Персона
Ольга Гай: «Власть должна быть хорошим переговорщиком»
Ольга Гай, руководитель проектов направления “Пространственное развитие” Центра стратегических разработок
Среди гостей Красноярского городского форума были известные российские эксперты, люди неординарные и интересные. Так, обсуждение стратегии развития Красноярска до 2030 года модерировала Ольга Гай, руководитель проектов направления “Пространственное развитие” Центра стратегических разработок. У Ольги Юрьевны своё видение взаимодействия населения, власти и бизнеса, которым она поделилась с нашим корреспондентом.
— Как Вы относитесь к планированию социально-экономического развития на длительный период? Ведь практика показывает, что “условия игры” меняются слишком быстро и наши далеко идущие планы могут оказаться построенными на песке?
— Когда нам понятны наши цели, мы начинаем выстраивать конкретные шаги к этим целям. Они ценны именно конкретикой, практическими последствиями. На каждом этапе этого движения мы можем корректировать дальнейшие шаги с учётом произошедших изменений. Кстати, корректировка нужна и долгосрочным, и краткосрочным планам. Я не исключаю, что какие-то цели из стратегии уйдут, но основной посыл останется. Важно, каким будет этот посыл. К примеру, если рассматривать Красноярск только как административный центр региона, то это сравнительно небольшой горизонт территориального планирования. Если же рассматривать город в виде составляющего агломерации или в русле концепции “Енисейская Сибирь”, то мы видим более широкие стратегические перспективы.
И в этом смысле 2030 год — это уже достаточно близко. Потому что 10—12 лет для крупных инфраструктурных проектов — таких, как, например, строительство метро, это нормальный срок реализации. Если иметь в виду такие проекты, то горизонт стратегического планирования в 50 лет представляется вполне обоснованным.
— Позволю себе вопрос, как говорится, в лоб: что Вы считаете наиболее важным в концепции развития Красноярска до 2030 года?
— Хочу сказать не столько о конкретном проекте, сколько об общей беде, которая есть в Российской Федерации. Я часто слышу, как главы муниципальных образований говорят: “Мы же столько делаем, а народ этого не видит!” Я слышу в этих словах настоящую боль. Но возникает вопрос: “Прежде чем что-то делать, вы обсуждали эти планы с людьми?”
Я считаю, что для успеха стратегии развития крайне важным является её маркетинг. Власть должна уже сегодня предусматривать механизмы разговора с населением и настраивать их до тех пор, пока все участники этого разговора не услышат друг друга. При этом необходимо использовать все возможности: личные контакты, СМИ, социальные сети, понимая и то, что обсуждение может быть крайне жёстким. Но это необходимо, чтобы усилия не проваливались в пустоту.
Мне кажется, что сегодня власть в первую очередь должна быть хорошим переговорщиком, увязывая свои задачи с интересами населения и предпринимателей. Ведь самый прекрасный инвестиционный проект, предлагаемый бизнесом, может быть воспринят в штыки жителями. И Красноярск имеет в этом плане очень интересный опыт. Поэтому крайне важно, чтобы были услышаны мнения всех участников процесса. Возможно, что в ходе диалога выявится нечто совершенно новое, а то, что планировалось, окажется как раз ненужным.
Заметьте, что у нас складывается достаточно странная ситуация. Перед президентом России на прямых линиях выкладываются вопросы, значительная часть которых может быть решена на местах. Значит, на этих территориях необходим качественный мониторинг, чтобы видеть сложные, зачастую просто катастрофические вопросы, а не отмахиваться от них.
На мой взгляд, одна из главных задач любой стратегии — создать эффективные механизмы диалога. И тогда вопрос социально-экономических показателей теряет приоритетность и становится в один ряд с механизмами вовлечения граждан в реализацию проектов. Они могут быть различными, вплоть до прямого финансового участия. Но человек готов вложить свою копейку только в то, что для него действительно важно. А что на самом деле важно для большинства, как раз и должно выяснить обсуждение.
— Вы раньше бывали в Красноярске?
— Да, в девяностых годах.
— Это, конечно, было очень своеобразное время. И у Вас есть материал для сравнения: Красноярск тогда и сегодня. Какие основные изменения бросаются в глаза?
— Я не буду много говорить о том, как изменился ваш город. Скажу о другом. В Красноярске у меня живёт дочь. Она приехала сюда учиться в Сибирском федеральном университете. И это был сознательный выбор из множества возможностей. Учитывались многие позиции, в том числе и динамика развития города. Когда я приехала к вам, то увидела эту динамику в реальности. Например, увидела, как город избавляется от излишней, местами аляповатой рекламы. Это само по себе свидетельствует об определённом достигнутом уровне и стремлении развиваться дальше, в направлении той самой столичности, о которой много говорилось на форуме.
— Центральное расположение Красноярска на карте России — это достоинство или недостаток?
— Все прогнозы мировых исследовательских центров говорят о том что в XXI веке будут развиваться города Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Можно по-разному относиться к этим прогнозам, но тенденция очевидна. И стратегическое расположение Красноярска может стать плюсом в сравнении и с городами европейской части России и с городами Дальнего Востока, поскольку ваш город может стать точкой, соединяющей Восток и Запад, а учитывая перспективы развития кросс-полярных маршрутов, также Север и Юг.
— Выступая на Красноярском форуме, Вы назвали одним из возможных драйверов развития города деловой туризм. Что подразумевается под этим термином?
— Это поездки, связанные с профессиональной деятельностью. Приведу пример, имеющий отношение к возможному построению медицинского кластера. С точки зрения привлечения клиентов перспективы пока не самые явные. Но можно улучшить эти перспективы, развивая возможности профессионального общения. В частности, это могут быть различные симпозиумы по медицинским направлениям, проводимые в городе, другие статусные мероприятия. Для того чтобы Красноярск стал заметен на медицинской карте мира, он должен притягивать людей, которые в этой сфере работают профессионально.
Кстати, когда я летела к вам, то обратила внимание, что в салоне самолёта в основном находились представители тех или иных профессиональных сообществ. Очевидно, их прилёт в Красноярск связан с какими-то деловыми интересами, контактами, мероприятиями. И это направление можно связать с “обычным” туризмом. Например, посещение красноярских Столбов может не быть целью поездки. Но в рамках программы того или иного мероприятия оно встраивается как вполне органичная часть и будет способствовать популяризации города
— ЦСР, где Вы работаете, для многих цитадель либеральной экономической мысли, чуть ли не главный виновник всех российских экономических неурядиц наряду со Всемирным банком и НИУ ВШЭ. А чем на самом деле занимается эта структура?
— Это организация, которая прежде всего занимается большой аналитической работой. Для того чтобы политики могли принимать обоснованные решения, должны существовать структуры, которые не просто констатируют факты — “как есть”, но говорят о том, как может быть, причём во всём разнообразии возможных моделей, с расчётом возможных рисков. И ЦСР — это как раз та организация, которая не только собирает огромный объём разнообразных данных, но на их основе строит некие модели будущего. И это действительно веер возможных путей развития страны в зависимости от того, какие политические решения могут быть приняты.
— Будучи исполнительным директором Астраханской ассоциации муниципальных образований, Вы прославились интервью, в котором утверждали, что избирателю нет никакой разницы, как будет избран мэр города — всенародно или депутатами городского Совета.
— И до сих пор считаю, что рядовому избирателю гораздо важнее не процедура выборов, а результаты деятельности мэра — из крана должна течь вода, а в тротуаре не быть дырок. Чтобы решить эти задачи, нужен профессиональный управленец. А каким путем он попадёт в кресло градоначальника — это по большому счёту второстепенный вопрос.