Персона

Сергей Ломанов: «В Красноярск пришла новая культура боления»

Спортивный директор ХК «Енисей» Сергей Ломанов о справедливости, судействе и будущем.

Сергей Ломанов: «В Красноярск пришла новая культура боления»

Хоккейный «Енисей» закончил сезон неожиданно рано. Уже в ¼ финала плей-офф чемпионата страны красноярцы уступили не хватающему звёзд с неба «Уральскому Трубнику». Первый матч в Первоуральске закончился судейским скандалом. Во втором поединке на нейтральном льду в Ульяновске «Енисей» не сумел взять реванш и продолжить серию. О причинах поражения и о сезоне в целом мы побеседовали с легендарным игроком и тренером Сергеем Ломановым.

  • Этот сезон для клуба уникальный. Стоило прошлый год потерпеть на «Локомотиве». Хотя и там мы не только терпели, а играли, вышли в финал чемпионата России. В этом году перешли в новый ледовый дворец. Для развития клуба, для его будущего – это потрясающий момент. Что касается спортивного результата, я бы не стал ставить неудовлетворительную оценку. Меня поражает мнения тех, кто не полностью разбирается в вопросе. Они считают, что судейство – это не так важно. Вот даже сейчас многие говорят, дескать, опять «Енисей» на арбитров жалуется. Судья может полностью изменить любой матч, если захочет. Одна ошибка может в корне перевернуть всё происходящее на льду. Когда к капитану команды подходят перед игрой и говорят: «Сергей, терпите», как это называется? Я не назову сейчас никаких имён. Но всё это происходило и не один раз.

- Если не называть имён, такое отношение будет продолжаться бесконечно.

  • Мы стараемся, реагируем, как-то боремся. Не могу спокойно к этому относиться. Ребята не заслужили такого. Мне не понять такого отношения к красноярцам. Сколько их играет в других городах, защищают честь страны на международной арене. Происходящее - не уважение к нашим хоккеистам, клубу, городу.

- Если бы вы и сейчас были главным тренером команды, такое судейство, как в Первоуральске имело бы место?

  • Об этом сейчас не стоит говорить. Я бы с удовольствием работал главным тренером, если бы всё зависело от меня. Но в том, что происходит, в такой роли участвовать не хочу. Я уже не мальчик, слишком эмоционален, жёстко реагирую, нервы не железные и мне дорого моё здоровье. Если бы всё было по профессиональным стандартам, в российском хоккее работали бы многие великие хоккеисты прошлого.

- Несмотря на такое судейство, мне кажется, что «Енисей» не показал своей лучшей игры ни в Первоуральске, ни во втором матче в Ульяновске. В чём причина?

  • У нас случился определённый провал в поколениях молодых хоккеистов. Наш бюджет не позволяет покупать всех, кого хочется. Основная подпитка должна идти из собственной школы. За 11 лет не пришло никого. Мы, конечно, искали талантливых ребят по регионам – в Абакане, в Кемерово. Сейчас растут хорошие парни, начиная с 2000 года рождения. Сегодня представили команде Егора Щетинина. Есть талантливые ребята 2002 года рождения, среди которых выделяется Марат Шарипов. По следующим годам также много перспективных хоккеистов, выигрывающих чемпионаты страны в своём возрасте. Мы выстроили систему и надеемся каждый год получать из школы не просто пополнение, а усиливать состав этими ребятами. Они плоть от крови «енисеевцы», с нашим менталитетом, с сильной психологией. Очень большая надежда на них. Хабаровск переманивает тех, кто ему нужен, кто быстро становится ведущими игроками. Мы так не можем. Если теряем кого-то, безболезненно заменить его сложно. Говорят, что вот из Красноярска игроки уезжают. Это естественный процесс, кто-то не подходит, кому-то предлагают лучшие условия. Другое дело, что в ближайшие годы мы сможем заменять ушедших, и у нас по-прежнему будет первоклассная команда. Определяющую роль в подготовке игроков сыграет новый дворец.

- Мне кажется, если бы второй матч с первоуральцами играли в Красноярске, спокойно победили бы при любом судействе.

