Красноярск исторический
В 1994 году в Красноярске был открыт памятник воинам-интернационалистам
Паренёк в военной форме, прощаясь, смотрит на город с Поклонной горы. Вот-вот солдат войдёт в гранитную арку — символ перехода из одного мира в другой.
“Мы обещали матерям”
Паренёк в военной форме, прощаясь, смотрит на город с Поклонной горы. Вот-вот солдат войдёт в гранитную арку — символ перехода из одного мира в другой.
В 1994 году в Красноярске был открыт памятник воинам-интернационалистам. Авторами памятника стали скульптор Борис Мусат и архитектор Сергей Геращенко. Это место известно всем красноярцам, однако немногие знакомы с непростой историей создания монумента.
Михаил Яшин, руководитель регионального отделения ветеранов боевых действий России, как никто другой знает о судьбе памятника.
_— Он поистине народный, — рассказывает Михаил Евгеньевич. — Идея увековечивания памяти ребят, погибших в афганской войне, в Красноярске была озвучена ещё в 1987 году. Были и споры по поводу его необходимости, но потом всё-таки мы пришли к единому мнению, что это важно для семей, для матерей. Тогда нас поддержал Олег Семёнович Шенин, на тот момент первый секретарь крайкома партии. Весной 1988 года был объявлен конкурс, деньги на изготовление монумента собирали всем миром. _
За два года, рассказывает Михаил Яшин, средства были собраны. Памятник отливали на заводе в Мытищах. К 1991 году, когда монумент был готов, в стране поменялось абсолютно всё — политический строй, быт людей, убеждения и в том числе отношение к событиям в Афганистане. Увековечивание памяти ребят, погибших в афганской войне, не было первостепенной задачей ни власти, ни общества. И вообще не до того было. Но, вспоминает Михаил Евгеньевич, парни сами поехали на завод, где ещё и пришлось решать финансовую проблему — изначально оплаченной суммы уже не хватало, чтобы выкупить памятник. В буквальном смысле с приключениями красноярцы всё-таки привезли скульптуру в Красноярск. Однако она хранилась на одной из строительных баз — не было технической возможности установить её сразу. В феврале 1994 года, на пятилетие со дня вывода советских войск из Афганистана, на встрече с членами семей погибших было дано обещание, что к августу памятное место будет открыто. 2 августа 1994 года в Красноярске наконец появился памятник воинам-интернационалистам.
— На открытие пришло очень много людей, — рассказывает Михаил Яшин. — Тогда я сказал: “Дай бог, чтобы этот памятник увековечил память ребят, погибших только в афганской войне”. И уже в декабре, в новогоднюю ночь, вошли войска в Грозный. Началась первая чеченская война.
В народе его иногда называют “Алёша”, как и памятник солдатам Великой Отечественной. Однако паренька из бронзы бывшие участники военных действий между собой называют “бача”. В переводе с афганского это “мальчик”.
— Многие ребята, побывавшие на той войне, были тогда ещё совсем мальчишками, — рассказывает Михаил Евгеньевич. — Местные жители удивлённо смотрели на русских пацанов, ведь воевать нам приходилось со взрослыми мужиками.
Место для монумента тоже выбирали непросто и со спорами. Но в итоге остановились именно на площадке Поклонной горы, в районе улицы Игарской, с панорамным видом на город.
Евгений Царёв, Анатолий Щелканов, Константин Козлов и многие другие — эти люди, говорит Михаил Яшин, взяли личную ответственность за то, чтобы в нашем городе установили памятник.
Сейчас это мемориальное место, о котором известно не только в Красноярске, но и в России, и за рубежом. За эти годы памятник реставрировался, здесь установлены плиты с именами погибших, а также боевая машина десанта.
…С Михаилом Евгеньевичем нашу газету связывают давние и дружеские отношения. Мы очень рады, что за столько лет обросли “связями”, когда представившись, слышишь искреннее и тёплое приветствие собеседника.