Проспект культуры

Альбина Дегтярева: «Якутский хомус – это мои сердце и душа»

Якутская этно-исполнительница считает, что хомус – магический инструмент, с помощью которого можно общаться с носителем любого языка без перевода..

Альбина Дегтярева: «Якутский хомус – это мои сердце и душа»

Якутская этно-исполнительница Альбина Дегтярева считает, что хомус – магический инструмент, с помощью которого можно общаться с носителем любого языка без перевода и излечиться от многих болезней. На фестивале «Мир Сибири» артистка дала мастер-класс молодым исполнителям, на который собрались под сотню хомусистов из разных регионов Сибири.

  • Во времена моего детства хомус не был распространенным инструментом, - рассказывает Альбина, - но мне посчастливилось родиться в музыкальной семье, мои родители играли, учили меня и братьев. Когда я закончила университет, у нас в Якутии открылся музей хомуса народов мира, и возникла необходимость учить музыкантов уже профессионально. Я пошла преподавать в Высшей школе музыки, появились первые выпускники, сейчас они работают в музыкальных и общеобразовательных школах, в разных улусах, инструмент стал популярным. Сейчас в республике игре на якутском хомусе учат уже с детского сада.

- У вас на шее несколько инструментов, чем они отличаются?

  • У них разная тональность: один более низкий, другой более высокий, третий я придумала сама, отдала чертеж мастеру, а он сделал. На нем можно играть, не придерживая рукой, это удобно на концертах: можно играть и, например, держать микрофон. Звук у инструмента не изменился, только техника игры.

- На мастер-классе были ребята с тувинскими, алтайскими, хакасскими хомусами, насколько принципиальные различия между этими инструментами? Играете ли вы на других разновидностях?

  • В основном, я играю на якутском хомусе, хотя и другие инструменты мне знакомы.

Тувинский хомус мне очень нравится своей мелодичностью. Хомус каждого народа, на мой взгляд, связан с национальным языком, его фонетика и мелодика отражаются на звучании. Например, немецкий и австрийский маултроммель, норвежская мунхарпа при внешней схожести совершенно разные по звуку. Эти инструменты, в основном, нотированные, на них можно играть, изменяя ноты, это тоже очень своеобразно и красиво.

У китайского хомуса очень интересное звучание, ведь китайский язык – интонационный, и таким же образом китайский инструмент меняет интонации, это очень своеобразный звук.

Тувинский и киргизский хомусы дают более степное звучание, они очень мелодичные, этим и ценны. Сейчас, конечно, влияние якутского хомуса на другие национальные инструменты очень велико, и многие народы стараются возрождать свои хомусы, опираясь на традиционные якутские приемы игры.

- Но ведь есть объективная проблема, о которой говорили и участники мастер-класса: уходят мастера, которые знают секреты изготовления инструментов.

  • Да, проблема знакома, в Якутии тоже было сложно с инструментами. Но, к счастью, в 70-80-е годы в моем родном Вилюйском улусе мастер Иван Федорович Захаров-Кылыадьы уус обучил много желающих секретам изготовления и благодаря его школе в Вилюйском улусе работает много мастеров по изготовлению хомусов, получивших мировое признание: Чомчоо уус, Кылаан уус, Урюн уус, Тэлен уус… Это не все имена.

Важно наладить передачу знаний, только так можно спасти инструмент от вымирания.

На фото: участники фестивального спецпроекта Vibrations: Альбина Дегтярева, Сергей Старостин, ЛаФрей Ски

- Как выбрать качественный хомус?

  • Сложный вопрос. Опираться на свою интуицию: звук инструмента должен быть приятен на слух. У него должен быть одновременно гибкий и упругий язычок. Для хомуса важно, как говорят у нас, «долгое дыхание», - это когда при одном ударе звук длится дольше. Слишком мягкий язычок не подойдет начинающим, он может задевать зубы и трещать. У слишком твердого язычка «короткое дыхание», так что начинать надо с игры на среднем по этим параметрам инструменте, а потом уже, по мере нарабатывания техники, искать другой.

- А хомус может расстроиться?

Да, может, не то чтобы расстроиться… У меня был очень певучий хомус, на днях в эфире одной передачи играла на нем, а он не пел. Оказалось, что пошла трещина, и он сломался буквально перед выступлением. Иногда инструмент можно отдать в ремонт, иногда нет.

- Складывается впечатление, что у вас особые отношения с инструментами.

  • Конечно, имена я им не даю, хотя некоторые так делают. Но есть любимые хомусы, на которых я играю чаще всего, передаю свои эмоции, изливаю душу. В инструментах есть что-то живое, это факт, и с ними со всеми есть связь: мое сердце, моя душа в каждом.

Часто бывает после концертов просят продать хомус за огромное количество денег, но я не могу: это же часть меня самой, как можно продать душу?

Новый хомус я покупаю только когда прежний расстраивается, не могу их копить. Когда инструмент лежит, это тоже плохо, на нем надо играть, тогда он живет.

- Вы еще и специалист по горловому пению, насколько я знаю, не просто поете, а изучаете и возрождаете разные техники?

  • Я с детства не пела, начала поздно, после 30 лет. И желание возникло, когда я услышала пение старейшей исполнительницы якутских песен Марии Новгородовой из Верхоянского улуса в республиканском театре оперы и балета. Это настолько меня потрясло, просто перевернуло изнутри. Я до этого даже не испытывала желания петь, считала, что это не мое. Но вдруг из меня стали выходить песни в том стиле, в котором их пела Мария Новгородова. Они лились то ли изнутри, то ли сверху – не могла понять, но именно так.

Сначала я очень стеснялась этого, первыми слушателями стали мои ученики, и они тоже захотели научиться петь. Потом нас стали приглашать на выступления… Так постепенно я перестала стесняться и запела.

Вообще у нас в республике более развита не такая техника пения, в которой выступаю я и группа «Айархаан», но есть протяжное пение туул, популярно пение олонхо, песни в стиле дэгэрэн, есть хорошие исполнители, культура развивается.

- Талантливый человек талантлив во всем: вы известные еще и как модельер, даже получали премии за свои костюмы. Это вам зачем?

  • Ой, я не считаю себя модельером, я просто обычная якутская женщина, которая ведет домашнее хозяйство, готовит, убирает, обшивает всю семью, воспитывает детей…

Да, концертные костюмы для себя и группы придумываю шью я сама, с помощью мамы. Готовлю эскиз, делаю раскрой, начинаю шить – и уезжаю на гастроли, а мама дошивает. Так получается. Разве можно назвать меня кутюрье?

Наверное, у меня взаимосвязаны аудиальные и визуальные впечатления: когда я готовлю номер, представляю, какая должна быть пластика, образ, и так из звуков хомуса рождаются костюмы, это тесно переплетено и не существует одно без другого.

Справка

Альбина Дегтярева, заслуженная артистка Республики Саха (Якутия), виртуоз-хомусист, лидер группы «Айархаан», пропагандист якутской музыкальной культуры, певица, композитор, поэтесса.

Фото: пресс-центр "Мира Сибири"

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА