Проспект культуры
Когда любовь не морковь
Говорят, что трудно превзойти женщину в жестокости и коварстве, если она задумала мстить и встала на тропу войны. Даже если дама не держала в руках ничего тяжелее серебряной ложки, опаснее противника не найти. Будьте уверены, она не пощадит никого, в том числе и себя.
Говорят, что трудно превзойти женщину в жестокости и коварстве, если она задумала мстить и встала на тропу войны. Даже если дама не держала в руках ничего тяжелее серебряной ложки, опаснее противника не найти. Будьте уверены, она не пощадит никого, в том числе и себя.
В Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина — премьера про любовь, коварство и смерть. Главный режиссёр театра Олег Рыбкин поставил спектакль по одному из самых известных французских романов XVIII века — “Опасные связи” Шодерло де Лакло. Основой для этой работы стала пьеса английского драматурга Кристофера Хэмптона. Это довольно известный драматургический материал — по нему британский режиссёр Стивен Фрирз снял фильм. Экранизация 1988 года получила несколько “Оскаров” и сделала звёздами молодых актёров Киана Ривза и Уму Турман.
Подарит ли постановка пушкинского театр городу новую звезду — покажет время. Но именно в “Опасных связях” впервые на сцене был представлен публике новый артист труппы — Александр Хряков. Ему отдана роль главного соблазнителя и интригана — виконта де Вальмона. То, что на роль сибарита и героя-любовника взят не кудрявый, длинноногий красавец, а в меру упитанный, лысый мужчина в самом расцвете сил — ход оправданный. К тому же отражает дух и эстетику галантной эпохи. Дело в том, что в XVIII веке красота и возраст были не главными, в том числе и для любовных отношений. “Красивая внешность — лишь игра случая”, — поясняет в своём романе “Опасные связи” Шодерло де Лакло. К тому же внешность можно усовершенствовать при помощи парика, корсета, мушек, румян и пудры. Во время спектакля актёры беспрерывно пудрятся, буквально посыпают себя пудрой — их лица белы, они похожи то ли на заигравшихся детей, то ли на мертвецов.
Игра является здесь ключевым словом. Потому что игра, развлечения — это главное в мире, где ценится больше всего постоянный праздник, а главный враг — скука. Спектакль тоже получился нескучный. И очень красивый. Здесь роскошные, очень сложные и красивые костюмы, стилизованные под эпоху XVIII века (художник Фагиля Сельская). Мобильное сценическое решение помогает передать какие-то смысловые нюансы, о которых не скажешь словами: например, кровать-люстра может вознести героев на вершины высокого чувства и тут же стать подиумом для стрип-танца падшей женщины. Земное и небесное — так близко, и никому не дано предугадать, когда рай обернётся адом.
Для тех, кто не в курсе самой популярной литературной истории галантного века, сюжет в двух словах. Бывшие любовники — маркиза де Мертей (заслуженная артистка России Елена Привалихина, которая невероятно прекрасна и органична в своей роли) и виконт де Вальмон плетут сети, чтобы совратить юную Сесиль Воланж, Мертей таким образом пытается отомстить другому экс-фавориту, который задумал жениться на невинной девице. Мертей и Вальмон вступают в опасную игру, на кону оказываются честь и жизнь многих людей, в том числе и их собственная.
В результате союзники становятся главными соперниками — их главная цель и самое высшее наслаждение — уязвить друг друга. Простые любовные победы для них уже скучны. Поединок сильнейших, битва миров, женщины и мужчины — тема вечная и очень интересная, если не самая интересная в этом мире. В спектакле тема любви-ненависти хотя и выведена на передний план, но оказалась не до конца раскрытой, докрученной. Отношения Мертей и Вальмона так и не стали настоящими, не перешли границ игры. Им не хватило страсти друг к другу, чтобы гибель Вальмона стала концом мира или освобождением. После стольких страстей “отряд не заметил потери бойца”… Но театр лишь тогда интересен, когда всё, что происходит на сцене, вдруг становится похоже на правду, когда льётся томатный сок, а ты веришь — это настоящая кровь.
В тему
“Опасные связи” — роман в письмах, детище французского генерала, изобретателя и писателя Шодерло де Лекло. Вышел в 1782 году. Сатирическое произведение о фривольных нравах французской аристократии было популярно как среди современников, так и сегодня. Считается одним из лучших сочинений французской литературы XVIII века.