Новости

Александр Клименко: «Впереди ещё столько дел»

Александр Клименко: «Впереди ещё столько дел»

Первое интервью с Александром КЛИМЕНКО появилось в “Городских новостях” ровно пять лет назад, когда он, генерал-майор, получил новое, теперь уже гражданское назначение — стал руководителем администрации Ленинского района. Все эти годы для газеты Александр Александрович оставался постоянным комментатором происходящих в районе событий — больших и малых, тех, из которых и складывается жизнь. Но обстоятельных бесед с первым лицом Ленинского района за эти пять лет так больше и не случалось. Сегодняшний разговор состоялся накануне юбилея нашего героя.

— Александр Александрович, признайтесь, успели за этот срок сделать для себя вывод, что сложнее — быть военным начальником-командиром или руководителем гражданского ранга?

— Быть начальником вообще сложно. В любой сфере — и на гражданке, и на военной службе. Потому что руководитель просто обязан знать и уметь значительно больше подчинённых. Разбираться абсолютно во всех тонкостях порученного дела, а главное, принимать решения и нести за них полную ответственность. И, наверное, людям военным в этом плане всё же сложнее — степень ответственности командиров совсем другая, и цена ошибки, особенно при выполнении задач, поставленных в боевых условиях, гораздо тяжелее.

— Неоднократно приходилось слышать от ветеранов Ленинского района признания в том, что они испытывают особую гордость, что их чествует не просто руководитель района, но ещё и генерал. А Вам самому приятны такие общения, возможность облачиться в генеральскую форму?

— Встречи с ветеранами, пожилыми жителями района всегда проходят очень плодотворно. Эти люди — инициаторы многих изменений, благоустроительных работ, происходящих в нашем районе. Возрождение парка имени 1 Мая — это тоже во многом их заслуга, всё началось с их обращений. А вот что касается моего облачения в мундир, сейчас надеваю его нечасто, только на особо значимые мероприятия, связанные с военной тематикой, — в районе ведь все и так знают, кто я такой, мою биографию.

— Если уж Вы упомянули о биографии, как люди становятся генералами, с чего всё началось для Вас?

— Я парень сельский, родился и вырос на селе. По соседству располагалось воинское подразделение, и офицеры в нашем посёлке были частыми гостями. Они приходили к нам в школу, вели занятия по военной подготовке, и эти общения запали в душу, очень хотелось быть похожим на этих стройных, подтянутых, интеллектуально развитых мужчин. К тому же и оба моих деда фронтовики, я рос, слушая их рассказы о войне, воспоминания о военной службе. Так и пришёл к этому выбору. Естественно, понимал, что такую мечту может осуществить только физически крепкий человек. Поэтому занимался спортом, стараясь быть первым среди сверстников. С самого детства мы с энтузиазмом хватались за всё: футбол, волейбол, баскетбол, городки, лапта, в том числе и гимнастика, лёгкая атлетика. В наше время у каждого пацана было по-хорошему обострённое чувство самолюбия, старались ни в чём не уступать друг другу в соревнованиях: кто быстрее, кто сильнее. Чтобы не стыдно было перед одноклассниками, одноклассницами. В огороде я оборудовал турник и в старших классах подналёг на него особо — готовиться к поступлению в военное училище надо было уже на полном серьёзе. Раньше конкурс туда был большой, а один из обязательных предметов на вступительных экзаменах — физподготовка. Многие ребята, особенно городские, на этом экзамене — перекладине, стометровке, кроссе — не блистали. Мне, обладателю золотого значка ГТО, было проще. “Сколько раз сможешь подтянуться?”. Подтянулся раз пятнадцать, готовый продолжить ещё. “Годится!”.

Вот так и начала сбываться моя мечта — я стал курсантом.

— А родители не были против такого выбора?

— Нет. У меня ведь и отец прапорщик, в званиях я его со временем обошёл значительно. (Улыбается.) Никаких попыток отговорить меня в семье не было. В ту пору отношение к офицерам было совсем иным, профессия эта считалась хотя и трудной, во многом опасной, но почётной и престижной.

— Юношеские поступки, как правило, совершаются за компанию, скажите, многие ли Ваши друзья-одноклассники тоже решили пойти в военное училище?

— Нет, из класса я был один. А из нашего посёлка за всю его историю такой же выбор сделали всего несколько человек.

— Ребята, выбравшие другую стезю, тоже добились жизненных успехов?

— Многие. Тогда ведь жизненный старт для всех был практически равный. Хорошо учишься — выбирай профессию, поступай, заканчивай вуз, работай: у тебя есть все возможности добиться цели, проявить себя. И многие действительно становились людьми успешными. Но в первую очередь те, кто оставался по-настоящему нацеленным. Из моего курсантского выпуска 1976 года генералами стали два человека — я и мой однокашник по училищу Гена Фоменко. А выпускалось нас около трёхсот человек…

— Наверное, у каждого есть свой герой: для одного это Гагарин, для другого Матросов… Кто из известных личностей оставался жизненным примером для Вас?

— Уверен, что любой из военных обязательно назовёт фамилии Жукова, Суворова, Кутузова. Я не исключение. Но вдобавок мне очень повезло в жизни с учителями, которые были рядом, — с живыми, реальными, а не историческими личностями, моими старшими начальниками. Это были люди, которым хотелось подражать, быть похожим во всём — в командирских и человеческих качествах, делах, поступках. И симпатичны такие учителя были не только мне, но и всему нашему военному сообществу.

— Ваши сыновья, повзрослев, тоже решили стать офицерами. Это произошло под влиянием отца?

— В самой малой степени. Скорее я был для них просто примером. Сыновья сделали именно такой выбор, один — майор, сотрудник полиции, служит в ГУВД, другой — старший лейтенант в той самой бригаде, которой когда-то командовал я. Оба не захотели стать ни коммерсантами, ни бизнесменам, а выбрали погоны. По большому счёту неохваченной (улыбается) в семье пока остаётся только внучка. Хотя и тут надежд не теряю, всё ещё впереди, ведь ей всего лишь два с лишним года — есть время поработать и с ней.

— Правда, что имя Александр в Вашей семье традиция и внучку Вы тоже хотели назвать Сашей?

— Это предложение, к сожалению, на общем семейном совете было отклонено. Старшего сына я уже назвал Александром в честь своего отца, младшего, Семёна, в честь деда. У деда, кстати, военная биография получилась очень бурной. Повоевать ему довелось, начиная ещё с царских времён. После того как вернулся с Первой мировой, был мобилизован в армию адмирала Колчака. Разговор в те годы был коротким — винтовку в руки и в строй, а иначе расстрел. Но потом дед всё-таки стал красноармейцем. Получается, что послужил и в царской армии, и колчаковской, в Красной Армии и Советской, прошёл всю войну.

— 70-летие Победы в Ленинском районе действительно будет встречено особо?

— Очень на это надеемся. В районе появится мемориальный комплекс — особое место, связанное с Победой, подвигом воинов-ленинцев и тружеников тыла. Проект сейчас полным ходом реализуется. Это будет мемориал, включающий в себя монументальные сооружения и большую обустроенную зону отдыха. Отмечу, что возведение мемориала ведётся на народные деньги. Откликнулись не только предприятия и организации района, с инициативой вышли и ученики наших школ: ребята начали собирать макулатуру, сдавать её и вносить вырученные деньги в это строительство. Такому примеру, конечно же, можно только порадоваться.

— У Вас множество наград, какую из них цените выше остальных?

— Самая значимая для меня — это орден “За военные заслуги” и наградное оружие. Оно для меня, как и для любого офицера, любого мужчины, очень почётно.

— Среди Ваших наград есть и орден Почёта республики Южная Осетия, за что вручён он?

— Скажу так: пришлось выполнять поставленную задачу, достаточно длительно, в течение года. Более подробно откровенничать на эту тему не имею права. Орден Почёта — высшая награда Южной Осетии, есть и почётная грамота от президиума Верховного Совета этой республики.

— Собираться вместе всей семьёй, с сыновьями, удаётся часто?

— Считаю, что нам повезло — живём в одном городе. И я это очень ценю, потому что для людей в погонах это действительно огромное везение. Я ушёл из семьи в 17 лет, сразу после школьной скамьи для меня и началась самостоятельная жизнь — переступил порог родного дома, и всё. Не скрою, очень нелегко давалась эта вынужденная самостоятельность, отрываться от родителей было тяжело.

— Ваш ближайший общий семейный сбор, надо полагать, случится уже совсем скоро, на Ваш юбилей?

— Это точно. День рождения у меня, надо признать, во многом особенный — 22 апреля. Не думаю, что когда-то совпадёт ещё раз, чтобы руководитель администрации Ленинского района родился в день рождения Ленина.

— Как относитесь к своей юбилейной дате — шестидесятилетию?

— Как ни относись, всё равно шестьдесят. (Улыбается.) Вообще, у меня философия такая: остаться вечно молодым можно только в одном случае — в молодости и оставшись. Жизненные даты, какими бы они ни были, — шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, — нужно принимать с благодарностью, это дано богом. Я всегда говорю: молодёжи завидовать не надо, это она должна завидовать пожилым людям. Не каждому из молодых людей будет отпущено судьбой дожить до возраста, к которому они сегодня относятся со снисхождением. А дожив, оставаться бодрыми, деятельными, активными. Главное, чтобы возраст не повлиял на качество жизни. Когда с годами человек теряет физическое здоровье, наступает некоторое уныние, разочарование. Нужно стремиться сохранить свою крепость, бодрость. Я с детства занимался спортом, верен ему и теперь. Только так, ведь впереди ещё столько дел.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА