Актуально

Красноярская летняя школа открыла 43 сезон

КЛШ открыта не только летом. Весь год идёт удалённая работа: проводятся выездные краткосрочные интенсивные программы и заочное тестирование школьников. Рассказываем, как поступить в КЛШ.

Красноярская летняя школа открыла 43 сезон

“Чем болеет московское метро?”

“Это лучшее место на земле”, “школа изменила мою жизнь”, “здесь царит особая атмосфера, идут годы, изменяется состав участников, но, к счастью, настрой и дух остаются такими же” — вот отзывы людей, которые когда-либо занимались или преподавали в Красноярской летней школе. На этой неделе в загородном лагере “Орбита” открылся сорок третий сезон КЛШ.

Чтобы попасть в летнюю школу, ребятам пришлось пройти строгий конкурсный отбор. В результате слушателями стали 220 старшеклассников из населённых пунктов нашего региона, а также из других городов страны. Многие приехали в КЛШ не в первый раз. Да и в принципе особенность школы в преемственности — ученики вырастают в её преподавателей.

Директор КЛШ Диана Казакова тоже была здесь школьницей в 2002 году.

— Помню, что тогда подумала: это лучшее место на земле, — рассказывает она. — В летнюю школу я вернулась в 2010 году в качестве сотрудника направления филологических наук. В то время я уже была преподавателем в университете, в социальной сети наткнулась на группу КЛШ, вступила в неё и стала думать, как бы снова попасть в школу. И ровно через неделю без каких-либо действий с моей стороны получила сообщение с предложением стать преподавателем.

Теперь Диана Казакова возглавляет КЛШ, вместе с ней уже третий раз в летнюю школу отправился её маленький сын. А первый раз Стёпа побывал в школе, когда ему было всего три недели.

— О КЛШ ходит много легенд, но понять её особую атмосферу можно, только побывав в ней, — отмечает директор школы. — На три недели здесь собираются талантливые, интересные люди ради идеи и своего энтузиазма, и ни один член команды, включая дирекцию, не получает денег за свою работу. А преподаватели приезжают сюда не только со всех уголков России — со всего мира. Люди высокого статуса, известные в научном сообществе, собираются здесь, чтобы позаниматься с нашими школьниками. Что их привлекает? Это загадка. Когда я была школьницей, мечтала вернуться сюда. Школа заражает идеей, здесь сформировалось своё сообщество, большинство преподавателей люди, которые когда-то занимались в КЛШ. И многие наши выпускники стали успешными учёными.

Сотрудник направления точных наук Иван Адо приехал сюда из Нидерландов. Иван — постдок университета Радбауд, это учебное заведение находится в Неймегене.

— О школе я узнал, когда учился в МГУ на физфаке, — рассказывает Иван. — Мой однокурсник Максим Щербаков был здесь школьником в 2002 году. И он очень звал нас с другом снова поехать сюда. В первый год я не согласился, поехал мой другой однокурсник. Потом они стали уговаривать меня вдвоём. В 2007 году я поехал первый раз, с тех пор не пропустил ни одного сезона. Летняя школа изменила мою жизнь: с моим нынешним научным руководителем я познакомился здесь. Он и позвал меня в Нидерланды.

Профессор университета Стони Брук (США) Александр Абанов тоже впервые побывал в КЛШ ещё школьником.

— Это было в 1983 году, потом ездил сюда стажёром, преподавателем, прошёл все ступени, — вспоминает он. — А в 1992 году я уехал учиться в США и остался там. Прошли годы, наши дети подросли, и мы с супругой Мариной решили поехать в Россию.

Александр физик, Марина работала в лаборатории молекулярной биологии, а потом открыла в США свою школу дополнительного образования.

— Когда приехали, увидели, что летняя школа не изменилась, её дух остался, — говорит Александр. — Теперь приезжаем сюда почти каждое лето. Мы с Мариной преподаём, а наша дочь Соня уже второй год работает вожатой.

Ученик красноярской школы № 10 Михаил Алексеев приехал в КЛШ уже третий раз.

— Однажды на урок пришла ученица нашей школы, она рассказывала про КЛШ, а потом предложила пройти собеседование, — говорит он. — Первая смена в школе стала моим первым путешествием в загородный лагерь. И мне очень понравилось. Это замечательный опыт общения с другими людьми, с которыми у тебя общие интересы.

Его одноклассник Артём Аганов приехал в летнюю школу второй раз. “Здесь всегда есть чем заняться и всегда найдётся человек, с которым можно поговорить”, — отмечает он.

Впервые за многие годы работы КЛШ правила распределения учебных курсов изменились.

— Школьники могут пойти на любой курс любого направления, — объясняет Елизавета Микалаускайте, сотрудник направления филологических наук. — Например, даже если я гуманитарий, могу выбрать три любые ленты. Захочу, это будут математика, география и микробиология. Раньше можно было выбирать учебные занятия только по своему направлению — тому, по которому школьник прошёл конкурсный отбор. Конечно, если у вас совсем низкий балл по какому-либо предмету, выбирать его не стоит.

В начале сезона каждый лектор презентовал свои курсы и факультативы. Информация о них была размещена на стендах, ребята слушали презентации, задавали вопросы. Так, курс “Занимательная эндокринология, или чем болеет московское метро” представила Полина Дудина, студентка Первого МГМУ имени Сеченова.

— Как известно, в нашем организме две системы регуляции — нервная и гуморальная, как раз о второй мы и поговорим, — рассказывает она. — Гуморальная регуляция осуществляется с помощью эндокринной системы. На курсе мы разберём основы работы эндокринной системы и некоторые патологические состояния. Особое внимание уделим тем заболеваниям, которые можно диагностировать, просто посмотрев на человека.

Отметим, что Полина Дудина тоже ездила в КЛШ, когда была школьницей.

Все курсы в летней школе разделены по четырём направлениям: точное, естественное, общественное, филологическое. Именно по ним и проводится конкурсный набор в КЛШ — на каждое направление определённое количество ребят.

В обычный день в школе проводится по три занятия, продолжительность каждого — полтора часа, как лента в университете. Некоторые курсы длятся весь сезон — их называют сквозными, другие — только половину, это модульные курсы. Если школьник выбирает модульный курс, то сразу должен выбрать и второй. Особенность занятий в том, что здесь преподают предметы, которых нет в обычной школе.

— Факультативы проводятся во второй половине дня, они направлены на отработку практических навыков, — рассказывает Елизавета Микалаускайте. — Важный пункт расписания — физико-математический и гуманитарный турниры. Они проходят в течение всего сезона, за звание лучших борются 22 команды по десять человек.

Также в расписании тематические праздники, спортивные состязания, работа студий. Скучать ребятам точно не приходится.

НЮАНС

Красноярская летняя школа — одна из первых в России интенсивных школ. Она была образована в 1976 году при Красноярском государственном университете. И с этого момента её работа не прекращалась ни на один год. Лекторы школы — ведущие специалисты российских и зарубежных университетов. Приоритетным направлением работы КЛШ является поддержка одарённых школьников Красноярского края.

КЛШ открыта не только летом. В течение всего года ведётся удалённая работа с территориями региона: проводятся выездные краткосрочные интенсивные программы и заочное тестирование школьников.

Как поступить в КЛШ?

Для этого необходимо пройти конкурсный отбор. Принять участие в нём могут ученики восьмых — десятых классов.

— В конце лета мы раздаём ребятам книжечки со вступительными заданиями, там есть задачки по всем дисциплинам, — рассказывает Елизавета Микалаускайте. — Чем больше решил, тем больше баллов заработал. Скачать ПДФ-версию этой книжки можно на нашем сайте и в официальной группе ВКонтакте. Срок сдачи заданий — первое марта.

В декабре проходит олимпиада КЛШ. Она отличается от большинства подобных, проводится в форме индивидуального комплексного научного турнира.

— Ребятам предлагаемся решать задачи по всем направлениям, представленным в Красноярской летней школе, — поясняет Елизавета. — Результаты подводятся как в общем зачёте, так и отдельно по направлениям. Участие в олимпиаде необязательно для зачисления в КЛШ, но трое победителей в общем зачёте и победители по направлениям зачисляются на любое направление вне конкурса.

В марте для всех школьников, желающих участвовать в работе КЛШ, проходит собеседование. Участие в собеседовании и выполнение вступительного задания — два альтернативных способа поучаствовать в конкурсе на место в КЛШ. Но представители школы рекомендуют пройти оба состязания, это повысит шансы на поступление.

Фото: Александр Черных

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА