Персона
Олеся Куприн и Анастасия Зурабова: “На кухне не слушайте никого!”
Фуд-блогеры, писательницы Олеся Куприн и Настя Зурабова рассказали своим поклонникам о работе, рецептах, блогерстве и постарались донести мысль о том, что кулинария — этой не поле битв и страданий
Самые светлые рассказы о традициях других стран, самая атмосферная книга о советской кухне — такие отзывы получили фуд-блогеры, писательницы Олеся Куприн и Настя Зурабова на свои новые книги “Новый год с акцентом” и “Бабушка знает лучше. Блюда моего детства”. В новогодней суете они рассказали своим поклонникам о работе, рецептах, блогерстве и постарались донести мысль о том, что кулинария — этой не поле битв и страданий.
— Как кулинария стала вашим увлечением?
О. К.:
— Случайно. В какой-то момент я поняла, что хочется приготовить что-то интересное и красиво сфотографировать. Нет, я не разбудила мужа в три часа ночи криками: “Я поняла — я кулинар и сейчас буду готовить!” Но начала заниматься этим постепенно, сначала как милым хобби, а потом кулинария стала делом жизни.
А. З.:
— У меня это хобби давнее, готовить я начала в детстве. У моей бабушки была замечательная книга “О вкусной и здоровой пище”, с которой замкнутой девочке Насте было очень интересно проводить время. Потом я начала по ней готовить. Даже грибы сама собирала и мариновала, правда никто не решался их пробовать. Во время учёбы в университете увлечение ушло. А после рождения второго ребёнка я поняла, что хочу возобновить своё хобби на новом уровне и купила свою первую хорошую камеру. Я долго фотографировала рецепты при обычном кухонном свете и была очень уверена в себе: все должны были понять по этой страшной нечёткой фотографии, что готовлю я очень вкусно. К сожалению, это не так: чтобы передать вкус и аромат, нужно было учиться снимать профессионально.
— Есть ли у вас советы для начинающих фуд-блогеров? Для тех, кто хотел бы в Интернете делиться со всем миром своими кулинарными достижениями.
А. З.:
— Для начала поймите, насколько для вас это серьёзное увлечение. И если поймёте, что хотите этим заниматься, купите зеркальный фотоаппарат, можно даже начального уровня. Можно походить на мастер-классы, к тем людям, чьи фотографии вам нравятся. Но надо понимать, что за один урок вы ничему не научитесь. Зато получите вдохновение и поймёте, а нужно ли вам это вообще.
— Как вы познакомились и как началась ваша дружба?
О. К.:
— Я узнала про Настю, когда она уже отлично снимала и была главредом журнала Russian Foodie, который меня, тогда ещё новичка, восхищал красотой. И однажды мне пришло сообщение с вопросом, не хочу ли поучаствовать в новом выпуске? Знаете, есть такой мем: ты бегаешь по дому, прыгаешь от счастья, но в ответ пишешь: “нууу, не знаю”. Вот это про меня, ответила я очень сдержанно. А потом вселенная просто восстала против нас — всё постоянно срывалось. Но мы всё-таки договорились встретиться для подготовки материала в пасхальный номер. У меня была мечта сняться с живой курочкой, Настя мне её нашла. Я из Санкт-Петербурга приехала в Москву на съёмки. Столицу совсем не знала, долго искала фотостудию, а когда нашла, забронированное в ней время закончилось. Мне было очень стыдно. Но Настя, святой человек, меня спокойно встретила: “Съёмка сорвалась, ну пойдём хоть кофе выпьем”. Теперь мы вместе ходим на встречи, заимствуем рецепты и посвящаем фрагменты книг друг другу.
— Многие обращают внимание на книги Олеси Куприн из-за чудесных котов на обложках и страницах, расскажите про них?
О. К.:
— У меня два кота, шотландцы. На новой книге — Август, а во всех прежних — Густав. В редакции есть мнение, что мои книги выпускают коты, а я просто транслирую их интересы. Густав знает, как работать, как сесть эффектно в кадре. А Август более вальяжный, засыпает сразу же, как его где-то положишь. Они, кстати, очень боятся новогодних салютов, приходится встречать праздник с ними, переживать вместе час пик и только потом можно уезжать.
— Настя, вы реквизит для своей новой книги собирали по всем знакомым. Что было сложнее всего найти?
А. З.:
— Моя книга стилизована под наше детство, советский реквизит собирала через подписчиков в Инстаграме, на барахолках, интернет-аукционах. У меня была идея-фикс найти свечи для тортов из моего детства: прямые с бусинками наверху. Долго искала, и вдруг кто-то выставил неоткрытую упаковку производства 1980 года. Заказала по почте и ждала несколько недель. Ещё дорог мне найденный в Интернете советский чайничек с олимпийским мишкой. Книга получилась такой, какой я себе и представляла: всё, что вы видите на фото, аутентичное.
— Олеся, вы в книге собрали новогодние рецепты разных стран. Какая кухня ваша любимая?
О. К.:
— Я за всю кухню, лишь бы это было вкусно и интересно. Работа над книгой проделана колоссальная, сначала опросили друзей и семью, какие им национальные новогодние рецепты нравятся. Потом я искала знакомых в разных странах и выясняла у них всяческие тонкости приготовления. Например, всем нравится фаршированный карп, его готовят на новогодний стол в Чехии. Я звонила в Чехию, чтобы узнать, почему именно карп, чем его фаршируют, что за традиция стоит за этим. Ездили в Таллин на рождественскую ярмарку, чтобы увидеть своими глазами их традиционные блюда. Для меня Новый год наступает не 31 декабря. Я люблю время с середины декабря до середины января, включая все светские и религиозные праздники. Это период чего-то большего, значимого, ожидания чуда. Кулинария в это время должна людей объединять за одним столом, а не быть предметом споров.
— А мне казалось, что кулинарные битвы сейчас процветают в Интернете?
А. З.:
— Это так! Из-за майонеза в салате люди готовы убивать друг друга! Стараюсь в таком не участвовать.
О. К.:
— Помню, я опубликовала рецепт селёдки под шубой, как её делают у меня дома. А ведь этот рецепт менялся с течением времени: в одни периоды нашей истории в этот салат добавляли яблоко, яйцо то уходило, то приходило. Кто как привык, так и готовит. Потом пришли отзывы на рецепт. Разгорелся целый скандал, мне угрожали приехать и побить за не так использованные яйца! Но это всё история про скучающих людей, которым нечем заняться, вот они и решают научить других жизни. Не слушайте никого на кухне, полагайтесь только на свой вкус!
— Что будете готовить на новогодний стол для семьи?
О. К.:
— В этом году у меня с меню всё просто — рецепты возьму из новой книги. Пока она готовилась, мы семьёй протестировали всё, и они сделали пометки, что им хочется. Для меня главное, чтобы был шоколадный торт. Но вообще на этот праздник ложится слишком большой груз ответственности: скупить весь горошек в окрестных магазинах и неделю строгать салаты! Зачем? Лучше расслабиться и сделать любимое блюдо. Вот в моей семье каждый год готовят оливье — самый спорный салат в мире. Не надо бояться быть банальным, лучше получить удовольствие от привычного блюда. Хочется супа? Сварите на праздник суп!
— Есть рецепты, которые у вас не получаются?
А. З.:
— У меня не получается зефир, делала его несколько раз, и никак. Поняла, что не моё, и отступила. У кого-то дрожжевое тесто не получается, и я их понимаю. Ничего страшного. Я сочники делала много раз, но они трескались. Только с шестого раза, когда я сама составила пропорции, вышли. Рецепт вошёл в книгу, и многие говорят, что он идеальный.
О. К.:
— Недавно была ситуация. Я приготовила за свою жизнь массу тортов и решила сделать масляный крем на меренге. А он не вышел. Один, два, пять раз — никак. А потом я спросила тех, у кого удался, и поняла, что повара часто в рецептах недоговаривают, пропускают важные моменты: вот сейчас надо подождать, сейчас взбивать не более 40 секунд. Почему они так поступают? Ведь из-за этого кто-то считает себя неудачником. Хотя дело просто в плохо прописанном рецепте.
— А есть какой-то беспроигрышный рецепт, с которым справится каждый?
О. К.:
— Я вообще не люблю сложные рецепты. Почистил, сварил — красота, вот это моя история, мои книги. Если в наших с Настей рецептах встречаются сложные ингредиенты, например ванильная эссенция, мы всегда объясняем, как это сделать. А вообще стараемся использовать самые доступные продукты. В семейной кухне, для тёплых ужинов не надо требовать от себя слишком многого. Сейчас все идеальные мамы, идеальные блогеры, суперкрасавцы. А сами, проверено, бургеры за “Макдаком” едят тайком. Нравится салат с майонезом, готовьте его! Нравятся сырники с чёрной корочкой, делайте их такими! Всё должно быть в радость. Я приготовила “Птичье молоко” по ГОСТу, а модные зожники возмутились: почему так много сахара, можно такую же, но без сахара? Я такой критики не понимаю. Не нравится сахар? Ешьте салат! Еда — это добрые обеды и ужины с семьёй. Я с юга, наши застолья славятся на весь мир. Представляю, вот сижу я, ковыряю бабушкин десерт и говорю: “А что так много сахара?” Да я получу от бабушки сразу за такие выкрутасы. Всё должно быть по любви. Время от времени модно что-то ненавидеть. Потом выходят исследования, что соль, жир и прочее не так уж вредны.
— А как же мода на правильное питание?
А. З.:
— Моя бабушка постоянно слышит по ТВ, что опять что-то признали вредным. Она как-то перечислила продукты, мы поняли, что есть вообще ничего нельзя. Во всём есть вред.
О. К.:
— Умеренность и аккуратность, как говорил Грибоедов. Конечно, все девочки сидят на диетах и мечтают обрести идеальную фигуру. Но мир не рухнет от кусочка тортика. Сохраняйте адекватность. А вообще моё мнение таково, что всё, приготовленное дома, это правильное питание.