Персона

Ольга Косырева: “Шокирует леопард? Засеките время!”

Историк дизайна, критик, кандидат филологических наук рассказала красноярцам, чего ждать от дизайна интерьеров в ближайшие годы.

Ольга Косырева: “Шокирует леопард? Засеките время!”

Историк дизайна, критик, кандидат филологических наук… Приезда в наш город Ольги Косыревой красноярские дизайнеры ждали несколько лет, засыпая эксперта письмами с вопросами. Она посещает все важнейшие профессиональные форумы, занимается поисками самых интересных решений, следит за трендами и потом передаёт знания российским дизайнерам. Потому что уверена: рано или поздно все эти веяния окажут влияние на жизнь каждого человека, даже совершенно далёкого от дизайна.

Ольга рассказала красноярцам, чего ждать горожанам от дизайна интерьеров в ближайшие годы.

— Коллекции одежды сейчас сменяют друг друга по четыре раза в год. Так как можно говорить о трендах в интерьерном дизайне, если мода столь стремительна? Ведь дизайнер не успеет закончить работу, как всё устареет.

— Тренды бывают краткосрочные и среднесрочные, есть ещё метатренды. Первые описывают фактуры, цвета, орнаменты и длятся три-семь лет. Среднесрочные тренды продолжаются в течение десяти лет и касаются человеческих настроений, ожиданий. Так целое десятилетие длится мода на mid-century modern — модерн середины века. В эпоху последнего экономического кризиса люди испытали потребность в уюте, и они обратил взор на интерьеры послевоенного времени: мягкую мебель с деревянными подлокотниками на тонких расставленных ножках, окна в пол, дающие много света, тумбочки, обои с интересными орнаментами, обтекаемые формы. То, что сегодня называют скандинавским дизайном, — это тоже модерн середины века, просто с северным уклоном. Ну а метатренды держатся по 25 лет и более. Это идеология, философия интерьера, на которую влияет развитие общества.

— Недавно на одном из мировых форумов дизайнерские компании показали всё, что будет определять интерьеры на ближайшие годы. Что же нас ждёт?

— Возвращаются 70—80-е, самое время пересмотреть “Санта-Барбару” и вернуть всё то, что вы успели перевезти на дачу. Хороший торшер или кресло из 70-х сейчас на аукционах уходит в считанные часы за бешеные деньги. А один из самых модных интерьеров от Gianfranco Ferre Home вызывает ощущение, что попал в брежневскую эпоху — всюду коричневая мебель и наши “советские” шкафы. Этот коричневый оттенок, с которым у нас не очень хорошие ассоциации, впервые за долгое время снова возвращается в мебельный дизайн.

Также в интерьере наступает время цвета, ярких сочетаний, орнаментов, фантазийных узоров. Никакого спокойствия! В своё время глянцевые редакторы потратили 15 лет, объясняя, что туфли к сумочке подбирать не стоит. Теперь дизайнеры интерьера занимаются тем же. Сейчас в одном предмете можно сочетать белый металл и жёлтый, и это не будет признаком дурного вкуса. Наоборот, моветоном становится интерьер, в котором всё логически выверено.

Ещё в интерьер возвращается неон, различные трубки и светильники. Новый год все встретили под знаком пайеток на одежде, и это продолжится в интерьере уже на коврах и поверхностях мягкой мебели. А диско-шары предстают в виде лежанок и кресел. Тумбочки же и полки украшает бахрома, много мебели из плетёных современных материалов, но только не из ротанга. Спокойные цвета обретают глубину: не зелёный, а изумрудный, не красный, а бордовый, не серый, а антрацит. Возвращается и леопардовый принт…

— Леопард? Не может быть!

— Когда я выставила в Инстаграме фото с этим принтом, получила около трёхсот комментариев с возмущениями. Но одна читательница вдруг написала, что она всегда считала его пошлым, а себя серьёзной мамой двух детей, но совсем недавно ей вдруг захотелось купить какой-нибудь леопардовый аксессуар. Вообще, если какой-то тренд вас шокирует и вы его не принимаете, засеките время. Это всегда происходит одинаково: год назад в одном из магазинов я увидела огромные манекены в расклешённых штанах с бахромой — “привет, хиппи”. Остолбенела и вышла. А через год в декабре всё было завешано такими штанами, и мы уже спокойно спрашивали их стоимость и прикидывали, может быть, в самом деле, примерить? Сейчас все европейские магазины завалены вещами с анималистичными принтами, и скоро всё это появится в интерьере в виде обоев, плитки, ковров. А потребитель к этому привыкнет.

— Но остромодные тренды могут быстро надоесть и отправится на свалку. А как же модная концепция ответственного потребления и отказа от одноразовых вещей?

— Даже самый маленький стилевой тренд остаётся актуальным не менее чем три года. При этом если вы в квартире заделаете леопардовыми обоями всё, включая туалет, то просто скоро сойдёте с ума. Но если остромодный тренд будет аккуратно вписан в интерьер, то прослужит многие годы. И это вполне в духе ответственного потребления.

Вообще у людей есть большая иллюзия, что серьёзный ремонт они делают на всю оставшуюся жизнь. А сейчас уже ясно, что современные горожане стали очень мобильными. Они часто переезжают с места на место, часто меняют всё и готовы в середине жизни начать всё сначала. Этого не отменить.

— В последнее время заметна тенденция: мамы в декрете без профильного образования заводят Инстаграм и “со знанием дела” начинают рассказывать об интерьерном дизайне, формулируя новые законы, Вы как к этому относитесь?

— Соглашусь с тем, что зачастую у этих блогеров обширная аудитория! Печально, конечно, что кто-то на веру принимает их измышления. Это сигнал дизайнерскому сообществу — где-то мы недорабатываем. Возможно, профессионалы говорят на непонятном языке, и наши сообщения не доходят до людей. Дизайнерам надо больше общаться с жителями и рассказывать им о переменах.

Хотя, глядя на аккаунт, всегда можно сказать, есть ли там что-то ценное: посмотрите на подписки, если там сплошные “ноготочки”, салоны или поставщики, то грош цена такой информации.

— Правда ли, что наши дизайнеры воспринимают всё медленнее, чем западные?

— Трудно сравнивать себя со странами, где дизайн существовал с конца XIX века. В СССР был интересный архитектурный дизайн, но не было бытового: люди жили в типовых квартирах, с одинаковыми предметами, никому в голову не приходило зонировать комнаты. Впрочем, в 20-х годах прошлого века в мире царствовала русский авангард, но с тех пор Россия больше никогда не была законодателем мод. Сейчас мы навёрстываем упущенное с безумной скоростью. Нас порой заносит на виражах, но в некоторых моментах мы даже опережаем остальных: западный мир живёт по принципу вечности — зачем менять стулья, если эти, двадцатилетней давности, ещё отлично служат? Мы же другие.

Наше молодое поколение интерьерных и предметных дизайнеров вполне заточено на то, чтобы получить международную известность. 23-летний Эдуард Еремчук в Ростове-на-Дону оформил маленький бутик одежды и получил 12 публикаций в авторитетных международных изданиях. Архитектор Дарья Зиноватная выпустила талантливую коллекцию мебели. Завораживающий дизайнер Фабио Новембре, когда был в Москве, обратил внимание на прекрасно оформленные пространства ресторана и клуба. Когда ему рассказали о российских ребятах, которые это сделали, он высказал сожаление, что не знает их имена, а они достойны признания. У нас многое делается на хорошем мировом уровне, но донести это до остального мира начинающим дизайнерам пока непросто.

— Куда лучше поехать учиться молодым людям, которые мечтают стать дизайнерами?

— Я скажу разочаровывающую вещь: успешными дизайнерами интерьера в большинстве становятся те, у кого есть не только профессиональное образование, но и хороший жизненный опыт. Эта работа предполагает не только художественное видение, умение сгенерировать идею и создать проект, но и очень крепкую практичную составляющую. А ещё психологическую, менеджерскую и инженерную подготовку. С этой точки зрения всё равно, где учиться в молодости. Нужно не вуз выбирать, а смотреть вокруг, изучать искусство, пробовать себя на практике хоть младшим помощником и никогда не переставать учиться. В целом архитектурное российское образование несколько архаично и не совсем подходит для дизайнеров. Города застраивать в них учат отлично, а вот в обустройстве интерьера не поспевают за веяниями времени. Если всё-таки есть мечта стать дизайнером, работать над частными проектами, создавать предметы, то стоит искать нужные кафедры. Например, сильная кафедра предметного дизайна есть в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Оттуда стажироваться идут в международные концерны. В Москве в Строгановке большой упор на декоративно-прикладное искусство, но динамичные современные люди работают на кафедре мебели. Если есть возможность ехать заграницу, то для предметных дизайнеров могу посоветовать голландскую Академию дизайна в Эндховене. Интерьерные школы сильны в Париже и Нью-Йорке. Но вообще порой будет больше толка, если получить общее дизайнерское образование и попасть на стажировку к кому-нибудь передовому.

Благодарим за содействие в организации интервью редакцию журнала “Дом снаружи и внутри”

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА