Проспект культуры
Как менялся Красноярск на картинах художников
Шесть картин из разных эпох про то, как рос и развивался наш город
Сегодня героем нашей публикации стало не какое-то место или здание краевого центра, а весь город. Причём вспоминаем историю города на Красном яру не через фотографии, а через картины художников, красноярских и проезжих, известных и не очень...
Борис Ряузов. 1628 год. Землепроходцы у Красного яра. 1976 год.
Сибирский живописец Борис Ряузов Красноярск писал много и охотно. По мнению искусствоведа Любови Шиповаловой, в пейзажах Ряузова наблюдается изумительно тонкое сочетание тонов и полутонов, напоминающих перламутровые розовато-серебристо-зеленоватые жемчужины или нити жемчуга. Художник идёт по пути обобщения, идеализации. Верность реалистическому отображению действительности, пафос торжественности и величественности звучания в её передаче, без противоречий и конфликтов — таков взгляд художника на город. При этом Ряузов особое внимание уделял урбанистическому ландшафту. Недавно выстроенные высотные здания, просторные проспекты, линия горизонта из дальних гор, чистое небо над головой — таким предстаёт современный Борису Ряузову набирающий силу Красноярск семидесятых. Будто завороженный городом, ставшим ему родным, художник писал не только новые проспекты, индустриальные контуры промзон… Активно он занимался и исторической конструкцией, демонстрируя свой взгляд на прошлое.
Андрей Мартынов. Вид Красноярска и реки Енисей. Начало XIX века.
Самые ранние из известных изображений нашего города принадлежат руке живописца, воспитанника Императорской академии Андрея Мартынова. На берегах Енисея он оказался вместе с посольской миссией, которая остановилась в городе на длительный срок. По итогам своего путешествия Андрей Ефимович составил атлас посещённых мест, а также записки “Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств российской”. Наш город один из немногих, представленных несколькими картинами (шесть пейзажей). Воспоминания художника говорят о том, что он был поражён увиденным. “По прекрасному местоположению своему по справедливости назван он Красноярском. Как в городе, так и в окрестностях его на каждом шагу встречаются виды, достойные кисти художника, вспоминающие прелестную Швейцарию...” — написал Мартынов. В акварели “Вид Красноярска и реки Енисей” доминирует пейзажный вид. Сам город едва угадывается вдали, хорошо видны купола Воскресенского (Рождественского) собора, строительство которого завершилось в 1773 году (этот храм разрушен в начале 1960-х). На переднем плане изображены прогуливающиеся по правому берегу реки персонажи. В своей работе художник смело сопоставляет зелень деревьев и пронзительную голубизну вод Енисея у береговой линии.
Василий Суриков. Вид на Красноярск. 1909 год.
Первый большой и долгоиграющий живописный сериал о городе сделал наш земляк Василий Суриков. Он очень много рисовал Красноярск. В каждый свой приезд посещал городской сад, ходил и катался по улицам города, ездил на гору, где стоит часовня. Любовался городом и его окрестностями и запечатлевал эти виды. “Ни один хороший охотник не пойдёт в поле без ружья, так и художник — без красок и альбома”, — говорил он.
Тойво Ряннель. Красноярск — город на Енисее. 1950—60-е гг.
Как признавался сам художник, добрая половина его картин, этюдов и акварелей так или иначе связана с Енисеем. Тойво Ряннеля всю жизнь увлекала река и люди, живущие на ней. “Здесь напрасны поиски классических архитектурных ансамблей, но всё же Красноярск имеет своё неповторимое лицо, он встал на берегах и островах Енисея, поднялся на яры и горные склоны, — написал художник в своей книге “Улуг-Хем, Енисей, Ионесси. Рассказ художника о великой сибирской реке”, вышедшей в 1970 году. — Городской пейзаж Красноярска связан с величественной природой — и я не могу представить Красноярск без Енисея, не могу представить Енисей без гигантских мостов и железных журавлей портовых кранов, без сутолоки красноярских проспектов и пристаней. <...> Оказавшись вдали от Енисея, я невольно всё сравниваю с ним. Так, на Босфоре я оценивал берега турецкие: почти как Енисей, только берёз и сосен не хватает. проплывая мимо берегов Алжира, я смотрел на сизые в дымке Атласские горы и вспоминал горы над Енисеем...”
Андрей Поздеев. Вид на зимний город. 1960-е.
В своих картинах Андрей Поздеев стремился к пространственной открытости и взгляду сверху. Декоративность позволяла ему передавать динамичную, стремительную жизнь улиц, перекрёстков и массивов. Как пишет Любовь Шиповалова, яркие цвета рождают красочный ковёр, на котором, словно в переплясе, в нарядных ситцевых платьях “выступают” улицы и дома. Зимние пейзажи, точно медленный хоровод, участники которого “подмигивают” глазами-окнами, заманивают теплом дымящихся печных труб. “Я столько переписал этот город и всё это пульсирующее, живое — всё рядом, — отмечал художник. — Это всё время жизнь, движение”.
Мария Воронова. Красноярск. 2007 год.
Мария Воронова — представитель нового поколения художников, которые ищут новые формы отображения мыслей и чувств. Они активно используют приёмы тех течений и направлений в живописи, которые принёс в искусство прошедший XX век. Как отмечают искусствоведы, заметно стремление к использованию приёмов абстрактной живописи, сюрреализма, фольклора и примитива. Это не недостаток, а закономерный процесс становления личности художника, поиск своего стиля.