Проспект культуры
Валентина Литвина: «В музыке я — правнучка великого Мазетти»
“Её голос, подобный звучанию волшебной серебряной флейты, пленяет удивительной прозрачностью и чистотой. На протяжении огромного диапазона, в три с половиной октавы, он льётся без малейшего напряжения, вплоть до самых предельных нот…”, — так пишет зарубежная пресса о выступлении заслуженной артистки России, ведущей солистке Красноярского музыкального театра Валентины Литвиной. В этом году исполнилось десять лет, как артистка из сибирского города Красноярска, название которого не всегда под силу выговорить с первого раза иностранцу, покоряет сердца ценителей вокальной музыки по всему миру.
“Её голос, подобный звучанию волшебной серебряной флейты, пленяет удивительной прозрачностью и чистотой. На протяжении огромного диапазона, в три с половиной октавы, он льётся без малейшего напряжения, вплоть до самых предельных нот…”, — так пишет зарубежная пресса о выступлении заслуженной артистки России, ведущей солистке Красноярского музыкального театра Валентины Литвиной. В этом году исполнилось десять лет, как артистка из сибирского города Красноярска, название которого не всегда под силу выговорить с первого раза иностранцу, покоряет сердца ценителей вокальной музыки по всему миру.
Вообще 2015 год для Валентины Литвиной богат на значимые даты: в этом году она отмечает не только десятилетие зарубежной гастрольной деятельности, но и 20 лет творческой карьеры в Красноярском крае.
Именно этим двум событиям посвящён бенефис певицы, который пройдёт в Красноярском музыкальном театре 4 ноября. Программу вечера Валентина Ивановна назвала “Музыка без границ”.
— В этом году при составлении программы творческого вечера я пошла по новому пути: решила собрать концерт из любимых сочинений, которые исполняла здесь в разные годы, и дополнить всё произведениями из моего зарубежного репертуара. Некоторые вещи, которые представляю за рубежом, здесь никогда не петы, потому что вряд ли будет уместна песня на иврите на красноярском вечере романса или другом тематическом вечере. Наряду с русскими сочинениями прозвучат произведения на немецком, португальском, испанском, итальянском, французском языках. В общем, зрители благодаря музыке совершат со мной путешествие по странам и континентам. Будут представлены все жанры: классическая, народная музыка, романсы, кроссовер, мюзикл, эстрада. Это мой принцип построения любой программы. Считаю, что классическая программа для сопрано будет не так интересна слушателю, как такой микс из разных стилей и жанров. Мой вокальный диапазон позволяет это делать.
— У Вас редкий тип голоса — колоратурное сопрано и большой диапазон. Такое богатство — исключительно природный дар или это достигается трудом и обучением?
— Трудно сказать однозначно. Конечно, голос — это, с одной стороны, дар, но, с другой стороны, чтобы стать певцом, надо много работать. В общей сложности на то, чтобы поставить голос, научиться им владеть, у меня ушло десять лет — это годы учёбы в училище и консерватории. Очень важна и вокальная школа, и кто твой учитель. Мне повезло — в Ростовской консерватории я училась у замечательного педагога Маргариты Николаевны Худовертовой. Она сама блистательная певица, обладала лирико-колоратурным сопрано, была ведущей солисткой одного из лучших театров бывшего СССР — Алма-Атинского. Маргарита Николаевна училась в Московской консерватории у Анатолия Доливо. А он был учеником итальянца, знатока вокальной техники, тонкого музыканта Умберто Мазетти, воспитавшего таких королев пения, как Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Надежда Обухова. Так что получается, что по музыкальной линии, по вокальной школе я — правнучка великого Мазетти.
— Правда ли, что Вас в своё время в Красноярск пригласил лично губернатор Лебедь — переманил из Алтайского края?
— Это одно из заблуждений, миф, что якобы Лебедь увидел меня на сцене и сразу же пригласил в Красноярск. Всё было не так. На самом деле в 2001 году я участвовала в фестивале русских оркестров “На рубеже веков”, куда были приглашены музыканты из разных городов сибирского региона. Приехала в Красноярск как солистка алтайского Великорусского оркестра Сибири. Новосибирск из вокалисток представляла Татьяна Ворожцова. На репетиции гала-концерта присутствовали представители власти и творческой элиты края — директор филармонии Валерий Буренок, начальник краевого управления культуры Татьяна Давыденко и так далее. Среди них — и легенда красноярской культуры Илья Лазаревич Клеймиц, который, сидя на дневной репетиции и услышав только несколько тактов, сказал: “В концерте будете иметь успех Вы и Татьяна Ворожцова”. Стало обсуждаться, что когда-то эти артистки были нашими — Татьяна Ворожцова закончила Красноярскую академию музыки и театра, а я до Барнаула работала в Железногорском театре оперетты — а теперь приехали к нам в качестве гостей. Почему получилось, что край потерял такие кадры? В общем, коллегиальным решением было решено пригласить нас с Ворожцовой в Красноярск, после концерта Лебедь произнёс речь о том, что нужно восстановить историческую справедливость и залучить нас обратно. Татьяна предложение не приняла, а поехала думать в Барнаул. Потом был юбилей города Железногорска, куда я была приглашена петь. На празднике были вице-спикер краевого Законодательного собрания Анатолий Алексеевич Ромашов, мэр Красноярска Пётр Иванович Пимашков и Александр Иванович Лебедь, который с удивлением узнал, что я по-прежнему не красноярская артистка. И после этого дело приняло уже серьёзный оборот, стали обсуждаться условия, на которых меня были готовы принять в Красноярске. В общем, условия предложили такие, что не смогла отказаться.
— Трудно ли завоевать признание зарубежной публики? И вообще, как пусть очень талантливому артисту, но неизвестному за границей, получить возможность дать сольный концерт в Европе?
— Я сама с трудом верю, что столько лет пою за границей. Получилось это вопреки всему. Чтобы выйти на сцену в той же Европе, нужно, чтобы за тебя сказал слово неоспоримый авторитет — продюсер или импресарио, который поручится за вас своей головой. И, слава Богу, такие люди в моей жизни появились. В Германии — одни, в Италии — другие, в Израиле — третьи. Сейчас в свете последних политических событий организовать концерт за рубежом стало ещё сложнее.
— То есть Вы тоже ощутили на себе западные санкции?
— Да. В прошлом году в конце июля у меня должны были состояться выступления в Голландии. Но после того как 17 июля сбили малазийский “боинг” над Украиной, были отменены все мои концерты. Как мне сказали, русских в Нидерландах не хотят ни видеть, ни слышать. Людям, которые организовывали мои гастроли, спустили это указание сверху. Сами они очень переживали и даже приехали ко мне в Германию, когда я там гастролировала, чтобы смягчить удар. Мы по-прежнему очень тепло общаемся, дружим. Так политика вмешалась в культуру.
— Этим летом Вы впервые давали сольные концерты в музыкальной столице мира — Вене. Каковы Ваши ощущения? Не страшно было выходить на сцену в городе, где когда-то творили Моцарт, Штраус, а сегодня выступают лучшие оркестры и музыканты планеты?
— Выступала в прекрасном зале — соборе Святого Петра, который находится в самом центре Вены. Признаюсь, что всё было непросто, даже сложнее, чем это обычно бывает за границей. Мне пришлось пять раз по просьбе устроителей переделывать программу — такое со мной вообще впервые. Всё очень строго: распеваться перед концертом нельзя, переодевайтесь здесь, а не там… От волнения меня почти трясло, но я справилась. Преодолела я и прохладный поначалу приём зрителей. Ведь венская публика особая — избалованная хорошей музыкой и очень искушённая. Но всё-таки мы смогли растопить их сердца. На следующий год уже запланированы три концерта в Вене.
Досье
Валентина Литвина — заслуженная артистка РФ. Лауреат международного конкурса вокалистов в Италии, лауреат премии Алтайского края в номинации “Музыкальное исполнительство”, обладательница Гран-при “Сибирской ярмарки” в номинации “Лучшая женская роль”, дипломант Всероссийского конкурса артистов оперетты и мюзикла. Окончила вокальное отделение Брянского музыкального училища, класс сольного пения Ростовской консерватории имени С. Рахманинова.
Работала в театрах Железногорска, Барнаула и Брянской областной филармонии. В 2001 году приглашена в Красноярский музыкальный театр. Валентина Литвина ведёт активную гастрольную деятельность. Пела в театре Falkone-Borsellino (Италия), в театре Magestik (Китай), в концертном зале Русского Культурного центра в Париже, в бременском Kunsthalle (Германия), в концертном зале П. И. Чайковского (г. Москва) и в других центральных концертных залах Санкт-Петербурга, Шанхая, Пекина, о. Хайнань (Китай), Испании, Объединённых Арабских Эмиратов, Австрии, Израиля и Голландии и так далее. Большой диапазон голоса позволяет артистке мастерски владеть тремя певческими манерами: классической, фольклорной и эстрадной. Валентина Литвина постоянно работает над созданием новых концертных программ: “Популярная классика французских и итальянских композиторов”, “Вальсы И. Штрауса”, “Романс о романсе” и другие.