Детский район
Как усыновить ребенка? Инструкция для приемных родителей
В Красноярском крае ежегодно без родителей остаются около 2000 ребятишек. Все они очень хотят вновь обрести семью.
Каждый год в Красноярском крае около двух тысяч детей остаются без попечения родителей. Некоторые задумываются над тем, чтобы стать приёмными родителями. Мы расскажем пошагово, каков путь от первой мысли об усыновлении ребёнка или взятии его под опеку до создания крепкой семьи. В этом нам поможет эксперт Ольга Абросимова, директор краевого центра развития семейных форм воспитания — учреждения, которое занимается судьбами детей-сирот уже почти двадцать лет.
Начинаем с собеседования
Отправной точкой становится первичное интервью — собеседование с сотрудниками центра. Специалисты по семейным формам воспитания выслушивают кандидатов в приёмные родители, отвечают на их вопросы и задают свои. На этом этапе важно понять, насколько осознанно и взвешенно принимается решение.
— Каждое интервью по-своему уникально, — говорит Ольга Борисовна. — Люди раскрываются, делятся страхами, сомнениями. А мы пытаемся снять с них розовые очки, развеять устрашающие мифы. Такой доверительный разговор обязательно должен состояться. Нужно пройти путь работы над собой. Когда человек не подготовлен, а просто видит в СМИ или соцсетях фотографию ребёнка-сироты и решает его взять, это чаще всего эмоции. Есть риск разочарования, возврата ребёнка, а значит, нанесения ему психологической травмы. Уже второй — потому что когда-то его предали близкие люди.
Чему учат в школе приёмных родителей?
Тех, кто после интервью не передумает брать ребёнка, запишут на занятия в школу приёмных родителей, созданную в центре развития семейных форм воспитания. Это шанс ещё раз взвесить свои силы и возможности, проработать на тренингах разные ситуации с психологами, задать актуальные вопросы юристам, медицинским работникам, опытным приёмным родителям.
— С 1 сентября 2012 года такая подготовка обязательна, — продолжает рассказывать Ольга Абросимова. — Некоторые сначала воспринимают это в штыки. Но через две недели у них буквально светятся глаза. Они понимают, что полученные знания ценны, несмотря на то, что все мы грамотные и умеем пользоваться интернетом и доступной методической литературой.
Свидетельство о прохождении школы прикрепляется к пакету документов на усыновление. И на взятие под опеку — тоже. Без него перечень будет неполным. Исключение составляют кровные бабушки и дедушки, которые собираются заменить своим внукам родителей: они могут не посещать школу. Хотя специалисты центра настоятельно советуют им не пренебрегать такой возможностью. Именно у пожилых опекунов и возникает больше всего проблем — из-за большого разрыва в возрасте с детьми и из-за непонимания современных реалий. Особенно остро это ощущается, когда у ребят начинается подростковый возраст.
За 2018 год в Красноярский краевой центр развития семейных форм воспитания поступило более 19 тысяч обращений, связанных с устройством детей, психологическими и юридическими вопросами. 1 300 выпускников школы приёмных родителей получили документ об успешном прохождении курса. 938 детей обрели новые семьи. А вообще за годы работы центра в Красноярском крае в семьи устроено более 10 тысяч детей. Это равно числу воспитанников 134 новых детских домов, которые могли бы открыться за эти годы.
Куда сдавать документы?
Следующим шагом должен стать поход в органы опеки и попечительства по месту жительства. Там кандидаты пишут заявление и им выдают “бегунок”, где сказано, какие справки и свидетельства необходимо предоставить. Большинство документов действуют в течение года — кроме медицинского заключения (оно актуально шесть месяцев) и свидетельства об обучении в школе приёмных родителей, которое бессрочно.
Кстати, специалисты советуют начинать сбор документов параллельно с поступлением в школу приёмных родителей. И желательно первым делом заняться оформлением справки об отсутствии судимости: на это может уйти от двух до четырёх недель.
Как только все справки будут собраны (и занятия в школе как раз завершатся), сотрудники службы опеки и попечительства обследуют квартиру, где предстоит жить ребёнку, и подготовят окончательное заключение о возможности стать опекуном или усыновителем.
В каких случаях не стоит торопиться?
Бывает, что на тренингах и консультациях люди понимают: несмотря на свои отличные человеческие качества и искреннее желание стать ребёнку-сироте опорой, они к этому не готовы. А есть моменты, которые уже с самого начала являются настораживающими.
— Сценарий первый, — перечисляет наш эксперт Ольга Абросимова. — Превалирует мотив “Я одинокая, и мне нужен ребёнок, чтобы состояться, выполнить свою миссию на Земле, скрасить своё одиночество”. Хотя если эти желания подкрепляются реальными возможностями, то в этом ничего плохого нет. Вторая ситуация — брак трещит по швам, женщине кажется, что ребёнок всё исправит. Это заведомо неправильная позиция. Также плохо ставить во главу угла материальный фактор — подсчитывать выплаты. Без желания дать сиротам тепло и кров это “не работает”. Ничего хорошего, скорее всего, не выйдет, когда людьми движет только жалость. И категорически нельзя пытаться заменить приёмным ребёнком своего погибшего. Идентичных детей не бывает, и боль только усилится.
Чем отличается опека от усыновления?
Опека — это принятие в семью ребёнка на правах воспитуемого. Ежемесячные денежные средства на содержание опекаемого ребёнка зависят от его возраста, пола, территориального расположения района, где он живёт. В Красноярском крае суммы варьируются от 7 до 28 тысяч рублей и ежегодно индексируются.
При усыновлении (или удочерении) дети-сироты попадают в семью на правах кровных, и дополнительных мер господдержки их новые родители не получают. Но при усыновлении малышей до трёх месяцев положено пособие по беременности и родам, а также выплаты по уходу за ребёнком до полутора и трёх лет. Усыновители, в семье которых появился второй или последующие дети, имеют право на материнский капитал, если оно не использовалось ранее. Или на краевой материнский капитал, если усыновленный ребёнок является третьим и принят в семью позднее 1 июля 2011 года. И усыновителям, и опекунам выплачивается единовременное пособие, которое составляет чуть больше 20 тысяч рублей.
— Мы в своей практике чаще всего сталкиваемся с оформлением опеки, но это связано отнюдь не с меркантильным интересом, — поясняет Ольга Абросимова. — Дело в том, что из двух тысяч сирот в нашем крае на сегодняшний день можно усыновить только десять процентов. У остальных есть родители: они либо сидят в тюрьме, либо находятся в розыске, либо документы не оформлены надлежащим образом. А запрос на усыновление имеется, очередь в банке данных составляет порядка 500 человек.
Как происходит выбор?
Когда все формальности улажены, наступает самый ответственный момент — поиск ребёнка. Первый “тур” — заочный: потенциальные родители просматривают базы данных. На сайте opeka24.ru размещены фото и видеоанкеты детей, с данными можно ознакомиться в спокойной обстановке, дома — вместе с другими членами семьи и родственниками.
После того как ребёнок найден, кандидаты отправляются к оператору регионального банка данных и просят направление на свидание. Оно действует 10 дней. Будущие родители могут один или несколько раз увидеться с ребёнком, пообщаться с его воспитателями, педиатром. И сказать: “отказываюсь” либо “согласен”.
— Если решено принять ребёнка в семью, родителям важно быть готовыми к адаптационному периоду, — предостерегает Ольга Абросимова. — И дети, и взрослые привыкают друг к другу. К тому же ребята, растущие не дома, воспринимают мир как опасный и ненадёжный. Неверно думать, что если купить ребёнку дорогой телефон и компьютер, создать комфортные условия в быту, то он сразу станет радостным и благодарным. Для этого нужно время. Опыт показывает, что благодаря заботе и усилиям у детей даже улучшается здоровье. Преувеличение думать и о том, что у приёмного ребёнка обязательно сформируются плохие привычки биологических родителей. На мой взгляд, воспитание сильнее, чем гены.
Кого-то может смутить необходимость держать перед органами опеки отчёт о расходах. Когда-то действительно требовалось сохранять чеки и объяснять, сколько денег потрачено на фрукты, а сколько на варежки. Сейчас от этого отказались, и контроль не выходит за пределы разумного.
Говорить ли ребёнку, что он усыновлён?
Многие психологи сходятся во мнении: ранить ребёнка может вовсе не тот факт, что его приняли в семью. Гораздо больнее узнать, что от него это скрывали. Но говорить правду или нет — решают только родители.
При этом помните: всегда есть вероятность, что легенда раскроется. Это станет испытанием, и чем младше ребёнок, тем легче он его перенесёт. А если он уже вступил в подростковый кризис, то признание может вызвать протест и недоверие.
Важно убедить детей, что любовь не зависит от того, родные ли они родителям по крови, что они в любом случае желанные и полноправные члены семьи.
Куда обращаться?
Центр развития семейных форм воспитания оказывает справочную помощь и консультирует по всем вопросам семейного устройства.
В Красноярске он расположен по адресу: улица Парижской коммуны, 33.
Телефон для обращений — 8 (391) 258-15-33.