Туризм и путешествия
Что делать, если турфирма закрылась
Как поступить в ситуации, когда тур уже приобретен, но неожиданно приходит новость, что туристическая компания закрылась или обанкротилась?
Этим летом многие туристы попали в сложную ситуацию. Туры, забронированные и оплаченные ещё зимой, оказались сорваны. За последний месяц отказались выполнять свои обязательства сразу семь турфирм. И, чего не случалось ранее, некоторые из них настоящие мастодонты, их никак нельзя было заподозрить в подобном исходе дела.
При чём тут футбол?
“Полар Тур”, “Радуга Трэвел”, “Матрёшка” и “Аврора БГ”, “Премиум Трэвел Групп”, DSBW Tours, “Натали Турс” — эти компании меньше чем за месяц посыпались, как карточный домик. Особенно удивили всех последние два туроператора — они работали на рынке последние 25 лет, проходя все кризисы, они первыми открывали российским туристам заграницу. А сейчас отменили чартеры и туры.
Эксперты называют несколько причин того, что случилось. По мнению главы Ростуризма Олега Сафонова, это связано “с неверной оценкой туристическими компаниями рыночной конъюнктуры, ошибками в прогнозах потребительского спроса и завышенными ожиданиями относительно роста выездного туризма на ряде направлений”. Слабый рубль привёл к тому, что отдых становится всё дороже, а люди всё меньше шикуют. Также подорожало топливо, а значит, и перелёты, в том числе чартерные. “Аврора БГ”, отменившая чартерные цепочки в Болгарию и Черногорию, винит именно этот фактор. Ещё одна причина — ЧМ по футболу. Туроператоры говорят, что из-за него тысячи людей остались дома или поехали по России вместо зарубежного отдыха. Ну и наконец — самостоятельные туристы. Ведь, согласно статистике, и в Испанию, и на пляжи Турции в этом году поехали на 10—40 процентов россиян больше, чем в 2017-м. Только едут они, минуя туроператоров, покупая все билеты самостоятельно.
Что делать туристу
Федеральная служба Роспотребнадзора составила чёткий алгоритм действий для пострадавших туристов. Каждому, кто покупал туры у обанкротившихся операторов, следует ознакомиться на сайте оператора с порядком возмещения средств и составить заявление о возврате. Если тур вообще не состоялся и турист находится в России, следует обратиться в страховую организацию или в банк, ставший гарантом тура (он указан в договоре). К заявлению приложить полный пакет документов.
Ну а как быть тому, кого проблемы настигли за границей? Если гостиница и проезд были оплачены, но улетать с курорта пришлось раньше или жить в менее комфортных, чем по договору, условиях, необходимо зафиксировать проблемные моменты. Если же гостиница и билет не оплачены, можно отдать за отдых и дорогу свои деньги, при этом сохраняя все чеки, и продолжить отпуск. Если средств нет, из гостиницы выселяют и улететь обратно невозможно, стоит позвонить в Турпомощь, там организуют вылет. А по возвращении домой следует незамедлительно написать заявление и обращаться с ним к туроператору. Срок рассмотрения документов — 30 дней.
К слову, даже после возмещения ущерба можно обратиться в суд — пострадавшие вправе требовать оплатить штрафы и компенсацию морального ущерба.
Но, как говорят юристы, в этом году ситуация непростая. Страховая начинает выплаты только после того, как туроператор объявит о своём банкротстве. А они это делать не спешат, якобы полёты просто приостановлены на неопределённый срок. То есть деньги за испорченный отпуск придётся выбивать годами в суде.
Помочь составить претензии может Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, которое уже проводит консультации по вопросам получения экстренной помощи и возмещения убытков в рамках горячей линии по туристским услугам.
На что обратить внимание
Раньше у экспертов для туристов был универсальный совет — идите в крупные фирмы, не прогадаете. Сейчас же, когда с рынка уходят самые, казалось бы, надёжные, стоит быть ещё более внимательным. В последние годы цена на путёвки выровнялась, средняя стоимость горящего тура в Турцию, Китай, Вьетнам, Таиланд, Кипр на десять дней — 30-40 тысяч рублей. Время поездок за 12-13 тысяч ушло. И если где-то предлагают такую цену, стоит задуматься, не обман ли это.
Платить за летнюю путёвку зимой сейчас тоже не самый разумный вариант — за полгода фирма может закрыться. А вот рассрочка, наоборот, вариант хороший, тем более если брать её у турагента. Если тур не состоится, то и платить не придётся.
Также перед поездкой стоит поизучать форумы: обычно, как только случается какая-то проблема — самолёт отменили, из гостиницы выселяют, — люди тут же везде в соцсетях об этом пишут.
Важно:
“Турпомощь” — ассоциация туроператоров, занимающихся выездным туризмом, главной задачей которой является “экстренная помощь российским туристам за рубежом”. Туроператоры, являющиеся членами ассоциации, вносят деньги в фонд ассоциации, чтобы позже в непредвиденной ситуации иметь возможность помочь своим клиентам за границей.
В случае проблем звонить в Турпомощь можно по телефону 8800-100-4194.
Телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю 8 (391)226-89-50. Звонить в будни с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00, в пятницу до 16.00. Оставить обращение можно на официальном сайте Управления: 24.rospotrebnadzor.ru.
Цифра:
630 туроператоров, занимающихся заграничным отдыхом, работают на сегодняшний день в России. Проблемы — у семи.