Актуально

Поездки с попутчиками будут регулировать по закону

Несколько лет назад в России появился новый вид передвижения на транспорте — райдшеринг. На сайте или в приложении пассажир писал нужный маршрут и время, а система выдавала водителя, который ездит по этому направлению. Любой мог присоединиться к поездке, оплатив, как правило, только расходы на бензин. Если по маршруту набиралось больше попутчиков, то расходы делились на всех.

Поездки с попутчиками будут регулировать по закону

Если попутчик серый

Несколько лет назад в России появился новый вид передвижения на транспорте — райдшеринг. На сайте или в приложении пассажир писал нужный маршрут и время, а система выдавала водителя, который ездит по этому направлению. Любой мог присоединиться к поездке, оплатив, как правило, только расходы на бензин. Если по маршруту набиралось больше попутчиков, то расходы делились на всех.

Все договаривались по телефону, водитель просто ехал и по пути собирал пассажиров. Для водителя это способ сэкономить на расходах, а для пассажиров возможность ездить дороже, чем на общественном транспорте, но заметно дешевле, чем на такси. Летом стали популярными маршруты Красноярск — Белё, Красноярск — Шира, Красноярск — Красноярское водохранилище.

— В прошлом году я решила рискнуть, нашла через сервис совместных поездок попутчицу и поехала на Белё, — рассказывает Елена. — Выбирала водителя-женщину, потому что было страшновато. Волновалась, особенно когда машина подъехала, а внутри ещё и мужчина. Но в итоге всё сложилось отлично: это оказалась семейная пара, которая едет в свой домик и ищет компанию. Очень интересные ребята, комфортная машина с кондиционером (ехали в жару). Мы проболтали всю дорогу и расстались по-приятельски. Заплатила я символически. После возвращения в город даже продолжили знакомство. Но, как я понимаю, это было везение новичка. Я восторженно рассказала всем о таком способе передвижения. Друзья пробовали так ездить, но им попадались водители-хамы: один за просьбу не курить высадил друга посреди трассы, другие резко отменяли поездки. Это очень хороший проект как идея, но воплощение хромает.

Три года назад, почувствовав конкуренцию, в системе под видом обычных водителей начали регистрироваться перевозчики на маршрутках. И возить группы якобы случайно найденных попутчиков по ценам обычных автобусов. Загвоздка в том, что на общественном транспорте пассажир застрахован. А здесь не было никаких гарантий ни безопасности поездки, ни вменяемого водителя. Жалобы на маршруточников, бывших в состоянии алкогольного опьянения, на сайте удалялись. А если водителя блокировали, он просто покупал новую сим-карту и регистрировался заново.

Идея о совместных поездках с близкими по духу людьми начала таять. Маршруточники стали конкурировать по-чёрному: бронировали все места у обычных водителей и отказывались от поездок в последний момент. Люди, видя, что все места заняты, бронировали свободные, а это оказывались предприниматели с газельками.

В прошлом году прокуратура Краснодарского края обратила внимание на крупнейший сервис совместных поездок — BlaBlaCar. Жаловались на них и обычные жители — на разломанные автобусы, падающие сидения, выбитые окна, и водители законных рейсовых автобусов — у них упал пассажиропоток. В суде компанию обвинили в нелегальных перевозках и дали предписание Роскомнадзору заблокировать сервис в России. Однако блокировать никого не стали — оказалось, что подобные перевозки в юридически серой зоне и не регулируются ничем. Сам BlaBlaCar кокетливо заявил, что готов работать по закону, если закон такой появится. На просьбу регистрировать водителей и попутчиков по паспорту, чтобы снизить риски, сервис не отреагировал. Но отреагировали депутаты Госдумы: по словам зампреда комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, райдшеринг нужно рассматривать как разновидность таксомоторных услуг.

В ближайшее время парламентский комитет по транспорту внесёт поправки к законопроекту, где вводится понятие “агрегатор услуг перевозок пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси”. Законопроект прошёл в Госдуме первое чтение. По логике закона, услуга по поиску попутчиков лежит не только в русле гражданско-правовых отношений, но и в хозяйственно-трудовой деятельности. Если водитель получает прибыль, то он должен регистрироваться, иметь путёвку, проходить медконтроль, платить налоги. Если же дохода нет, то сам сервис должен страховать пассажиров и водителей и более тщательно верифицировать их в системе. А пока этого нет, совместные поездки остаются в зоне повышенного риска.

АКЦЕНТ

В Красноярске среди людей, ищущих попутчиков в Интернете, были популярны предложения: проспект Красноярский рабочий — улица Ленина, Северный — Мичурина.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА