Новости
Как снимали “Магистраль”?
Сколько тонн угля требовалось паровозу? Почему диспетчера ни в коем случае нельзя отвлекать от работы? Чем уходящие вдаль рельсы вдохновляют художников? Сотрудники красноярского музея истории железной дороги любопытные факты и истории могут рассказывать часами. В нескольких залах здесь разместились экспозиции, посвящённые труду железнодорожников.
Недавно в музее открылась новая выставка, где представлены неизвестные фотографии актёров и процесса съёмок знаменитого художественного фильма “Магистраль”.
Снимки стали основой экспозиции выставки “Транссибирская “Магистраль”, приуроченной к 100-летию завершения строительства Транссиба.
Съёмки картины проходили в Красноярске и Ачинске в 1982 году. Главным экспертом-железнодорожником на съёмочной площадке был технолог красноярского локомотивного депо Анатолий Янжула. Минувшим летом он передал в дар музею истории уникальные фотографии.
На тридцати семи снимках присутствует звёздный состав кинокартины: Владимир Гостюхин, Кирилл Лавров, Людмила Гурченко, Сергей Проханов. Анатолию Янжуле также удалось поэтапно сфотографировать кульминационную сцену фильма — столкновение пассажирского поезда с цистерной. Этот фрагмент операторы снимали дважды. Всё происходило на месте будущей станции Красноярск-Восточный. Со съёмок у Анатолия Янжулы сохранился раритет — сценарий фильма, в который он вносил свои уточнения.
— Красноярские железнодорожники во всём помогали съёмочной группе “Ленфильма”, — рассказывает Наталья Исаева, заместитель директора музея. — На съёмочных площадках работала специальная путевая техника, а железнодорожники страховали актёров в сложные и опасные моменты.
Роль электровоза в картине “исполнил” лучший по тем временам локомотив — электровоз ВЛ80р-1685 Боготольского локомотивного депо.
Кроме того, на выставке представлены картины из коллекции Алексея Терехова. В Красноярск он приехал из Владивостока, здесь учился в отделении Российской академии художеств. Сибирь, железная дорога так вдохновили мастера, что он создал целую тематическую серию.
Кроме юбилейной выставки в музее действует постоянная экспозиция, посвящённая истории железной дороги и её работникам. Посетители могут узнать, как выглядел когда-то кабинет одного из начальников станции Красноярск Бориса Тростенцова. Этот человек двадцать восемь лет был на руководящем посту, работал в годы войны, отвечая за стратегический объект. В честь него названа одна из станций в западном направлении — Тростенцово.
В музее много любопытных коллекций. В одной из витрин стоят подстаканники, старейшему экспонату уже около ста лет. По дизайну предметов можно проследить историю страны. На подстаканниках изображены символы, посвящённые запуску спутника, первому полёту человека в космос, Олимпиаде-80.
А вот вокзальные самовары, с помощью которых в начале прошлого века пассажиры на станциях запасались в дорогу кипятком.
Рассказы экскурсоводов полны занимательных фактов. Например, современным пассажирам уже сложно представить, что когда-то для того, чтобы паровоз проехал сто километров пути, требовалось 17 тонн угля. Его кочегару приходилось перекидывать вручную.
В отдельном зале расположена экспозиция, посвящённая здравоохранению и истории железнодорожной больницы. Посетители могут увидеть инструменты, которыми работали врачи в прошлом веке, а также личные вещи знаменитого красноярского хирурга Надежды Бранчевской, работавшей с Войно-Ясенецким.
Кроме того, в музее можно познакомиться с историей создания уникальной картины “Великий Сибирский путь”. Это панорама длиной 942 метра, созданная художником Павлом Пясецким.
— Создана картина из путёвых эскизов, — рассказывает Наталья Исаева. — Изображены на ней виды Транссибирской магистрали. Мастеру был выделен отдельный вагон, работа над картиной заняла несколько лет. В 1900 году она демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже и была удостоена золотой медали.
Сейчас картина длиной почти в километр хранится в рулонах в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Юбилейная выставка, посвящённая Транссибу, в музее истории железной дороги продлится до конца года. Остальные же экспозиции являются постоянными, познакомиться с ними, оставив предварительную заявку, могут все желающие.