  • Сейчас нет смысла загадывать. Мы и в гостях должны были побеждать. Но на поле творились «чудеса». Почему всё так грубо вышло? Да потому, что «Енисей» на голову сильнее «Уральского Трубника». Когда уровень соперников примерно равен, грамотный арбитр несколько раз может свистнуть в спорных эпизодах в какую-либо сторону и это, чаще всего, останется незамеченным. Но когда один из оппонентов гораздо сильнее… Любой может посмотреть запись матчей. От этого скандал и получается. Обычно сами судьи разговаривали и разговаривают с командой, игроками и тренерами по-человечески, все же живые люди. Не думал, что они пойдут на такое в дни универсиады. Это же инфоповод, который просто невозможно скрыть. Хоккей с мячом был представлен на играх. Люди увидели, какой это классный и интересный вид спорта, поняли, что его нужно дальше продвигать. И на этом позитивном фоне случился такой скандал. Меня удивило, что президент федерации хоккея с мячом приехал в Красноярск, пробыл около суток и при этом не появился ни на одном официальном мероприятии. В моём понимании он должен был быть здесь находиться всё время турнира. Встречаться с людьми, продвигать вид спорта. Ведь это необходимо для развития. Почему такого не было? Видимо, это просто не нужно. Я рад, что хоккей с мячом выходит на новый уровень. Заметил, что на стадион приходили семьями. Если раньше в мороз трибуны заполняли в основном мужчины со всеми известными атрибутами, то теперь условия стали гораздо комфортнее. Люди радовались, смотрели хоккей с мячом. В Красноярск пришла новая культура боления. Прошлая тоже была хороша, но время не стоит на месте.

- Согласны с тем, что уход Юрия Викулина стал невосполнимой потерей, а швед Патрик Шострём не смог полноценно его заменить и стать новым лидером обороны?

  • Юра Викулин – великий хоккеист. Но на Шострёма ссылаться здесь не надо. У него другое амплуа. Будь они вместе, у нас получилась бы классная оборона. В нынешних реалиях заменить Викулина не получилось. Юра принял такое решение, были свои причины у него. Мы хорошо попрощались, как и со всеми другими игроками. У нас бюджет не меняется на протяжении 10 лет. В Хабаровске приглашают всех, кого хотят. Ребята не бегут от нас, не уходят именно из «Енисея». У каждого для перехода свои причины. У того же Артёма Бондаренко. Мы с ним честно разговаривали. Впервые об этом расскажу. Он сказал: «Сергей Иванович, я отца уважаю и вас уважаю, ничью сторону принимать не буду, и в этой ситуации мне лучше уйти». Юра с Артёмом с детства не разлей вода. Теперь опять играют в одной команде. У Юры семья, «Енисею» он отдал много лет, условия в Хабаровске гораздо лучше, чего уж тут скрывать. Он сделал такой выбор. Я не знаю, смог бы я в своё время сдержаться, предложи мне условия в разы лучше. Но я в такой ситуации не был.

- По всему сезону, в тех матчах, когда у «Енисея» что-то не получалось, игра команды сбивалась на следующее: отдай мяч Миргазову или Ломанову, а они уже что-нибудь придумают. Точно также происходило и во втором матче с «Уральским трубником».

  • Я на итоговом собрании это озвучил. Обратился к игрокам. Все команды, с которыми мы соперничали, дают установку: «Мяч у Миргазова, смотрите за Ломановым и наоборот». Но на поле-то ещё 8 человек. Раз внимание противника сосредоточено на двух хоккеистах, надо этим пользоваться. В тренерские моменты по ходу сезона не вмешивался. Исключительно по дисциплинарным моментам. Со стороны говорят, мол, Ломанов всё равно лезет, Ломанов мешает. Это не так. Я что с ума сошёл? Сам никогда никому вмешиваться в тренерский процесс не позволял, так чего ради я буду лезть и мешать? Тренерский штаб сам принимал решения. Если они ко мне приходили, спрашивали совета, всегда помогал, но никакого вмешательства извне, диктаторства не было. В раздевалке часто находился, но не лез в тренерские дела.

- Вам не скучно было в этом сезоне без активной тренерской деятельности?

  • Не скучно. Я устал. Точкой перелома стал прошлогодний финальный матч, в котором мы проиграли Хабаровску 1:8, хотя, считаю, были не слабее. Первый тайм был равным, не реализовали много моментов и играли на самом деле хорошо. А во втором побежали всей командой вперёд, спасать отечество. Для меня то поражение стало ударом. Силы не беспредельны, отдых был необходим. В голове чего только не накопилось. Не буду об этом говорить. Много знаю, но это закрытая тема.

- У Хабаровска неограниченные ресурсы, как с ними бороться? Своя школа – это хорошо, но ведь если не приобретать готовых, высококлассных хоккеистов, побеждать «СКА-Нефтяник» нереально.

  • Ничто не вечно. Сегодня неограниченные, завтра может всё измениться. Рано или поздно денежный поток иссякнет. А если есть хорошая школа, дающая классных хоккеистов, у тебя всегда будет сильная команда. Нам необходимо позаботиться о том, чтобы красноярские молодые игроки росли на хорошем хоккее, видели игроков мирового уровня на нашей арене. Нужно сделать такую команду, чтобы хоккеисты, пусть и иностранные, приносили пользу молодёжи, чтобы она обучалась у них. Сейчас в команде есть игроки, у которых сложно чему-то научиться. Василий Дмитриевич Трофимов – лучший из тренеров, с кем я когда-то работал, – запрещал мне смотреть матчи слабых соперников. Мы были на сборах на «Медео». Я ходил понаблюдать за играми команд, которые также проводили там сборы. Так он гнал меня оттуда, говорил: «Ты не должен смотреть такой хоккей». У меня на всю жизнь это осталось. Ребята должны расти рядом большими мастерами.

- Сергей Ломанов остаётся ещё на сезон?

  • Конечно.

- Ходили слухи, особенно после матча в Первоуральске, что ему всё надоело.

  • Всем надоело, ну так что теперь, взять и закончить? Такие ситуации – огромный психологический груз. У нас Шострём сказал: «В Швеции чемпионат заканчивался, ещё силы оставались, а сейчас я просто высушен». Знаете, что обидно? Тот же Патрик вернётся в Швецию и расскажет, что происходило. Это же позорит наш чемпионат. Действия арбитра в первом матче с «Уральским трубником» признаны обоснованными. Как? За одну ошибку в футболе дисквалифицируют. А у нас что происходит? И ведь не только с «Енисеем». Другие клубы тоже не удовлетворены положением дел в нашем хоккее, все всё видят и молчат. Попробуй, выскажись, сто тысяч штраф.

- Сергей после матча в Первоуральске прямо у бровки высказал всё, что думает о президенте федерации. Что теперь будет?

  • Серёгу спровоцировали. Не знаю. Что-то будет. Сергей эмоционально высказался в сторону президента федерации, а тот что делает? За что к нам такое отношение, если мы делаем всё для развития хоккея с мячом? Вы представляете какие эмоции бушевали в душе сразу после матча. Я вот чего не могу понять. Каждый клуб платит взносы в федерацию хоккея: за участие в чемпионате, за финансовое обеспечение судей домашних матчей. Фактически федерацию содержат клубы – все в равной в мере. Так почему же такое разное отношение к одним и другим? То что, произошло с нами, с «Енисеем» получилось грубым и топорным. Что, они силу показали? Я хочу, чтобы наш вид спорта развивался. На универсиаде он себя показал, надо делать всё возможное, чтобы и на Олимпиаду попасть, а не принижать ценность и зрелищность нашего вида спорта.

- Несмотря на всё происходящее, на следующий сезон смотрите с оптимизмом?

  • Конечно. Мы все вместе работаем над тем, чтобы вернуться на прежние позиции. Мы всё знаем, всё видели. С 2011 года мы в первый раз остались без медалей. Когда-то такое происходит с любой командой. Раз так случилось, значит, это было нужно. Мы же не сидим и слёзы не проливаем. Анализируем, смотрим на все вещи, которые нужно исправить. У нас сейчас уникальная материально–техническая база, мы обязаны ею воспользоваться и делаем это.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА