Добрый совет
За равество полов женщинам придётся побороться
На каждый рубль, заработанный мужчиной в России, приходится 76 копеек, заработанных женщинами. При этом средний мужской рабочий день длится семь часов, а женский восемь с половиной. Этот дисбаланс пытались устранить ещё 15 лет назад, когда в Госдуме прошёл первое чтение законопроект о гендерном равенстве и защите трудовых прав женщин. Но проект был забыт. А на днях по рекомендации профильного комитета Госдума отклонила его как устаревший.
На каждый рубль, заработанный мужчиной в России, приходится 76 копеек, заработанных женщинами. При этом средний мужской рабочий день длится семь часов, а женский восемь с половиной. Этот дисбаланс пытались устранить ещё 15 лет назад, когда в Госдуме прошёл первое чтение законопроект о гендерном равенстве и защите трудовых прав женщин. Но проект был забыт. А на днях по рекомендации профильного комитета Госдума отклонила его как устаревший.
Один из разработчиков законопроекта о гендерном равенстве спикер ГД Вячеслав Володин утверждает, что вопросы отстаивания трудовых прав женщин сегодня актуальны как никогда. Это же показала экспертиза, которую провели депутаты ГД Оксана Пушкина и Ирина Роднина. И хотя большинство законодателей считают, что Трудовой кодекс достаточно хорошо защищает работающих граждан вне зависимости от их пола, исследования показывают, что это не так.
По словам Оксаны Пушкиной, статистики посчитали: до сих пор нет никакой равной оплаты труда на равных должностях. Речь идёт не только об окладах, но и о премиях, которых женщинам начисляют в два раза меньше, чем мужчинам. Только женщины регулярно слышат на собеседовании: “Вы нам подходите по квалификации, но взять вас не можем, вы молодая и скоро уйдёте в декрет”. Ещё один пример — нашумевшие увольнения из “Аэрофлота” стюардесс с 46-48 размерами одежды. Ведь стюардам, капитанам корабля и прочим сотрудникам мужского пола в той же авиакомпании разрешают толстеть до 54 размера.
— Формально причиной отказа в найме не может быть ни пол, ни возраст претендента, — говорит хэдхантер Алёна Владимирская. — Но в реальности самая проблемная категория “женщины с маленькими детьми”. Работодатели предпочитают взять сотрудника-мужчину с меньшей квалификацией, чем сотрудницу с блестящими рекомендациями, но с “багажом”.
По мнению экспертов, Трудовой кодекс сегодня гарантирует равные права, но не гарантирует равные возможности. Нужно менять всю систему, в которой традиционно самые высокооплачиваемые области мужские — например, добыча полезных ископаемых. А женские области занятости самые низкооплачиваемые, хотя коренным образом влияют на уровень жизни. Речь идёт о здравоохранении, где 79 процентов работников женщины, и образовании, в котором их 76 процентов.
— Российское общество продолжает оставаться не самой комфортной и дружелюбной средой для женщин, — говорит политолог и феминистка Анна Фёдорова. — Работодатели часто прикладывают усилия, чтобы заставить беременных “уйти по собственному желанию”, хотя формально российское законодательство направлено на поддержку и защиту материнства. Женщине в среднем труднее сделать карьеру. Социологические опросы показывают: меньше половины мужчин считают, что работа и карьера для женщин так же важны, как и семья. Гендерное неравенство существует, и отрицать его — значит закрывать глаза на ряд серьёзных общественных проблем. Поэтому закон нужен. Но он не должен состоять из пустых слов и формулировок типа “всемерно содействовать гендерному равенству”, а содержать абсолютно конкретные меры. Также должна быть вписана ответственность работодателей за гендерную дискриминацию. То есть необходим не набор фраз, а эффективный инструмент, и, главное, он должен соблюдаться. А это значит, что сотрудники Роструда должны пройти тренинги по гендерному равенству, иначе не смогут следить за тем, как соблюдается закон. Я практически уверена, что будет новая версия закона взамен отклонённого. Старый вариант лежал в столе 15 лет, про него все забыли, и не было никакой необходимости его срочно отклонять, если не для того, чтобы “расчистить место” для нового.
Нина Фатеева, обозреватель отдела экономики:
— Пока законодатели думают, эксперты говорят, что каждый родитель девочки может сам сделать её будущее перспективным. В первую очередь за счёт образования в традиционно мужских областях знаний, так называемом STEM: наука, технологии, инженерия, математика. Топ-менеджеры продвинутых IT-компаний не скрывают, что способности к инженерной работе у мужчин и женщин примерно одинаковы. А причина гендерного дисбаланса в устаревших социально-культурных представлениях. Я вижу, что первые шаги от бизнеса есть — компания JetBrains учредила премии для российских учителей за подготовку школьниц, ставших призёрками олимпиад по математике и физике. Это радует. Ведь гендерное равенство — это не о том, что женщины “качают права”. Это в первую очередь об уровне жизни: по оценкам, недостаточная вовлечённость женщин в мировую экономику обходится странам в 17 триллионов долларов ежегодно.
А вы сталкивались с гендерным неравенством на работе?