую-то выгоду, то это принесёт тебе счастье. По итогу всё выйдет наоборот. Будет золото на дороге лежать, не возьму. Так и детей своих воспитывал. Сын Валера работал прокурором, так про него говорили, что у Валерия Миндиашвили карманы зашиты. Я и сейчас с утра до вечера на работе. Казалось бы, 85 лет, уже можно отдохнуть, тем более у меня прекрасный сад на даче. Очень люблю там находиться. Но ухаживать за ним времени нет. Да и жизнь такая пока не для меня. Я по-прежнему живу и дышу борьбой.
Работать по-настоящему
— Иногда, оглядываясь назад, думаю, ёлки-палки, что же я вообще натворил. От шофёра до академика дослужился. Я единственный вообще в спортивной отрасли тренер-практик, который имеет такое звание. Часто мне вопрос задают, достиг ли целей, которые перед собой ставил. Да я никогда о таком даже подумать не мог. Просто работал, от души, по-настоящему. И всё приходило незаметно. Это я говорю для молодёжи. Если честно будут работать, любить свою землю, отечество, свой род и свою фамилию, свою специальность — они обязательно достигнут успехов. У меня прекрасная семья. Жена Тамара Михайловна отдавала всю себя детям. Я же по шесть-семь месяцев дома не бывал, только телеграммы получал. Родился такой-то, столько-то килограммов. Она воспитала четырёх детей, внуков. А я мотался по всему миру. Слова “Нет” я не слышал, а слово “Не могу” не знал. Всё, что обещал ,— выполнял. Вот поэтому всё и получалось. Безмерно благодарен своим родителям, бабушке и дедушке, которые нас воспитали.
Люблю Красноярский край и уважаю его руководство, которое во все времена шло навстречу и помогало в решении любых проблем. Благодарен Господу и всем людям, которые были рядом со мной на протяжении всей жизни. Вот сейчас — 85 лет, а это не мои годы вовсе. Как так быстро время пролетело — непонятно. Чувствую себя нормально, сил достаточно, чтобы и на уши поставить, и на лопатки положить. Не 30 лет, конечно, но силы есть и желания работать в избытке. Вот воспитаем ещё одного олимпийского чемпиона, тогда, может, и подумаю об уходе на покой.
В тему:
В Доме журналиста Красноярского края прошла презентация фильма “На ковре жизни”, посвящённого Дмитрию Миндиашвили. Съёмки велись не только в Красноярске, но и в грузинском селе, где родился Дмитрий Георгиевич, а также в деревне Горбы Шарыповского района, куда молодой Миндиашвили приехал вслед за невестой Тамарой. Фильм стал своеобразным подарком к 85-летию легендарного тренера.
Пётр ПИМАШКОВ, депутат Государственной думы РФ:
— Для нас, красноярцев, Дмитрий Георгиевич больше, чем человек-легенда. Он строил наш город — и в буквальном смысле, работая в молодости водителем грузовика, и в жизненном значении. Его заслуги перед городом, краем, страной, спортом переоценить невозможно.
Выдающийся тренер, безгранично преданный своему призванию человек, он заложил легендарные традиции в историю красноярского, отечественного и мирового спорта.
Среди воспитанников Дмитрия Георгиевича блистательная плеяда чемпионов и победителей, которые прославили край и нашу страну на соревнованиях самого высокого ранга. И лучшим учеником был Иван Сергеевич Ярыгин.
Благодаря таланту Дмитрия Георгиевича, высокому профессионализму, невероятной энергии и огромной работоспособности тысячи красноярских мальчишек стали увлекаться спортом. Он внёс значительный вклад в развитие отечественной и мировой спортивной науки.
Он патриарх, учитель, мудрый, справедливый, один из духовных отцов нашего времени. Человек, отдавший всю свою сознательную жизнь служению Родине и краю. Я благодарен судьбе за возможность дружить уже много десятилетий с этим необыкновенным человеком.
Виктор АЛЕКСЕЕВ, двукратный чемпион мира по вольной борьбе:
— Так просто о моём отношении к Дмитрию Георгиевичу не расскажешь. Это не просто уважение и почтение, это, скорее, отношения отца и сына. Он посвятил мне половину своей жизни. Когда сам стал тренером, всегда брал пример с Дмитрия Георгиевича. А он учил не только хорошо бороться, воспитывал нас, чтобы мы стали не просто спортсменами, но и достойными людьми, если по-простому — учил жизни. Стараюсь к своим подопечным относиться так же. Уважение к старшим, уважение к людям — всё это Дмитрий Георгиевич заложил в каждого своего ученика. У нас многонациональная команда, все ребята амбициозные, каждый хочет стать первым, но относятся друг к другу с максимальным уважением. На тренировке может всякое случится, но всё это остаётся на ковре, покинув зал, никогда к нему не возвращаемся. Такое отношение сложилось благодаря личному примеру нашего наставника. Всему, чего я достиг, как спортсмен и как тренер, я обязан Миндиашвили. Так хочется, чтобы он оставался с нами как можно дольше. Дмитрий Георгиевич — это человек, которым я искренне восхищаюсь.
Павел ФЕДИРКО, почётный гражданин Красноярского края, первый секретарь Красноярского краевого комитета КПСС:
— Сегодня красноярская школа борьбы — известное во всём мире учебное заведение, ставшее неотъемлемой частью большого спорта. Воспитанников Дмитрия Георгиевича Миндиашвили — таких, как Иван Ярыгин, Бувайсар Сайтиев, Виктор Алексеев, — знает весь мир. А Красноярск по праву считается ведущим мировым центром развития борьбы. Хорошо помню, как создавалась эта школа.
Перед краем стояла задача по дальнейшему комплексному развитию производственных сил в городе и крае, также рассматривался вопрос развития спорта. На одной из рабочих встреч присутствовал Миндиашвили. Выслушав его, я пригласил к себе в кабинет председателя крайисполкома Николая Фёдоровича Татарчука. Подумали о том, как помочь Дмитрию Георгиевичу в городе, и договорились о создании школы, приняли решение разместить её рядом со стадионом “Локомотив”: здесь будет находиться и бассейн, и все условия для тренировок. Рядом были старые дома. И мне предстояло провести большую работу по расселению людей и подготовке площадки для строительства. Дмитрий Георгиевич принимал активное участие и проявлял инициативу в решении этого вопроса. Таким образом была создана школа, соответствовавшая всем нормам того времени, предусматривалось даже размещение спортсменов, тренеров и врачей.
Оставалось добиться результатов, для этого требовалась огромная организаторская работа, и она была по плечу Миндиашвили. Он с самого начала ориентировался на подготовку высококлассных спортсменов. В городах и районах края, на всей огромной территории Сибири и Дальнего Востока развернули бурную деятельность, Дмитрий Георгиевич искал молодые таланты и готовил их к переезду в Красноярск, помогал устроиться в учебные заведения. Вместе с Миндиашвили мы поставили себе цель — создать в других территориях края спортивные школы и базы, чтобы молодёжь приезжала в Красноярск не временщиком, а на постоянное жительство.
Со временем красноярская школа переросла в академию вольной борьбы, эта идея соответствовала замыслу преобразования края, вывод его из провинциального тупика за счёт развития промышленности и спорта. Я не хотел, чтобы наш регион считался территорией второго сорта, сырьевым придатком, из которого забирали бы перспективных спортсменов.
Ещё раз отмечу незаурядную личность Дмитрия Георгиевича, он может видеть и мыслить по-государственному. Таких людей нужно беречь, ценить.