Персона
Наталья БОБРОВА : "Горячее питание – здоровая привычка на всю жизнь"
Дети в общеобразовательных учебных заведениях должны получать качественное, полноценное питание — таков посыл концепции развития системы школьного питания, которая разрабатывается в Красноярске.
Дети в общеобразовательных учебных заведениях должны получать качественное, полноценное питание — таков посыл концепции развития системы школьного питания, которая разрабатывается в Красноярске. Над проектом трудится рабочая группа, в составе депутатов Красноярского городского депутатов, представителей общественных организаций “За честные закупки”, “Объединение потребителей России в Красноярском крае”, Роспотребнадзора; департаментов социального развития, экономической политики и инвестиционного развития, главного управления образования администрации города. Все члены рабочей группы внесли свои предложения в проект концепции, которую скоро будут обсуждать депутаты горсовета. Рассказывает Наталья Боброва, заместитель главы города — руководитель департамента социального развития.
— Рациональное, правильное питание — одна из главных составляющих здорового образа жизни, это в полной мере относится и к детям. И уже давно доказано, что полноценное и сбалансированное питание способствует не только профилактике различных заболеваний, но и повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Поэтому так важно организовывать горячее питание в школах, где ребёнок проводит немало времени. Важна и пропаганда здорового питания в учебных заведениях. Привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются до старости. Формируются они в семье и в системе организованного детского питания. Но прямо повлиять на то, что едят в семье, практически невозможно, а школьная столовая может и должна стать тем местом, где ребёнка учат правильно питаться, формируя привычку на всю жизнь.
Таким образом, в школах нужно создавать современные и безопасные условия для организации качественного питания учеников. Этому и должна поспособствовать разработанная концепция развития системы школьного питания.
— Какие основные задачи призвана решить концепция?
— Задачи были сформулированы исходя из выявленных при изучении вопроса проблем. Выяснилось, что в школьных столовых работают на устаревшем оборудовании. Что за деятельностью операторов по предоставлению услуг школьного питания отсутствует должный контроль. Что качество питания детей оставляет желать лучшего, что имеет место невысокий показатель охвата учеников горячими обедами. Соответственно, были сформированы три основные задачи концепции.
— По логике одна из задач — ремонт и оснащение школьных столовых новым оборудованием?
— Да, и работа по модернизации и оснащению технологическим оборудованием пищеблоков школьных столовых уже проводится. Так, в школах № 45 и 78 отремонтированы пищеблоки, также для этих и ещё девяти учебных заведений приобретено оборудование для приготовления пищи. Планируется поэтапно привести в порядок все школьные столовые: отремонтировать пищеблоки, установить высокотехнологичное оборудование, новую мебель, закупить посуду.
Кроме того, ведутся работы по оснащению школьного комбината питания. Например, в прошлом году закуплено оборудование для подготовки, раздачи и хранения полуфабрикатов и готовой продукции.
Вторая задача разработанной концепции — обеспечение качества и безопасности системы питания в общеобразовательных учреждениях города. Для её решения предполагается, во-первых, организовать на базе школьного комбината питания лаборатории для проверки качества поступающего в учреждение сырья, а также готовой продукции, реализуемой в школах. В прошлом году был проведён ремонт в помещении для размещения лаборатории. Уже приобретено часть необходимого оборудования, в том числе специализированные шкафы и сушки для посуды, мебель, плита лабораторная, рассев с расходными материалами. В ближайшей перспективе планируется провести аттестацию лаборатории, а после трёх лет работы подать заявку на аккредитацию. Во-вторых, для контроля за качеством школьного питания концепцией предусмотрено проведение совместных торгов с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания.
— Что значит “торги с ограниченным участием”?
— При таких торгах к его участникам предъявляются дополнительные требования. В данном случае концепцией предусмотрено, что к конкурсу допускаются поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации в области общественного питания. Учитывается деловая репутация участника закупки: количество отзывов, благодарственных писем в его адрес. Также у конкурсанта должен быть опыт работы по контрактам на оказание услуг общественного питания.
Немаловажный момент: при организации совместных торгов объём закупок услуги по организации питания существен — 500 тысяч рублей, значит, в конкурсе могут участвовать лишь крупные игроки, которые могут предложить более выгодные условия и качество услуг. А крупного поставщика проще контролировать и государством, и общественностью.
Проводить такие торги рекомендовано Счётной палатой края после проверки использования средств на организацию и обеспечение питанием учеников школ в 2016 году. Такие пожелания высказывали и представители общественных организаций, которые ведут борьбу с фальсифицированными продуктами. Практика проведения совместных торгов на оказание услуг по организации горячего питания уже внедряется. Если раньше со школами сотрудничали комбинат питания и индивидуальные предприниматели, то по итогам недавних торгов все общеобразовательные муниципальные учреждения будет обслуживать комбинат питания, который стал победителем конкурса.
— Наталья Леонидовна, как концепция предлагает решать проблему охвата школьным питанием максимального количества учеников?
— Это предусматривает третья задача концепции — усиление контроля над деятельностью операторов школьного питания в общеобразовательных учреждениях города. Решать её предполагается, в частности, с помощью внедрения системы безналичной оплаты питания в школах. Такая система расчёта, с одной стороны, позволяет делать прозрачными доходы оператора школьного питания, с другой — получать достоверную информацию о количестве детей, которые обедают в школьных столовых. Эти данные можно анализировать, чтобы выстраивать дальнейшую траекторию развития школьного питания.
Другое большое направление по усилению контроля над деятельностью операторов школьного питания — привлечение к этой работе родителей и общественности. Она включает самые разные мероприятия — и организацию работы горячей линии, и привлечение родителей, общественников к участию в выездных проверках операторов питания в школах, и ежегодное анкетирование родителей по оценке качества питания в целях корректировки рациона детей. К слову, в прошлом году в городе проводился опрос о качестве школьного питания. Родители и ученики могли внести предложения по изменению цикличного меню, оценить качество блюд, сообщить о фактах нарушения норм СанПиНа в школьных пищеблоках. Такие опросы важны, так как позволяют выявить слабые места и точечно решать возникающие вопросы. Мы надеемся, что и родители, и общественники будут активно участвовать в проверках операторов питания. И уже договариваемся с организацией “Объединение потребителей России в Красноярском крае” об общественном контроле, благодаря которому будет оцениваться качество питания по существующим стандартам. Причём проверками будут охвачены все стадии процесса, начиная со входного контроля за продуктами питания, поступающими в комбинат питания, и заканчивая оценкой готовых блюд, которые подают ребёнку в столовой.
— Предусмотрены ли концепцией какие-то конкретные целевые показатели? Есть к чему стремиться?
— Да, в концепции зафиксировано несколько показателей для оценки эффективности её реализации. Один из главных — охват школьников горячим питанием. Планируется, что уже в 2019 году 80 процентов учеников будут полноценно питаться в школьных столовых. Повышаясь из года в год, показатель этот должен достичь к 2022 году 95 процентов.
Уже в этом году есть намерение до 80 процентов увеличить количество школ, использующих современные технологии безналичных расчётов за питание. Сейчас организована работа по разработке конкурсной документации по отбору победителя на оказание услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за питание в школьных столовых.
Ещё один целевой показатель — к 2022 году должна быть обновлена материально-техническая база не менее 70 процентов школьных пищеблоков.
Таким образом, концепция задаёт траекторию развития школьного питания в Красноярске. Главный её смысл — питание в общеобразовательных учреждениях нужно организовать так, чтобы здоровым качественным питанием охватить большинство школьников.