Стадион
Влас Провоторов: «Хороший аквабайк стоит как дорогой автомобиль»
Аквабайк является очень зрелищным видом спорта. От созерцания летающих над водой байкеров и рёва моторов у неискушённого зрителя захватывает дух. Но аквабайк больше развит в западных странах, и в Красноярске он не настолько популярен, как хотелось бы.
Аквабайк является очень зрелищным видом спорта. От созерцания летающих над водой байкеров и рёва моторов у неискушённого зрителя захватывает дух. Но аквабайк больше развит в западных странах, и в Красноярске он не настолько популярен, как хотелось бы. Между тем и в нашем сибирском городе есть опытные аквабайкеры, успевшие достичь определённых спортивных вершин и званий. В их число входит наш сегодняшний собеседник Влас Провоторов, который в свои 23 года уже стал звездой российской байк-сцены.
О разновидностях аквабайка, регламенте и травмах
— Весь аквабайк делится на три категории: фристайл, фрирайд и кольцевые, — рассказал Влас. — По сути, все трюки выполняются в рамках фристайла и фрирайда. Всё остальное относится к гонкам — помимо кольцевых это слалом, GP и так далее. Я занимаюсь именно фристайлом, то есть делаю различные трюки.
Поскольку аквабайк регулируют множество организаций, критерии оценивания в разных странах существенно различаются — например, в России смотрят на число трюков, выполненных друг за другом. Допустим, ты сделал четыре оборота подряд на 360 градусов — всё, ты крут и тебе дадут много баллов. В США оценивается чистое катание — лучше прокатиться с минимумом трюков, но свою программу отработать без помарок. В Европе обычно используется совокупность четырёх критериев — разнообразие выступления, количество трюков, чистое выполнение программы и её сложность. Всё оценивается судьями исходя из принятого регламента.
Меня, тьфу-тьфу-тьфу, серьёзные травмы не затронули. Максимум, что было, — пару раз чиркал себе байком по голове. (Улыбается.) Можно удариться о воду, что происходит часто, или зарядить себе байком куда-нибудь, но опытные райдеры редко получают серьёзные повреждения. Хотя, конечно, раз на раз не приходится.
О сборке аквабайков и экипировке
Какой-то одной определённой фирмы, которая выпускает наши лодки, нет. Все байки собираются вручную. В России есть несколько человек, которые как раз занимаются сборкой аппаратов. Схема работы такая: ты делаешь заказ, в котором указываешь свои пожелания: цвет корпуса, объём двигателя и так далее. Они присылают макет аквабайка, а после его согласования заказывают детали. В итоге получается, что у одной лодки могут быть корпус, мотор и руль от разных производителей.
Сразу скажу, что занятие аквабайком очень недешёвое удовольствие. Все детали заказываются из-за рубежа, и зачастую их сложно достать. Хороший аппарат по стоимости может сравниться с дорогим автомобилем. К тому же техника часто ломается, и на её ремонт нужно время. (Перед интервью Влас занимался починкой своего аквабайк.а — Прим. авт.).
Также обязательным элементом в нашем спорте является гидрокостюм. Его надевают больше для защиты от ударов о воду и лодку, чем от холода. Новичкам, которые только-только начали заниматься и отрабатывать трюки, обязательно нужны шлем и спасательный жилет. Плюс каждый райдер надевает ботинки и перчатки, но здесь уже всё зависит от личных предпочтений — кому-то больше кроссовки нравятся, а кто-то в борцовках катается. Вся экипировка подбирается самостоятельно исходя из ценовой политики. Тот же гидрокостюм можно, конечно, и подешевле найти, но тогда он прослужит не очень долго.
О трюках и легендарных райдерах
Как известно, всё сложное идёт от простого. Допустим, вращение в воздухе на 360 градусов является обязательным элементом в любой программе. Но этот трюк можно усложнить, добавив ещё один поворот. Вращение на 540 градусов уже является очень тяжёлым элементом, и его выполняют только мастера на чемпионатах мира. Также можно усложнить бэкфлип (сальто назад в воздухе. — Прим. авт.) — например, выполнять его без одной ноги или руки. Некоторые спортсмены умудряются делать бэкфлип вообще без ног и даже без рук. (Улыбается.) Очень сложным элементом является бочка (вращение в воздухе по горизонтальной оси. — Прим. авт.), для её выполнения нужно много обстоятельств. К примеру, если бэкфлип можно спасти добавлением мощности и скорости на разгоне, то на бочке такого уже не получится.
