Актуально
Какими чертами характера должен обладать учитель?
Проект “Портрет учителя в зеркале портрета ученика” в течение трёх лет готовили специалисты Санкт-Петербургского государственного университета. В опросе, который проводили в рамках проекта, участвовало около более семисот старшеклассников из разных регионов страны.
Объективный, с чувством юмора, умеющий убеждать и понятно объяснять материал — такими качествами должен обладать педагог по мнению участников большого исследования. Проект “Портрет учителя в зеркале портрета ученика” в течение трёх лет готовили специалисты Санкт-Петербургского государственного университета. В опросе, который проводили в рамках проекта, участвовало около более семисот старшеклассников из разных регионов страны.
Педагоги вуза рассказали, что целью исследования было “составить представление о том, какие образовательные потребности есть у современного поколения школьников”.
Старшеклассников попросили дать ответы на вопросы о том, каким должен быть идеальный педагог. По мнению респондентов, учитель должен “уметь убеждать и понятно объяснять материал” — так ответили 91 процент опрошенных, “справедливо относиться ко всем ученикам, объективно оценивать их результаты и аргументировать оценки без эмоций” — 66 процентов. Столько же — 66 процентов — набрал ответ “у него должно быть чувство юмора”.
Несколько лет назад подобное исследование проводили специалисты портала Учёба.ру. О том, каким должен быть идеальный учитель, они спрашивали у родителей и учеников. На вопрос, какими чертами характера должен обладать учитель в первую очередь, родители чаще всего отвечали “активностью и умением вдохновлять” (43 процента), а школьники — “любовью к детям и отзывчивостью” (39,6 процента).
Мы решили узнать, каким видят идеального учителя красноярцы.
— Идеальный учитель — это тот, кто не говорит, что это самый худший класс, а лучше мотивирует нас, детей, к достижениям, — считает пятиклассница Алёна. — Он должен быть требовательным всю четверть, а не подгонять в конце, когда уже нужно выставлять итоговые оценки. И ещё — он сначала хорошо объясняет материал, а потом проводит контрольные работы.
Директор гимназии № 2 Ирина Штейнберг считает, что такие качества, как чувство юмора и коммуникативность, конечно, нужны педагогу, но гораздо важнее другое — предметные знания, то, чему он может научить ребят. По её словам, старшеклассники учреждения и их родители больше всего ценят именно это.
— Ребята понимают, что им предстоит сдача ЕГЭ, поэтому они ценят учителей, которые действительно дают знания, — говорит Ирина Геннадьевна. — Когда мы принимаем в коллектив нового педагога, перед тем как решить, подходит он нам или нет, просим его провести несколько пробных уроков. И смотрим его предметные знания, то, как он работает с детьми. Отмечу, что в последнее время к нам приходят очень хорошо подготовленные выпускники педагогического университета. В этом учебном году работу начнут три молодых специалиста, нам очень понравилось, как они провели пробные уроки.
ОТ АВТОРА
— Если говорить о личных качествах идеального учителя, на мой взгляд, он не должен быть паникёром и излишне мнительным человеком. Дети чувствуют его неуверенность в себе и нервозность, такое поведение не внушает доверия. А если учитель ещё и часто срывается на крик — контакта с детьми точно не получится. Рассудительность, спокойствие помогут педагогу в работе.