Юридическая помощь
Можно к психологу?
“Моя пятилетняя дочь очень стеснительна и замкнута. Она плохо чувствует себя в коллективе и трудно сходится с детьми. Слышала, что в городских учреждениях социальной защиты работают детские психологи. Мы на учёте в соцзащите не состоим. Можем ли воспользоваться услугами этих специалистов? Татьяна”.
— Среди услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями социального обслуживания, есть целый блок социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде, — рассказывает Ирина Туронок, начальник отдела по вопросам семьи и организации социального обслуживания главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска. — К таким услугам относятся социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, психодиагностика и обследование личности, выявление психологического дискомфорта, конфликтов и других ситуаций, усугубляющих трудную жизненную ситуацию, оказание необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
Наша читательница может воспользоваться услугами психолога. Но сначала необходимо, чтобы её семью признали нуждающейся в социальном обслуживании. Таковы требования Федерального закона “Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае”. Согласно документу социальные услуги оказываются гражданину в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг на основании индивидуальной программы.
— Решение о признании семьи нуждающейся в социальном обслуживании принимают районные управления социальной защиты населения по месту регистрации гражданина, — поясняет Ирина Антоновна. — Муниципальные учреждения всегда окажут содействие в сборе необходимых документов.
К слову, в пакет документов на ребёнка, который имеет трудности в адаптации, входит и заключение психолога центра социальной помощи семье и детям. Психолог составляет его после консультации с несовершеннолетним и его родителями, во время которой определяется конкретная проблема ребёнка, её причины. Также специалисты центра составляют акт оценки условий жизнедеятельности на основании беседы с обратившимся в центр. На базе собранной информации становится понятно, в каких именно услугах и программах нуждается ребёнок, его семья.
Затем специалисты районного управления социальной защиты населения принимают решение о нуждаемости граждан в социальном обслуживании, они же составляют индивидуальную программу предоставления социальных услуг. На основании индивидуальной программы заключается договор о предоставлении социальных услуг между центром — поставщиком социальных услуг и гражданином — получателем социальных услуг.
Договор с законными представителями детей с адаптивными проблемами заключается на три года. Это время даётся на то, чтобы комплексно решать проблемы ребёнка, оценить результаты проведённой работы. Если с течением времени становится ясно, что индивидуальная программа, составленная для клиента, даёт сбой, специалисты выяснят, где что идёт не так, и примут меры по её коррекции.
В ТЕМУ
Законодательством предусмотрено предоставление срочных социальных услуг, в том числе если требуется безотлагательное оказание психологической помощи. Для получения срочных услуг не обязательно быть признанным нуждающимся в социальном обслуживании.
Гражданин признаётся нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности
Правовое основание — часть 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребёнка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребёнка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребёнком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающим психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определённого места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трёх лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию.
Правовое основание — часть 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 16.12.2014 № 7-3023 “Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае”:
8) сиротство несовершеннолетнего;
9) безнадзорность или беспризорность несовершеннолетнего;
10) нахождение несовершеннолетнего или его семьи в социально опасном положении;
11) нуждаемость в санаторно-курортном лечении неработающих граждан, достигших пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), не имеющих права на получение социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” либо права на санаторно-курортное лечение по иным федеральным законам.