Самые сильные райдеры живут в западных странах. Если говорить про кого-то конкретно, то могу отметить легенду аквабайка Эрика Малоуна. Очень сильны Ли Стоун, Рок Флоранчич, Рик Рой, Александр Лензи... Среди российских ребят выделяются Александр Курамшин, Алексей Кривошеин, Арсений Матанцев, а у истоков отечественного аквабайка стоял Давид Джалагония. Но они все живут и тренируются в европейской части России. Если говорить об аквабайке за Уралом, то много ребят занимаются в Иркутске, у нас в Красноярске есть опытные парни. Я в их число тоже вхожу. (Улыбается.)
Если начинать заниматься с нуля, то примерно на третий год можно сделать бэкфлип, а на четвёртый бочку. Но для этого нужны условия для постоянных тренировок и стабильное финансирование. Без этого вряд ли что получится.
У нас так же, как и в других видах спорта, есть деление на профессионалов и любителей. Профи занимаются этим постоянно, поэтому их больше на западе, где проходит много соревнований. В основном все катаются за свой счёт и не имеют большого дохода. Профессионалы зарабатывают либо сборкой аппаратов, либо спонсорскими контрактами.
О себе и своём имени
Я начинал заниматься аквабайком, когда был ещё совсем маленьким. Это увлечение мне привил отец. Мне понравилось, я начал интересоваться этим более серьёзно и в итоге достиг всего того, что имею сейчас.
Вообще я всю свою жизнь нахожусь в спорте. До 16 лет помимо катания профессионально занимался плаванием. Также постоянно ходил в тренажёрный зал, был в армрестлинге, на сноуборде катался. Сейчас вот серьёзно увлёкся хоккеем. Спорт — это то, от чего я получаю удовольствие.
Да, имя немного необычное, но мне с ним нормально живётся. Если не ошибаюсь, Влас переводится как “неповоротливый, спокойный”. Честно сказать, я в обычной жизни тот ещё мешочек. (Смеётся.) Это имя дали мне родители, когда прочли про Власа в какой-то книге.
Родители к моему увлечению относятся ровно. Отец не считает его чем-то серьёзным, а мама им не сильно интересуется, поскольку у неё есть другие дела и обязанности. Сестра у меня вообще к спорту не имеет отношения.
О своих достижениях и любимой собаке
Я занимал четвёртое место на чемпионате России среди взрослых, а в абсолютной категории был пятым. Также у нас есть крупные фестивали для любителей JetCamp, там я становился победителем. В рамках одного из таких фестивалей мне даже дали приз за развитие спорта в своём регионе. Одно время работал тренером школы JetCamp по фристайлу, где учил других ребят правильно выполнять трюки.
Самое сложное в подготовке к соревнованиям — держать свою технику в исправном состоянии, поскольку, как я уже говорил, она может сломаться в самый неподходящий момент. На самих же соревнованиях бывает сложно справляться с мандражом, но это, я думаю, присутствует в любом виде деятельности.
Параллельно с занятиями спортом я работал в дирекции Универсиады-2019. Сейчас устраиваюсь на работу в другую компанию. Куда конкретно, пока говорить не буду. (Улыбается.)
У меня есть собака, её зовут Нельсон. (Во время интервью Нельсон сидел у Власа на коленях. — Прим. авт.). Он всегда рядом со мной, я стараюсь брать его на все соревнования и фестивали. Это мой пёс, он для меня, можно сказать, как сын. (Улыбается.)
АКЦЕНТ
На мировом уровне аквабайк как спорт курируют Международный водно-моторный союз (UIM) и Международная ассоциация водно-моторного спорта (IJSBA). Ежегодно они проводят профессиональный тур по мотокроссу на воде Pro Watercross Tour, чемпионаты мира в трёх классах и крупные коммерческие турниры. В России организацией соревнований по аквабайку занимается Федерация водно-моторного спорта РФ.
Движущая сила аквабайка не винт, а водомёт, что значительно сокращает количество несчастных случаев при падении в воду. Кроме того, запястье спортсмена с разъёмом зажигания соединяет специальный жгут, так что при падении аквабайк сразу же останавливается. При этом у аппарата нет классического тормоза, который используется в других транспортных средствах.