Стадион
Красноярских школьников научили испанскому футболу
В свои двадцать четыре года Хуан уже титулованный испанский тренер. Он имеет квалификацию профессионального международного тренера (UEFA) и недавно приехал в Красноярск.
Испанские страсти в сибирском футболе
Обычно со словом “тренер” ассоциируется уже взрослый человек с суровым выражением лица. Такой и правилам игры научит, и, если что, нагоняй устроит. Его уважают и побаиваются все в команде. Однако наш герой Хуан Мигель Ядо Гонзалес не совсем типичный тренер. Он молодой, добродушный и улыбчивый. Но это не мешает ему быть порой жёстким на поле. В свои двадцать четыре года Хуан уже титулованный испанский тренер. Он имеет квалификацию профессионального международного тренера (UEFA). Он приехал в Красноярск, чтобы учить наших юных футболистов.
— По правде говоря, опыт, который я получаю здесь, — бесценен. Мне очень нравится город, люди. У вас красиво по-своему. Природа впечатляет. В Испании нет, например, берёз. Мы почти за городом живём, здесь вокруг лес. Здорово, когда просыпаешься и много зелени вокруг. Говорят, зимы у вас холодные, но на то вы и русские, сильные люди, мороз вам нипочём. (Улыбается.)
По городу пока я не гулял, к сожалению. Не было времени. Прямиком из аэропорта приехал сюда, в спортивно-оздоровительный лагерь “Родничок”. Начал готовиться к тренировкам. Я провожу бесплатные мастер-классы для детей и молодых спортсменов. Ребята и персонал лагеря приняли меня отлично. Не чувствую себя чужим в вашей стране. Несмотря на языковой барьер, нахожу контакт со всеми. И это мне нравится. Мои коллеги-тренеры тоже приняли меня с улыбкой. Мне кажется, что я знаю их много лет. Мы вместе занимаемся с детьми и готовим выпустить их в большое футбольное море.
— А русская кухня Вам понравилась?
— Мне очень нравятся котлеты с пюре и борщ. (Смеётся.) Здесь, в лагере, кормят вкусно и по-домашнему. Тушёную картошку, супы, вареники и пельмени — всё ем с удовольствием.
— Насколько давно Вы занимаетесь футболом?
— Болею футболом с детства, как и вся моя семья. В Испании футбол — это целая религия. Там увлекаются им, играют абсолютно все. И каждый знает о футболе достаточно, чтобы обсуждать этот вид спорта практически на профессиональном уровне. То есть у нас футбол сильнее развит, чем в России.
Играть в футбол я начал в четыре года. А тренерский опыт — восемь лет. Прошёл путь от помощника до самостоятельного тренера.
— Что нравится в тренерской работе?
— Люблю работать с детьми — передавать свой опыт. При этом сам учусь у них. Приятно видеть, как мои воспитанники развиваются и достигают успехов. Очень горжусь ими. И мне приятно, что они меня не забывают.
— Когда Вы поняли, что пора стать тренером?
— Я одновременно был помощником тренера и играл за взрослую команду в третьем национальном дивизионе Испании. И понял — нужно сконцентрироваться на работе тренером. Почувствовал, что готов передавать полученные знания и опыт другим.
— Работа с детьми — благодарная?
— Конечно, когда мои дети делают что-то хорошо, я чувствую, что работаю не зря. Но на самом деле не так важны успехи в игре, как воспитание личности игрока. Ведь в футболе прививаются такие качества, как дисциплинированность, самоконтроль, выносливость, упорство. Всё это и формирует будущих чемпионов. Нет такого, чтобы известный футболист просто плыл по течению. Он всегда знает, чего хочет, и стремится достичь поставленных целей. Стараюсь привить такие качества, такое сознание и своим подопечным. А ещё они должны знать, что получат поддержку от меня в любое время.
— Среди Ваших воспитанников есть дети, которые добились высот в мировом футболе?
— Да, есть. Один парень сейчас играет в высшем дивизионе (“división de honor” — дословный перевод “дивизион чести”). Это для спортсмена высшая точка мастерства. В высшем дивизионе играют такие клубы, как “Реал” и “Барселона”. Есть ребята, которые играют в футбольных клубах “Вильярреал”, “Эспаньол”, “Мальорка”. Многие испанские футболисты — мои выпускники.
— Сибирские юные футболисты чем-то отличаются от испанских?
— Технически и физически уровень похож на испанский. Проблема, которая есть у ваших детей, — они не понимают тактики игры. Им сложно играть и мыслить на поле, а это самое главное. И этому нужно учиться. Футбол не просто игра, где бегают по полю и забрасывают мяч в ворота. Здесь много тактики и стратегии. Спортсмены вместе с тренером просчитывают ходы, ставят игроков так, чтобы добиться желаемого результата. Ваши юные спортсмены понимают, если им говоришь, что делать: “беги туда”, “делай это”. Но если что-то чуть меняется и нужно принимать самостоятельное решение, они теряются на поле. Потому что детей не знакомят с теорией футбола.
— Как это исправить?
— С самого детства нужно делать правильные упражнения, изучать теорию, которую потом отрабатывать на практике. Я обучаю детей по специальной методологии испанских футбольных клубов. И сам постоянно нахожусь в процессе обучения, повышаю квалификацию. Это приносит плоды, и я могу ещё лучше тренировать детей.
Скажу честно, что среди молодёжи колоссальное количество перспективных спортсменов. И здесь, в Красноярске, они тоже есть. В России много талантов, которые были загублены неквалифицированными тренерами. Как бывает: приходит мальчик на футбол. Играет хорошо, а потом на каком-то этапе стимул у него пропадает, например. А тренер не может выявить причину. Мальчик начинается заниматься всё меньше и меньше и затем перестаёт играть вовсе. Это проблема. За рубежом ситуация другая — там ценен каждый кадр. У нас бережнее относятся к людям.
— Вы знакомы с местными взрослыми футболистами?
— Нет, но я бы очень хотел познакомиться с ними и в принципе оценить уровень ваших сибирских клубов. Но на игры к нам ходили только маленькие футболисты.
— В России у клубов есть обязанность выпускать на поле одного молодого игрока. В Испании по-другому?
— Насколько я знаю, в России сейчас вводится новое правило: в команде должен играть хотя бы один воспитанник этого же клуба. Это правильно. В любом случае, стране требуются молодые таланты. И первое, куда должно смотреть руководство, — на своих воспитанников. Подбирать игроков из своих молодых футболистов. Россия — богатая страна. У вас много людей, много ресурсов. Молодые люди просто обязаны пользоваться этими ресурсами, чтобы становиться чемпионами. Здесь не только о футболе речь. В любом виде спорта можно воспитать чемпионов. И мы, тренеры, которые каждый день видят успехи и неудачи своих подопечных, должны способствовать тому, чтобы спортсмены добивались успехов на Родине.
— В России есть лимит на легионеров. Есть ли такое в Испании? Хорошо ли это?
— В нашей Сегунде Б из двадцати пяти игроков, с которыми футбольные клубы подписывают контракты на сезон, минимум семь человек должны быть младше двадцати трёх лет. В полупрофессиональных лигах такого нет. Что касается легионеров, здесь вопрос сложнее. У нас разрешено брать в команду только пять футболистов из-за границы. Не из европейской страны. А у вас зачастую предпочитают покупать игроков из других стран, нежели воспитывать своих. В Испании немного по-другому. Мы лучше инвестируем в футбольную базу, вырастим десять футболистов, из которых продадим восемь, а двоих оставим себе. Неразумно тратить миллионы на одного спортсмена, а остальных оставить в стороне.
НЮАНС
В Испании принято делить футболистов на отдельные возрастные категории. Дети там начинают играть в футбол в три-четыре года, но без соревнований. С 10—12 лет начинается серьёзная игра.
Весь испанский футбол делится на множество дивизионов. Футболисты разбиты по лигам, начиная с самого раннего возраста.
Взрослый футбол начинается с четырёх любительских дивизионов в каждом испанском регионе. По сути, их можно сопоставить с чемпионатами краев и областей в России.
Далее следуют полупрофессиональные лиги, которые в Испании разбиты по регионам. В России им сопоставляются Профессиональная футбольная лига и чемпионаты федеральных округов.
И замыкают вершину олимпа две профессиональные лиги – Segunda A и Primera (она же La Liga). Именно в Ла Лиге выступают гранды испанского и мирового футбола - “Барселона”, «Реал» (Мадрид), “Атлетико” и другие команды.