Новости

В Красноярске состоялись две мировые премьеры

На свете живёт множество воспоминаний. Они очень разные, как и люди, в чьей памяти рождаются образы, картины и чувства из прошлого. Но всегда можно найти что-то общее даже между воспоминаниями представителей двух абсолютно разных миров, культур, которые далеки друг от друга, как две планеты из разных вселенных.

В Красноярске состоялись две мировые премьеры

В наследство — память предков

На свете живёт множество воспоминаний. Они очень разные, как и люди, в чьей памяти рождаются образы, картины и чувства из прошлого. Но всегда можно найти что-то общее даже между воспоминаниями представителей двух абсолютно разных миров, культур, которые далеки друг от друга, как две планеты из разных вселенных.

В этом году Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки “Азия — Сибирь — Европа” представил две мировые премьеры. Первое произведение создано японским автором: композитор и дирижёр Ёши Сугияма написал сочинение “Шаги” специально для красноярского фестиваля. Произведение для струнного оркестра и традиционного японского инструмента сямисена связало не только далёкие эпохи и современность Страны восходящего солнца, но протянуло нить между Сибирью и Японией. Согласно одной из легенд, которой склонен верить композитор, когда-то родиной японского народа могла быть наша земля, а точнее Бурятия. Как одно из доказательств этой гипотезы — родство музыкальных инструментов коренных народов с сямисеном. Для Сугиямы “Шаги” — с одной стороны, воспоминание о своих далёких корнях, возвращение на родину предков. С другой — шаги в профессии. А в творчестве, как известно, ничего нельзя создать на пустом месте. И здесь невозможно обойтись без генетической памяти: пригождается всё, начиная от фольклора и заканчивая авангардными направлениями музыкальной культуры XXI века. Язык, которым Ёши Сугияма рассказал свою историю, непрост для уха, привыкшего к классической европейской музыке. В музыке японца — свой код, доступный, наверное, только посвящённому. Но тот, кто интуитивно, кожей смог почувствовать вибрацию пространства и времени, получил особое удовольствие. Удивительно, но Сугияме как дирижёру удалось соединить почти на клеточном уровне музыкантов, которые познакомились всего за несколько дней до премьеры: польский оркестр Baltic Neopolis Virtuosi, исполнитель на сямисене Хидэдзиро Хондзё и Красноярский камерный оркестр.

Второе премьерное произведение фестиваля — “13 вариаций на тему хорала Zdrowas badz Maryja” (или “Воспоминание о Варшаве”) — оказалось более понятным для красноярского слушателя. В сочинении Марчелло Низинмана есть всё, что и близко душе русского человека, который любит пограничные состояния, душевное смятение, неясные очертания прошлого и будущего, боль, страсть и тихую грусть. Всё это можно было считать в произведении композитора с непростой семейной биографией. Его предки покинули Польшу перед Второй мировой войной, отправившись в Аргентину. И в концерте чувствуется, как смешиваются две культуры, как в шопеновский мир врывается аргентинское танго, и наоборот. Спустя много лет Низинману предстоит совершить путь назад, в родной дом, воспоминание о котором, как навязчивый сон, не давало покоя композитору, родившемуся в Латинской Америке. Этот противоречиво прекрасный мир представил замечательный коллектив молодых, но виртуозных музыкантов из Польши Baltic Neopolis Virtuosi, который словно авиалайнер переносил слушателей с одного континента на другой.

Нюанс

Заключительный концерт фестиваля состоится 22 сентября в малом концертном зале филармонии. Завершит международный музыкальный форум концерт, в котором на сцену выйдут легенда русской фортепианной школы Элисо Вирсаладзе, дирижёр Мария Бенюмова и Красноярский камерный оркестр. Музыканты исполнят музыку Бетховена и Шумана.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА